Авиакатастрофе airbus a321 рейс 9268. Погибший рейс: что известно о причинах крушения A321 спустя год
Самолет Airbus A321 рейса 9268 авиакомпании "Когалымавиа" (бренд Metrojet) разбился, пропав с радаров утром субботы, 31 октября. На борту самолета находилось 224 человека - пассажиры, дети, 7 членов экипажа, все они были россиянами. Лайнер выполнял "туристический" рейс между Шарм-Эль-Шейхом и Санкт-Петербургом.
Последние данные о катастрофе также можно прочесть в твиттере по хэштегу #КогалымАвиа и #7k9268 .
Власти Египта официально подтвердили авиакатастрофу и начали поиск обломков силами армии, турецкие же авиационные власти сообщили о входе лайнера в их воздушное пространство. При этом СМИ ранее заявляли, что лайнер продолжил полет, однако официальная пресса Каира заявляет - авиакатастрофа все-таки произошла, обломки лайнера находятся на Синае.
Красноречивее всего выглядит иллюстрация системы Flightradar, позволяющая отслеживать любые гражданские борты мира, на которых находятся специальные транспондеры. По данным Flightradar видно , что самолет "снижался со скоростью примерно 6000 футов в минуту (110 км/час)перед тем как сигнал был потерян" через 23 минуты после взлета.
Пресса также сообщает, что экипаж лайнера сообщил о неисправностях, некоторые журналисты говорят о том, что КВС и второй пилот запрашивали аварийную посадку - однако эта информация пока не подтверждается.
Отметим, что многие пилоты и авиационные эксперты, говоря об авиакатастрофах, напоминали - отказ двигателя (без разрушения двигателя или самолета) не приводит к падению лайнеров - они могут планировать даже со всеми выключенными двигателями до ближайшего аэродрома (также уже случалось в истории авиации - СМИ вспоминают и аварийную посадку Ту-204, и "планер Гимли").
"Самолет упал в закрытой военной зоне. Там проводятся контртеррористические операции",- сообщает ВГТРК.
Режим ЧС введен в северном синае в Египте в связи с крушением российского самолета, на место крушения выехали премьер-министр Египта, спасатели и военные.
Reuters сообщает, что, возможно, на месте катастрофы «слышны крики выживших пассажиров».
"ЭКИПАЖ РАЗБИВШЕГОСЯ РОССИЙСКОГО АВИАЛАЙНЕРА НЕСКОЛЬКО РАЗ ЗА НЕДЕЛЮ ЖАЛОВАЛСЯ НА ПРОБЛЕМЫ С ДВИГАТЕЛЕМ",- передают информагентства.
"Египетские экстренные службы начали вывоз тел погибших при крушении российского A-321 на Синайском полуострове",- сообщает AFP. Место катастрофы оцеплено и охраняется от мародеров.
"Найдены тела пятерых детей, упавший в Синае российский самолет развалился на две части",- заявило AFP.
Президент РФ Владимир Путин выразил самые глубокие соболезнования родственникам погибших в катастрофе самолета компании «Когалымавиа», приказав направить спасателей на место трагедии.
"Общий налет 48-летнего командира упавшего в Египте самолета составил 3682 часа. Из них в качестве командира воздушного судна Валерий Немов пролетал 1100 часов",- заявил Lifenews.ru.
"Как стало известно, до полетов на самолете типа А-321, Валерий Немов управлял ТУ-154. Переучивался пилот в учебном центре AmurAir, расположенном в Турции",- добавляет пресса, называя КВС профессиональным пилотом.
Стало извесно, что как минимум одна из пассажиров рейса выложила фотогрфию самолета и своего мужа с дочкой перед взлетом, написав "мы летим домой ".
"По данным египетской стороны, самолёт пытался зайти на посадку на аэродром Эль-Ариш",- сообщили в посольстве России.
"Как стало известно, из-под обломков российского лайнера, потерпевшего крушение в 100 километрах от Эль-Ариша на севере Синайского полуострова, вытащили около ста тел пассажиров",- сообщает Egypt Independet.
