Абрам мыс географические и гидрологические особенности. Абрам-Мыс: расположение, описание, природа, фото и отзывы туристов
С топонимом «Абрам» на Кольском берегу связано несколько названий. Кроме мыса и микрорайона Абрам-Мыс еще есть Абрам-пахта, отвесный скалистый берег Кольского залива в полутора километрах к югу от Абрам-мыса, и Абрам-тундра, возвышенность к западу от Абрам-пахты. Такое же название имела и Абрам-корга, отмель в Кольском заливе посреди фарватера, в 171 метре от Абрам-пахты. В настоящее время корга взорвана и убрана, так как мешала подходу судов в рыбный порт.
Все эти названия известны еще с XVII века. Правда, в документах 1608-1611 года писалось "Авраамова пахта" - так именовалась здешняя тоня, однако в документах того же времени никакого Авраама среди владельцев тони не значится.
Художник Поленов, общаясь с местными жителями, слышал легенду о Варлааме (Авраамии, Абраме)-Керетском - кольском священнике времен Иоанна Грозного. Там упоминается и отвесная скала, носящая название Абрамовой пахты. "Устное предание, - пишет Поленов в книге "Оживающий Север", - изменило имя Варлаама или Авраамия на Абрама".
А предание гласило, что на этой скале сидел черт, заграждавший выход из Кольской губы в Ледовитый океан. Этот черт покидал свою пахту, чтобы смущать Авраамия, когда тот стоял на молитве в часовне, черт входил в его дом, к его жене, под видом любовника. Когда Авраамий проехал с трупом жены мимо грозной пахты, черт в первый раз свободно пропустил человека к выходу в океан. Когда же Авраамий возвращался с истлевшим трупом жены, черта уже не было, и выход в океан с тех пор свободен.
В 3,5 км к северу от Абрам-корги, ближе к западному берегу, находится обсыхающая отмель Анна-корга. И это название не связано с владельцем тони. В начале XVII века здесь была "тоня Анокорга Микулки Злыгостя, что была проже сего Петровского монастыря игумена Гедеона с братиею". Возможно, что название тони Анокорга и отмели Анна-корга топонимы не тождественные, но и в этом случае проявилось народное творчество, образовав из "Ано" - "Анну", в противовес Абраму.
История самого микрорайона Абрам-Мыс начинается в 1920 году, когда на западной стороне Кольского залива, недалеко от устья ручья Варяжского, впадающего в Кольский залив чуть южнее нынешней улицы Лесной, возникло село Варяжский Ручей. В 1926 году здесь проживало около 20 человек. В тридцатые годы на ручье был сооружен водозабор для заправки водой буксиров и небольших судов. В 1937 году сюда перебрались судоремонтные мастерские с Торос-острова. Построены они были в 1930 г. для ремонта колхозных рыболовецких мотоботов. В 1937 году в становище Торос-остров проживало 600 человек, в том числе до 120 судоремонтников. После перебазирования мастерских у мыса Абрам и возникло село Абрам-Мыс. К 1938 году в нем проживало 379 человек. В настоящее время здесь Судоремонтный завод № 2 и благоустроенный поселок.
Во время войны на высоком обрывистом берегу Кольского залива, напротив Мурманска, у поселка Абрам-Мыс стояли части противовоздушной обороны, защищавший Кольский залив, военные объекты Полярного, Североморска и сам Мурманск от налета вражеской авиации. На этом месте в 1988 году и был заложен мемориальный комплекс, посвященный зенитчикам 1го корпуса ПВО. Тогда в сооружении этого мемориала приняли участие учащиеся мурманских школ, ГПТУ-14, курсанты МВИМУ, трудовые коллективы и воины Мурманского гарнизона. В комплекс вошли зенитная пушка, ракета, два самолета-истребителя - ЯК-9 и послевоенный Су-15, авиабомба и землянка.
При подготовке описания год назад материалы были взяты с сайта , который как оказалось сейчас уже не работает. Но скорее всего, первоисточник текста об Абрам-Мысе, это фрагмент статьи Василия Мужикова "Топонимы Мурманска " из Альманаха "Живая Арктика " №1 за 2000 год. Интересующихся историей края рекомендую пройти по ссылке.
До Абрам-Мыса интереснее добираться на катере . Ходит он утром (6:40, 7:15, 8:00) и вечером (17:15, 18:15) от Морского вокзала и через 10 минут вы на Абрам-Мысе (в выходные катер теперь не ходит). Расписание можно уточнить на сайте компании "МАСКО". С 2015 года движение пассажирских катеров отменено.