"Очевидцы говорят, что потерпевший крушение в Египте самолет горел в воздухе",- сообщил Коммерсант FM.
СМИ сообщили, что спасатели нашли на месте трагедии один из бортовых самописцев - черных ящиков.
Президент Владимир Путин объявил 1 ноября траур в связи с крушением российского лайнера в Египте,
Тела всех 17 детей обнаружены на месте крушения А-321 в Египте. Сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя гражданской авиации.
Как выяснила «Газета.Ru», туристической компанией «Бриско», клиенты которой летели на разбившемся самолете, и авиакомпанией «Когалымавиа» владеют одни и те же лица.
"Либо пожар в центральной/хвостовой части, либо пожар двигателя с распространением его по всей гондоле с последующем температурным разрушением крыла",- пишут на профессиональном форуме пилотов.
Местное племя бедуинов «Аль Таяха» увидело, как российский лайнер авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение на Синайском полуострове. По словам кочевников, Airbus A321 вспыхнул в воздухе, в частности, они увидели, как горит один из двигателей самолета.
"Многие погибли в креслах, пристегнутыми ремнями безопасности", - представитель египетских спецслужб/Рейтерс
В офисе владельца авиакомпании «Когалымавиа» в Столешниковом переулке Москвы проходят обыски. Сотрудники правоохранительных органов изымают из офиса документы и электронные носители,- сообщают СМИ.
Авиационные власти Египта не исключают, что катастрофа с лайнером российской авиакомпании «Когалымавиа» в Египте произошла из-за теракта, передаёт CBS Extra. "Эта версия маловероятна, так как у террористов в регионе нет соответствующего вооружения - зенитно-ракетных комплексов, ведь самолёт находился на высоте более 6 тысяч метров", - заявляют специалисты.
"С Синая пару месяцев назад реактивными снарядами обстреляли территорию Израиля. В Сирии и Ливии исламисты захватили десятки комплексов С125 и С200. В Йемене перестрелки идут с применением Точек У, а саудиты по всей границе развернули Пэтриоты",- пишут в соцсетях.
"По словам представителя египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Аймана аль-Мугадема, пилот предупредил наземных диспетчеров, что на самолете возникла "техническая проблема" и ему нужно приземлиться как можно скорее",- сообщают "Известия".
Египетские власти сообщили, что в результате крушения российского самолета никто не выжил - сообщило агентство Рейтер.
Перед вылетом из Шарм-эш-Шейха разбившийся самолет прошел необходимую техническую проверку и какие-либо неисправности выявлены не были, заявил глава египетской компаний по аэропортам Адель Махгуб. "Был произведен технической осмотр самолета и подтверждена его летная годность", - подчеркнул он.
Стало известно, что главные авиаперевозчики Франции и Германии - "Эйр Франс" и "Люфтганза" - приостанавливают полёты над Синайским полуостровом. Чуть ранее агентство "Франс Пресс" сообщило, что ответственность за гибель российского лайнера взяла на себя террористическая группировка ИГИЛ. На интернет-ресурсах этой запрещённой в России организации даже появились фотографии, якобы в доказательство. Правда, выложили их через полдня после катастрофы, и на фотографиях самолёт совершенно другой авиакомпании.
Власти Египта категорически отвергают возможность диверсии. О том, что информация не может быть достоверной, сказали и в Минтрансе России. Специалисты тоже говорят, что "аэробус" не могли сбить ракетой из переносного комплекса - она просто не способна забраться так высоко.
Что к этому моменту известно доподлинно? По данным сайта "Флайтрадар", самолет штатно набирал высоту, после чего, в конце своего недолгого полёта, вдруг стал снижаться, причем существенно. Каждую секунду он терял 66 метров высоты, одновременно резко теряя скорость. То есть, фактически самолет остановился, как останавливается автомобиль, водитель которого снимает ногу с педали газа - и камнем, вертикально рухнул на землю. Вопрос: почему? Может, пилот неопытный или техника старая? В "Когалымавиа" говорят - нет, пилоты высокого класса, а самолёт был в порядке. А321 - одно из самых надёжных воздушных судов, 18 с половиной лет для него - это возраст расцвета сил. А год назад борт EI-ETJ прошёл так называемое тяжёлое ТО, во время которого самолет проверяют досконально.
"Командир Валерий Юрьевич Немов имеет более 12 тыс. часов налета, то есть этот человек, безусловно, опытный. Из них более 3800 часов налета - на данном типе воздушного судна. Самолет полностью исправен, сертификат летной годности у него обновлен в 2015 году ирландскими властями, так как самолет с ирландской регистрацией. С точки зрения технической самолет полностью, стопроцентно, летногоден", - заявила представитель авиакомпании "Когалымавиа" Оксана Головина.
Могли ли в лётногодный лайнер залить что-то, чего он не переварил? Чтобы это выяснить, транспортная прокуратура изымает образцы топлива в аэропорту Самары. В последний раз перед отправкой в Египет, самолёт заправляли именно там.
Погода, часто бывающая причиной авиакатастроф, на этот раз вообще ни при чем: она была хорошей.
Полностью отметена и аналогия с печально известным Germanwings, чей пилот умышленно разбил самолет. Экипаж докладывал о неких проблемах и запросил экстренную посадку, то есть пытался спасти себя и людей. Но что же могло произойти в небе над Синаем?
По словам главного редактора журнала "Национальная оборона Игоря Коротченко, в качестве приоритетной рассматривается техническая версия, связанная с отказом двигателей, либо иных систем на борту самолета, которые привели к катастрофе.
"Если мы допускаем целенаправленное воздействие на самолет, либо версию, связанную с терактом, это могло быть выгодно тем, кто хочет посеять хаос и террор. В регионе активно действуют различные группировки радикального типа, там не один ИГИЛ, там есть и другие, кто мог быть заинтересован в таком развитии ситуации", - сказал Игорь Коротченко.
"Аэробус" летел над неспокойным регионом: конфликт на Синайском полуострове между исламистами и властями Египта продолжается несколько лет. Египетские власти возможность обстрела лайнера категорически исключили. Но Люфтганза" и "ЭйрФранс, узнав о катастрофе, приостановили полёты в этой зоне - факт красноречивый.
В пользу некоего внешнего воздействия говорит и то, что экипаж загадочно замолчал - передав сообщение о проблемах, но ничего не разъяснив, больше на связь он не вышел, и то, что самолет, скорее всего, развалился в воздухе. Тела погибших находят в радиусе 5 километров. Так мог ли это быть теракт?
"Я не исключаю версию теракта. Для такого самолета много-то и не надо в принципе. Достаточно в багаже тчто-то заложить - и полная разгерметизация в конечном итоге может привести неизвестно к чему", - сказал заслуженный летчик-испытатель Советского Союза Виктор Заболоцкий.
Теоретически бомбу подложить в самолет могли. Но как тогда быть с техническими проблемами, о которых докладывал экипаж? Не могли же он запросить экстренную посадку в Каире после того, как самолет взорвался? Каков характер неисправности, озаботившей экипаж, пока толком не ясно. Были сообщения о поломке радио. Но от этого самолеты не падают.
"Отказа радиосвязи просто быть не может, потому что там 2 УКВ - приемо-передающих станций. 2 УКВ на любом самолете такого типа: и нашем, и турецком, и французском. Две сразу отказать не могут. Могут только в случае полного отказа электропитания. Но есть аккумуляторы, есть аварийная шина, и тогда бы одна из станций работала на аккумуляторе без проблем", - говорит заслуженный летчик-испытатель СССР Виталий Жильцов.
Не исключено, что проблема с радиосвязью, если она в каком-то виде была, могла стать следствием какой-то более серьезной проблемы, которая и привела к трагедии. Но вот какой? Есть информация о том, что в последние дни перед роковым полетом экипажи неоднократно жаловались на работу двигателя. Но даже если он отказал, у "аэробуса" ведь их два.