Автобусы:
24й
идет из Мурманска из центра города от улицы Ленинградской, это недалеко от вокзала, у заправки Роснефть. Ходит раз в час, но в районе 11, 16, 20 и 21 его нет, и расписание в выходные отличается от будней. Поэтому расписание уточните на остановке, особенно на обратную дорогу (с Абрам-мыса вечером автобус уходит в 19:15, а следующий только в 22:09). Конечная у него в самом Абрам-Мысе.
111й
от автовокзала (в Мишуково) ходит много лет без изменений по одному расписанию 6.30, 11.00, 14.50, 19.50. С трассы он сворачивает, заезжает на Абрам-Мыс, а потом возвращается на трассу и едет дальше по маршруту.
24й идет быстрее - он идет через «новый» мост, 111й ходит через Колу по «старому» мосту.
Продолжаю выкладывать свои впечатления от знакомства с самым крупным городом Заполярья, и сегодня мы отправимся на знаменитый Абрам-Мыс , место на западном берегу Кольского залива, где сегодня расположен отдаленный микрорайон города с одноименным названием. Здесь также находится Мемориальный комплекс, посвящённый 1-му корпусу ПВО, защищавшему небо Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Как и знаменитый "Алёша", Абрам-Мыс считается довольно сильной и знаковой памятной доминантой Мурманска.
Визит сюда состоялся в рамках моей запланированной поездки вдоль западного берега Кольского залива, по условному маршруту "Мурманск - Полярный", на следующий день после посещения Териберки, и этот маршрут должен был подарить мне множество красивых фотографий залива, панорам Мурманска и Североморска, а также других красот… Однако, всё пошло не совсем так, как хотелось…
Неожиданное и резкое падение температуры воздуха привело к тому, что, уже с самого утра, над тёплым заливом до самого неба поднялась непробиваемая стена пара, скрывшая не только сам залив, но и все вокруг, в радиусе нескольких сотен метров по обе стороны от него.
Когда мы подъехали к Кольскому мосту, чтобы перебраться на другой берег, красавца моста как будто и не было, а весь транспортный поток, со скоростью пешехода, погружался в белую субстанцию и мгновенно в ней растворялся.
02. Ближе к вечеру видимость на мосту стала чуть лучше. Фото сделано на обратном пути.
Но, стоило только чуть отъехать от залива и видимость вновь становилась нормальной. По обе стороны от трассы Р-21 "Кола", можно было любоваться очень красивыми зимними пейзажами. А наиболее потрясающие виды, подсвеченные мягким полярным рассветом, открывались, конечно же, с высоты сопок.
03. Трасса Р-21 "Кола".
Примерно, через 10 километров, мы добрались до поселка городского типа Абрам-Мыс, который сегодня считается 8-м микрорайоном Мурманска. К слову, из-за его изолированности от города, физически это совсем не ощущается.
04. Полярный рассвет.
По местным поверьям, своё название эта местность получила еще много веков назад. Существует даже легенда, связанная с именем священника Араамия (Абрама) и чертом, жившем на мысу и не пускавшем рыбацкие корабли в океан.
Здесь, в 1920 году, недалеко от устья Варяжского ручья, впадающего в Кольский залив, и возникло село с красивым названием "Варяжский ручей". Население составляло всего пару десятков человек. В 30-е годы здесь активно развиваются рыболовецкие мастерские, своеобразный филиал судоремонтного завода №2, сюда переезжают рабочие со своими семьями, численность населения значительно увеличивается и к концу десятилетия составляет уже более 300 человек. А вскоре происходит и смена названия на Абрам-Мыс.
05. Северная природа.
Сегодня в микрорайоне, состоящем всего из нескольких улиц, проживают около 3000 человек. Имеется вся необходимая инфраструктура: детский сад, школа, ДК, больница, магазины и т.п. Дома представляют собой обычные советские пятиэтажки и лишь один дом имеет девять этажей. С центром города жителей связывает транспортное сообщение. Автобус №24 ходит каждый час, время в пути 50 минут. Говорят, раньше была еще удобная и быстрая (всего 10 минут) переправа на катере, но потом ее упразднили.
С трассы "Кола" в поселок ведет центральная улица Лесная. С неё мы сворачиваем на, круто уходящий к вершине сопки, Охотничий переулок. Кажется, что по нему нереально проехать… лёд, сугробы снега и очень сильный уклон… Того и гляди, машина забуксует и покатится назад… Но, мы успешно справились с этим испытанием и добрались до Мемориального комплекса, расположенного на самой вершине в красивой парковой зоне.