"При одном отказавшем двигателе самолет совершенно спокойно может лететь и в горизонте, и долететь до того же Каира, и произвести посадку. Более того, он даже набирает высоту на одном двигателе. Много говорилось о том, что были проблемы с двигателями. Но если они были, и были жалобы, официально записанные в "техникал бук", в бортовой журнал, то естественно должна быть какая-то акция после этого. Самолет так просто не поднимается в воздух. Значит были разрешения на эксплуатацию данного самолета", - говорит заслуженный пилот России Виктор Саженин.
Версий много, но любом случае все они - пока лишь версии, и не более. Выводов же, судя по всему, скоро ждать не стоит. Расследование авиакатастроф - процесс не быстрый, и остается лишь запастись терпением.
С момента гибели 224 человек над Синаем прошло ровно два года. Подавляющее большинство погибших были российскими гражданами. ФСБ РФ, а вслед за ней и египетские власти признали трагический инцидент терактом. Однако его исполнители до сих пор не найдены. Неясным до конца остается то, кто стал заказчиком этого страшного преступления.
Ровно два года назад - 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России.
В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании «Когалымавиа» вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.
Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась.
Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился.
Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.
В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные - граждане России. Среди них был Александр Копылов, заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания.
По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная Дарина Громова.
Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле.
Под снимком Татьяна Громова сделала подпись: «Самый главный пассажир». Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы.
Мать и отец Дарины также погибли в результате крушения лайнера.
Соболезнования жертвам выразили российский президент Владимир Путин , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур.
Впрочем, французский сатирический журнал Charlie Hebdo опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию МИД РФ и Государственной думы. В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».
«Вопросов к машине не было»
Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося.
Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа - 48-летний Валерий Немов - налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 - на Airbus A321.
Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый. Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет.
2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года - сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».
30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.
За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут - Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю.
Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Кагалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.
Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.
Прерванное сообщение
Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет - очень популярное туристическое направление у граждан многих государств.
Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский Межгосударственный авиационный комитет, Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции , Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.
При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера.
А тем временем Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).
16 ноября глава ФСБ РФ Александр Бортников сообщил, что катастрофа произошла в результате теракта - сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте.
Это стало понятно после того, как на обломках самолета и вещах пассажиров были обнаружены следы взрывчатого вещества, изготовленного не в России.
А на следующий день российские силовики обратились к российской и международной общественности за содействием в установлении террористов. За сведения, способствующие задержанию преступников, обещано вознаграждение в размере $50 млн.
Египетские же правоохранители еще некоторое время не признавали трагедию терактом, они сделали это лишь к февралю 2016 года.
Как бы то ни было, уже в ноябре 2015 года российские власти принимают решение полностью прервать авиасообщение с этой арабской страной до того момента, пока ситуация в сфере авиабезопасности не будет нормализована.
При этом оставшихся на тот момент российских туристов вывезли из Египта по факту окончания туристских путевок, но на борт самолетов разрешалось брать только ручную кладь, а багаж доставляли отдельно, спецрейсами авиации МЧС.
Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила авиакомпания Turkish Airlines.
Заказчики не установлены
Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.
И хотя причастность сотрудников «Кагалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года Росавиация запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.
Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической организации ИГИЛ* «Вилайят Синай» (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.
Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка ИГИЛ). О ее следе в трагедии заявляло и ЦРУ США.
Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГИЛ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.
Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.
А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы.
Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор Зураб Церетели .
Владимир Ващенко
* запрещенная в РФ террористическая группировка
Самолет Airbus A321-231 компании "Когалымавиа" потерпел крушение над Синаем, выполняя чартерный рейс из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер разрушился в воздухе, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
Погибли все 224 человека, находившиеся на борту.
И это все, что достоверно известно на день вторника, спустя трое суток после катастрофы.
Несмотря на это, различные авиационные эксперты, представители "Когалымавиа" и "неназванные источники" уже выдвинули несколько версий произошедшего на борту самолета.