Первая очередь комплекса была открыта в 1986, а вторая в 1994 годах. Уходящая вдаль, заснеженная аллея ведет непосредственно к памятнику защитникам неба Заполярья, а вдоль нее стоят исторические самолеты, пушка и зенитные системы ПВО.
08. Самолеты на постаментах: знаменитый одномоторный истребитель-бомбардировщик времен ВОВ - Як-9 и истребитель-перехватчик 60х годов - Су-15.
09. Як-9. Где-то рядом, под снегом, должен находиться макет авиабомбы.
10. Перед самолетами находится зенитно-ракетные комплексы ЗРК ПВО С-125 "Нева" (справа на фото), С-75 "Двина/Печора" и С-200 "Ангара".
Наверное, всем хорошо известно, что Мурманск является городом-героем, который часто называют вторым Сталинградом. В годы войны город стал настоящей северной неприступной крепостью, а мужество и героизм защитников Заполярья впечатляет! На Мурманск было сброшено 185 тысяч бомб! Из 2830 зданий, имеющихся в городе, уцелело, в руинированном виде, только 990. Город был практически стерт с лица земли, но, тем не менее, выжил и не пропустил врага. Немцы потеряли в Заполярье около 100 тысяч солдат и офицеров, почти 2000 самолетов, более 800 боевых и транспортных судов. За мужество и стойкость Мурманску было присвоено почетное звание "Город-герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда".
11. ЗРК ПВО С-75 "Двина/Печора" (слева) и С-200 "Ангара" (справа).
В конце аллеи находится Памятный мемориал воинам 1-го корпуса противовоздушной обороны и 85-мм зенитная пушка 52-К. С этой точки, в хорошую погоду, открывается великолепный панорамный вид на Кольский залив и сам Мурманск, на порт и Морской вокзал с атомным ледоколом "Ленин".
12. 85-мм зенитная пушка 52-К.
Вдали, на сопке Зелёный Мыс, можно разглядеть гигантского "Алёшу" - знаменитый памятник Защитникам Заполярья.
Люди часто приезжают на Абрам-Мыс полюбоваться кораблями, портовыми кранами, послушать крики чаек и специфическую музыку ремонтных доков. В окрестностях поселка имеются удивительно красивые ковры из черники и голубики, а леса богаты грибами.
Парящий залив перечеркнул все мои планы на панорамные виды… Вместо кораблей, порта и Мурманска я увидел лишь белое безмолвие, начинавшееся прямо за постаментом с зенитной пушкой. В надежде хоть что-то увидеть с пирса, мы спустились по ул. Судоремонтной к причалу, однако нашли только закрытые ворота на территорию ООО "Газфлот". Ловить здесь больше было нечего, и мы отправились в следующую точку нашего "сюрреалистического" маршрута – поселок Белокаменка. Продолжение следует.
13. Пар над заливом
-----------------
Вам понравился мой блог?
Мурманск. Часть 4, Абрам-Мыс December 16th, 2015
Глядя на Кольский залив почти от самого центра Мурманска — с вокзала, улицы Шмидта или пешеходного перехода над путями к порту, можно видеть точно напротив, на другом берегу, небольшой посёлочек, укромно расположившийся на склоне сопки, и состоящий буквально из пары улиц и нескольких пятиэтажек. У берега залива в нём находится бывший второй судоремонтный завод. Это Абрам-Мыс — в прошлом отдельный населённый пункт, а ныне официально окраинный район Мурманска. Так как находится он напротив, то значит, и оттуда интересно посмотреть панорамы города и морского порта.
Когда смотришь из города, кажется, что Абрам-Мыс — вот он рядом. Всего лишь залив пересечь. Но на самом деле, попасть в посёлок не так легко, — если раньше туда действительно регулярно ходили катера от морского вокзала, то в 2013 году их подвергли "оптимизации" (в наихудшем смысле этого слова), и теперь добраться до Абрам-Мыса можно лишь на автобусе №24. Особенность ситуации в том, что ближайший мост через Кольский залив (его я, кстати, показывал в предыдущей части) находится в десяти километрах южнее как центра города, так и посёлка Абрам-Мыс, поэтому автобус делает огромный крюк, почти доезжая до Колы, а потом возвращаясь обратно по другому берегу. В итоге получилось, что целый час я ехал на автобусе, при том, что между конечными пунктами по прямой два километра.
Если в предыдущий день в первой половине дня погода была стабильно пасмурной, а ближе к вечеру стабильно солнечной, то в этот день погода стала по-мурмански переменчивой — с постоянной сменой дождя и солнца, гораздо чаще, чем в Петербурге. Когда я переезжал на автобусе мост через Кольский залив, дождь лил стеной, как из ведра, и просвета видно не было. Но через двадцать минут, когда автобус привёз меня в посёлок, — светило солнце, а о дожде напоминал лишь мокрый асфальт и лужи.
2. Лесная улица — центральная улица Абрам-Мыса. Впрочем, кроме неё в посёлке улицы только две — Судоремонтная и Охотничий переулок. Сразу после приезда возникло ощущение, что я попал в какую-то глушь. В общем, Абрам-Мыс так и воспринимается, — глухая окраина Мурманска. Примерно как Канонерский остров в Питере.
3. Сталинское здание школы. Кажется, одно из старейших зданий посёлка.
Абрам-Мыс возник в 1930-е годы как рабочий посёлок судоремонтного завода №2. Однако завод этот не пережил девяностые годы и остался закрытым. В 2005 году на его основе появился завод по выпуску нефтегазового оборудования, но это предприятие явно меньше судоремонтного завода, судя по тому, что посёлок по-прежнему пребывает в сильном упадке и выглядит плачевно. Похоже, что многие жители Абрам-Мыса ежедневно ездят на работу в город.
4. Среди пятиэтажек и нескольких барачных домов нашлась одна единственная в посёлке десятиэтажка:
5. А пятиэтажные дома — очень типичные для Крайнего Севера. Без балконов, с широкими окнами и выкрашены в необычные цвета. И столь же типично для Севера ободранные... разъедает облицовку стен не только общий упадок посёлка, но и частая зимняя северная пурга.
6. Ручеёк с деревянным мостиком. Обратите внимание, — на том берегу ходят коровы! Интересно, откуда они тут вообще взялись, и где их пасут — на скалистых сопках и лесотундре?
7. Но в целом, после приезда на Абрам-Мыс меня посещала мысль: "И куда это меня занесло?".
8. А вот так Абрам-Мыс выглядит издалека — с сопки на Зелёном Мысу в Мурманске, где стоит мемориал Великой Отечественной войне.
9. Буквально пару кварталов домов, — Абрам-Мыс очень маленький по площади (хотя живёт тут около 2 тысяч человек). Шаг влево, шаг вправо, — и из дворов между пятиэтажками выйдешь в лесотундру.
"Не за грибами идёшь?", — спросил меня человек в одном из дворов. Вот это тоже часть северного колорита — богатство природы под боком у жилых домов. Собирать грибы да ягоды в паре сотен метров от своего двора — обычное дело для местных жителей!
10. Такой вид с Абрам-Мыса открывается на Кольский залив. Теперь Мурманский порт и сам город — на другом берегу. Здесь, на Абрам-Мысе, удивительно тихо, но шум портовых кранов с того берега слышен не хуже, чем в городе.
11. А это уже вид в сторону города. Прямо впереди виден угольный терминал морского порта.
12. На краю посёлка находится военный мемориал, посвящённый 1-му корпусу противовоздушной обороны, который во время Великой Отечественной войны защищал небо над Мурманском, и базировался именно на Абрам-Мысе. На постаменте стоит 85-мм зенитная пушка 52-К.
14. Здесь же, на мемориале, выставлена и другая военная техника ПВО, в том числе появившаяся уже в послевоенную эпоху. Вот, например, зенитно-ракетные комплексы С-75 (слева) и С-200 (справа).
15. Истребители — Як-3 (слева) и Су-15 (справа), дальше ЗРК С-100 "Нева" и два ЗРК с предыдущего снимка.
16. Вот так это выглядит из города:
17. Осмотрев мемориал, я вышел к высокому берегу Кольского залива. На переднем плане, слева, виден уже упомянутый завод, а на другом берегу — Мурманск. Найдёте в пейзаже сопку с Алёшей — скульптурой солдата?
18. Вот и он! Его отлично видно отовсюду.
19. Общим планом Мурманск с Абрам-Мыса выглядит примерно так. Морской фасад города в виде порта, в частности, угольного терминала, а за ним — верхние районы города с многоэтажной застройкой.
20. Вид с приближением. Здесь отлично виден показанный во второй части храм Спаса-на-Водах, а также — справа, маяк на мемориале морякам, погибшим в мирное время.
21. Вид чуть левее. Сочетание бело-серых многоэтажек с сопками, покрытыми лесотундрой и ягелем, составляет мурманский колорит.
22. Теперь переведём взгляд в центр города. Точно напротив Абрам-Мыса отлично просматривается морской вокзал (по ссылке фотография вблизи) и пирс, у которого стоит атомный ледокол "Ленин", наблюдаемый теперь с кормы.