Большинство аналитиков признается, что пока слишком рано делать выводы, однако они отмечают: уже сейчас очевидно, что различные заинтересованные стороны будут "притягивать за уши" аргументы в пользу выгодной им версии, и разобраться в причинах может быть еще сложнее.
В Кремле отказались ставить конкретные сроки, к которым должно быть завершено расследование катастрофы. Официальный представитель египетского правительства сообщил во вторник, что только расшифровка бортовых самописцев может занять до четырех недель.
Русская служба Би-би-си собрала пять основных версий произошедшего.
Версия 1. "Исламское государство"
Вскоре после крушения A321 ответственность за катастрофу взяли на себя джихадисты "Исламского государства" (организация признана в России экстремистской и запрещена).
"Солдаты халифата успешно атаковали российский самолет на Синае. Бойцам "Исламского государства" удалось сбить в провинции Синай российский лайнер, в котором летели более 220 российских крестоносцев. Они все убиты", - привели зарубежные информагентства заявление, распространенное в социальных сетях.
Однако эта версия, как считают авиационные эксперты, маловероятна. Исламисты в этом регионе не располагают системами, способными поражать воздушные цели на высоте более 3-4 тысяч метров - в то время как A321 находился на эшелоне свыше 9 тысяч метров. Впрочем, некоторые западные эксперты утверждают, что по крайней мере один зенитно-ракетный комплекс ("Куб") попал в руки боевиков, однако эта информация официально не подтверждалась.
Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Никаких достоверных свидетельств о причастности ИГ к крушению пока нетИнформацию об атаке "Исламского государства" опроверг и министр транспорта России Максим Соколов: "Мы находимся в тесном контакте с нашими египетскими коллегами, авиационными властями этой страны. И на данный момент у них нет никакой информации, которая подтверждала бы подобные измышления".
Источники РИА Новости в египетских силовых структурах утверждали, что характер обломков и положение тел погибших "исключают, что самолет взорвался в воздухе".
Основным аргументом сторонников этой версии является предположение, что таким образом "Исламское государство" хотело отомстить России за военную операцию в Сирии. Этот тезис категорически пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, призвавший не связывать катастрофу с сирийской кампанией.
Несмотря на это, некоторые авиакомпании полеты над Синайским полуостровом до окончания расследования.
Версия 2. Некачественный ремонт
В 2001 году, когда самолет еще принадлежал ливанской компании, он получил повреждения при посадке в аэропорту Каира. Тогда пострадало хвостовое оперение борта.
Далее о развитии ситуации рассказали представители "Когалымавиа": после аварии самолет некоторое время находился на земле, пока повреждения оценивали специалисты Airbus. После временного ремонта борт переправили в Тулузу для основного ремонта.
В 2001 году компания-производитель завершила ремонт, не требующий дальнейшего осмотра.
"Все было выполнено производителем в соответствии с им же разработанной документацией. Говорить о том, что это обстоятельство повлияло на летные характеристики лайнера, не приходится", - заявил замгендиректора "Когалымавиа" по техническим и производственным вопросам Андрей Аверьянов.
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Версия о некачественном ремонте "аэробуса" пока вызывает больше споров, чем все остальныеВ компании отметили, что последствия касания хвостом полосы в Каире полностью устранены, а двигатели самолета были проверены за пять дней до аварии, 26 октября.
К этой версии склоняются и другие авиационные эксперты. В частности, пилот самолета Airbus 330 Мирослав Бойчук в интервью "Газете.ру" рассказал, что серьезное повреждение хвостового оперения самолета еще не говорит о том, что воздушное судно в дальнейшем нельзя будет эксплуатировать.
Однако другие специалисты в качества доказательства, что версия о некачественном ремонте имеет право на существование, вспоминают катастрофу Boeing 747 под Токио, произошедшую в 1985 году. Самолет Japan Airlines разрушился в воздухе, набирая крейсерскую высоту. Следствие установило, что причиной стал неправильный ремонт хвостовой части самолета, произведенный около семи лет до крушения.
Версия 3. "Внешнее воздействие"
Этой версии придерживается руководство "Когалымавиа".