23. Противоположный вид:
25. Морской торговый порт:
26. Судоремонтный завод №1 и, на переднем плане, два ледокола — слева "Балтика", справа "Капитан Драницын".
27. Вид в южном направлении. Видны характерные две трубы Мурманской ТЭЦ, которые я также уже показывал в предыдущих частях.
28. И вид на север — в направлении открытого Баренцева моря:
29. Под ногами — северная растительность, являющая собой удивительно красивый ковёр из мхов и трав.
30. А над головой — удивительное даже в облачную погоду северное заполярное небо:
31. Вокруг лесотундра:
Природа Мурманска и его окрестностей уже кажется суровой, а ветер кажется сильным и холодным. Но я ещё не достиг конечной цели своего путешествия — открытого побережья Баренцева моря. Посетив Абрам-Мыс, я сел на обратный автобус и поехал назад в Мурманск. Кстати, на выезде с Абрам-Мыса увидел проезжающую навстречу колонну байкеров с ярославскими номерами. После того, как я вернулся в город, мне вечером предстояло отправиться в Териберку — финал и кульминацию моего июньского путешествия на Север. Но прежде, чем начать рассказ о Териберке, я покажу атомный ледокол "Ленин", который в наши дни является музеем.
Мурманск. Абрам-МысИ всё-таки лето у нас бывает!))) Вчера, например, оно было - солнечное, жаркое, зелёное... А мурманчане умеют ценить эти чудные дни, тем более что никогда не знаешь, будет ли такая же погода завтра (вот сегодня, например, дождливо и пасмурно). Вот и мы отправились за город, и не просто - куда глаза глядят, а с целью. А цель была обозначена так: поедем на тот берег, к самолёту на Абрам-Мысе. "Тот берег" - это левый берег Кольского залива, попасть туда можно катером (но он ходит редко) или через мост (через него и поехали). Самолёт виден "с этого берега", стоит на высоком месте, мы знали, что там мемориальный комплекс, но ни разу там не были. Вот и поехали...
Наверное, надо пояснить название - Абрам-Мыс - сочетание, такое привычное для мурманчан, тем не менее внятного объяснения о происхождении его ни от кого не слыхала. Кстати, однозначного ответа не нашла и в литературе. Сошлюсь на мнение В. Мужикова, автора книг и статей, посвящённых топонимам Мурмана.
"Кроме микрорайона и мыса, с топонимом Абрам связаны названия Абрам-пахта, отвесный скалистый берег Кольского залива в полутора километрах к югу от Абрам-мыса, и Абрам-тундра, возвышенность к западу от Абрам-пахты. Такое же название имела и Абрам-корга, отмель в Кольском заливе посреди фарватера, в 171 метре от Абрам-пахты. В настоящее время корга взорвана и убрана, так как мешала подходу судов в рыбный порт.
Все эти названия известны еще с XVII века. Правда, в документах 1608-1611 года писалось "Авраамова пахта" - так именовалась здешняя тоня, однако в документах того же времени никакого Авраама среди владельцев тони не значится. Художник Поленов, общаясь с местными жителями, слышал легенду о Варлааме (Авраамии, Абраме) Керетском - кольском священнике времен Иоанна Грозного. Там упоминается и отвесная скала, носящая название Абрамовой пахты. "Устное предание, - пишет Поленов в книге "Оживающий Север", - изменило имя Варлаама или Авраамия на Абрама"."
И вот мы на том берегу... Вдоль аллеи, ведущей к мемориальному комплексу, посвящённому 1-му корпусу ПВО, который защищал небо Заполярья в годы Великой Отечественной войны, и стоят самолёты (ЯК-9 времён войны, макет, и СУ-15, современный) и ракетные установки.
Возле ЯКа - макет авиабомбы.
Людей возле мемориала на удивление довольно много: специально приехавшие, как мы, мамы с детьми гуляют...
На постаменте - зенитная пушка.
Стела с именами павших воинов...
Памятник женщинам - воинам ПВО.
От мемориала открывается прекрасный вид на город и корабли, стоящие у причала: красный - это атомный ледокол "Россия" в доке, левее - первый атомный ледокол "Ленин", превращённый в музей, ещё левее, белый, - теплоход "Клавдия Еланская", или просто "Клава", как её называют мурманчане (в этом нет пренебрежения, напротив, слышится что-то такое "домашнее"; тут и тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" зовут просто "Кузя")))
Вдали, на сопке Зелёный Мыс, - памятник Защитникам Заполярья, Алёша, как его называют.
И мирное небо над головой... Здесь эти привычные слова обретают особый смысл.