По мнению заместителя генерального директора компании Александра Смирнова, самолет не мог разрушиться в воздухе сам по себе, а развалился от некоего "механического воздействия" внешней силы.
"Нет таких отказов систем самолета, нет сочетания отказов, которые могли бы привести к тому, что самолет разрушился бы в воздухе. Поэтому единственная возможная причина - это чисто физическое, механическое воздействие на самолет", - сказал Смирнов.
Правообладатель иллюстрации AP Image caption В "Когалымавиа" не пояснили, что именно подразумевают под "внешним воздействием"Он утверждает, что "аэробус" нельзя разрушить в воздухе даже выходом на запредельные нагрузки, так как автоматика лайнера воспрепятствует попыткам пилотов сделать какие-либо резкие маневры.
При этом в "Когалымавиа" не стали уточнять, какого рода воздействие они имеют в виду, сославшись на необходимость дождаться результатов расследования.
В то же время один из источников агентства Рейтер из группы экспертов, изучающих "черные ящики" самолета, заявил, что борт не подвергался внешнему воздействию.
Версия 4. Технические неполадки
Изначально авиационные власти Египта называли именно технические неполадки основной причиной крушения самолета.
Сообщалось, что пилот предупредил диспетчеров, что на самолете возникла "техническая проблема" и ему нужно приземлиться как можно скорее. Однако вскоре эта информация была официально опровергнута.
Позднее телеканал НТВ поговорил с бывшей супругой второго пилота А321. Наталья Трухачева рассказала, что ее бывший муж Сергей в телефонном разговоре с их дочерью жаловался на техническое состояние самолета.
"Старшая дочь с ним созванивалась, перед тем как он улетел. Жаловался перед полетом, что техническое состояние самолета оставляло желать лучшего", - рассказала она, отметив, что Сергей был опытным пилотом и сделал бы все возможное, чтобы посадить самолет.
В защиту пилотов выступили и в "Когалымавиа", исключив "человеческий фактор" из возможных причин.
Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Расшифровка "черных ящиков" поможет подтвердить или исключить сразу несколько версийПосле заявления представителей "Когалымавиа" о том, что никакие отказы систем не могли привести к тому, что самолет разрушился бы в воздухе, в Росавиации призвали не торопиться с выводами.
"Такое заявление преждевременное и не основано ни на каких реальных фактах", - сказал глава Росавиации Александр Нерадько.
По всей видимости, на данный момент удалось исключить только подозрение на некачественное топливо: Приволжская транспортная прокуратура исследовала образцы топлива, которым А321 заправили перед полетом в Египет, и признало, что топливо соответствует всем требованиям.
Версия 5. Взрыв на борту
Версия о взрыве на борту американскому разведывательно-аналитическому агентству Stratfor. В докладе, подготовленном агентством, отмечается, что другие версии гибели лайнера не исключены, но они намного менее вероятны.
Аналитики утверждают, что взрывное устройство могло быть спрятано в багажном отсеке, либо же его мог подорвать смертник, находившийся среди пассажиров. В Stratfor утверждают, что аэропорт Шарм-эш-Шейха, откуда вылетел российский лайнер, не обладает надежной , поэтому при желании пронести на борт взрывное устройство не составило бы большого труда.
Не исключена и версия взрыва топливных баков, говорится в докладе.
То, что самолет начал резко терять высоту и разваливаться на куски, по мнению экспертов, только подтверждает версию о взрыве на борту.
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В Пулково продолжает расти цветочный мемориал в память о погибшихПрофессор Майкл Кларк, генеральный директор Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI), рассказал Би-би-си, что тот факт, что самолет развалился на две части, отчасти подтверждает эту теорию. По мнению эксперта, утверждать однозначно, что на борту произошел взрыв, пока рано, однако сам Кларк признается, что версия о взрыве выглядит намного более правдоподобной, чем предположение об атаке самолета ракетой "земля-воздух".
Во вторник ТАСС со ссылкой на источники в Каире сообщил, что на месте крушения А321 обнаружены "элементы, не относящиеся к конструкции самолета". Что это за элементы - установит экспертиза. Официально эта информация не подтверждалась.
Косвенно эту версию поддержали в министерстве обороны США: телеканал CBS News со ссылкой на Пентагон рассказал, что американский спутник зафиксировал тепловую вспышку во время крушения А321. Правда, опрошенные телеканалом ABC News эксперты не исключают, что спутник зафиксировал момент столкновения самолета с землей.
Более того, тепловая вспышка может быть вообще не связана с катастрофой, поскольку на Синайском полуострове проходят спецоперации египетской армии.
Генеральный директор МКАА "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко сказал Би-би-си: "Сейчас "Когалымавиа" будет говорить, что они не виноваты, виноваты какие-то внешние факторы, Airbus будет говорить, что это самый хороший в мире самолет, и виноваты все другие, Ирландия будет говорить, что они прекрасно сделали тяжелую форму обслуживания, Тулуза будет говорить, что они отлично отремонтировали самолет после удара хвостом. Это все нормально, кто же скажет: "Да, это мы виноваты".
31 октября 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, .
По поручению президента правительство России в связи с катастрофой во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) была под руководством исполнительного директора комитета Виктора Сороченко.
Каир сразу после катастрофы о возможности принять участие в расследовании трагедии. Была создана специальная комиссия по расследованию, в нее : России, Египта, Франции (государства — разработчика самолета), Германии (государства — изготовителя лайнера) и Ирландии (государства регистрации). Главой комиссии по расследованию катастрофы был назначен Айман аль-Мукаддам.
1 ноября 2015 года генеральный прокурор Египта Набиль Ахмед Садек участие специалистов РФ в расследовании причин катастрофы с российским самолетом на Синайском полуострове.
Группа следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета России по согласованию с компетентными органами и совместно с представителями Республики Египет в соответствии с нормами национального и международного права участвовали в осмотре места авиакатастрофы в Египте.
17 ноября 2015 года глава ФСБ РФ Александр Бортников во время совещания в Кремле об итогах расследования причин крушения российского самолета , что в результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Он .
В свою очередь египетские власти призвали не торопиться с выводами. Глава МИД Египта Самех Шукри сообщил, что в рамках расследования уголовного дела .
В марте 2016 года Международная комиссия по расследованию катастрофы российского самолета А321 о том, что получила официальный доклад от Следственного комитета России и передала его в генпрокуратуру Египта для завершения юридических процедур. Сама комиссия, несмотря на передачу дела в следственные органы госбезопасности страны, продолжила техническое обследование обломков лайнера.
В середине апреля генеральный прокурор Египта Набиль Садек о передаче дела о катастрофе российского самолета в Высшую прокуратуру государственной безопасности страны. Решение главы надзорного ведомства, отмечалось в тексте заявления, было принято на основании данных доклада Следственного комитета России, "в котором указывается на подозрение о наличии криминального следа".
В июне директор ЦРУ Джон Бреннан, выступая в сенате Конгресса США, что американская разведка располагает данными о причастности к взрыву на российском пассажирском самолете А321 египетской группировки "Ансар Бейт аль-Макдис", присягнувшей на верность запрещенному во многих странах террористическому движению "Исламское государство" (организация, запрещенная в РФ), а 4 августа минобороны Египта заявило о ликвидации лидера этой террористической группировки.
По настоянию Следственного комитета России международная комиссия по расследованию авиационного происшествия . В результате проведенных работ была и установлен факт воздействия высокоэнергетических элементов на обшивку самолета по направлению "изнутри-наружу" и "взрывной декомпрессии" в полете.
В октябре 2016 года комиссия по расследованию, сформированная генеральной прокуратурой Египта, двенадцать обломков лайнера в научную лабораторию по сплавам для проведения детального исследования.
Работа по определению причин крушения . До настоящего времени у сторон нет понимания того, что произошло с самолетом, каким образом взрывное устройство попало на борт самолета, кто его пронес. Также нет установленных подозреваемых и их пособников из числа сотрудников аэропорта.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)