Что осталось достроить на стадионе на крестовском острове и кто будет достраивать. «Метрострой» объявил о завершении строительства «Зенит-Арены Кто будет достраивать зенит арену
1. На десятом году войны греки взяли Трою, но строителям стадиона и этого срока опять оказалось мало.
На 26 декабря назначено официальное "завершение строительства", но, по словам рабочих, после праздников отделочные работы внутри чаши продолжатся как ни в чём ни бывало, и на их завершение понадобится не менее двух недель. На месяцы растянется сдача инженерных сетей, ремонт раскритикованного ФИФА выкатного поля, монтаж систем безопасности и ещё много всего другого. А впереди ещё приведение поля в соответствие с требованиями в УЕФА, которое, как признались в Смольном, обойдётся в новые миллиарды рублей.
2. Когда болельщики всё-таки попадут на первый матч, их шокируют кресла.
Во-первых, они все разные, причём сидения 50 оттенков синего и голубого распределены в совершенно произвольном порядке, и усмотреть здесь какой-то дизайнерский замысел сложно даже при большом желании. Во-вторых, многие уже смонтированные кресла выглядят так, будто их сняли со старенького стадиона Кирова перед сносом, часто попадаются и поломанные.
А ведь потом всё наверняка свалят на фанатов, - шутит разнорабочий Михаил, приславший красноречивые фото.
Вообще у сидений "Зенит-Арены" драматичная судьба. Большинство из них зачем-то закупили ещё в 2009 году в Германии за баснословные 287 млн рублей (4,5 тысячи за каждое), а потом хранили прямо под открытым небом на морозе. Этот факт выявила Контрольно-счётная палата. УЕФА признала сидения непригодными к эксплуатации, но потом их каким-то образом удалось "реабилитировать".
3. По плитке в проходах и коридорах лучше ходить на цыпочках.
По словам рабочих, её регулярно приходится перекладывать. За два дня до сдачи в полах по-прежнему зияли многочисленные бреши. По версии одного из строителей, она и дальше будет трескаться под ногами, так как в процессе монтажа нарушается технология: плиточный клей забывают тщательно наносить по краям.
4. С табло, на которых погорел бывший вице-губернатор Оганесян, всё ещё творятся странные вещи.
Одно из них смонтировали в самый последний момент, а на месте второго на рамке повесили чехол. Многие то ли в шутку, то ли всерьёз говорят, что под чехлом на самом деле экрана пока нет.
5. Если бы матч-открытие проходил 26 декабря, диктор стадиона мог бы не докричаться до фанатов.
Дело в том, что колонки, как и сидения, решили смонтировать заранее, чтобы уложиться в сроки, и, по словам участников строительства, с тех пор они сильно запылились.
При этом перед сдачей их не тестировали.
6. Планы-графики производства работ стабильно отстают от производства этих самых работ.
У нас на этаже по плану окончание работ 12 декабря, а по факту за три дня до сдачи даже не чистили ничего ещё, - признаётся один из строителей.
7. Строительный и не очень мусор заполонил многие помещения.
8. Перманентный потоп становится частью неповторимого стиля "Зенит-Арены".
9. Рабочие по-прежнему жалуются на задержку зарплат, и провидение пока глухо к их мольбам.
В офисе одного из подрядчиков за день работы обещали 2160 рублей. Я отработал шесть полноценных смен по 12 часов. Деньги удалось получить только с третьего раза. Первые два раза меня приглашали, а потом моей фамилии почему-то не оказывалось в списках, или говорили, что денег у организации нет, так как заказчик ещё ничего не перечислил компании. В итоге вместо 12 тысяч мне заплатили две. Остальные обещают выдать как-нибудь потом, точно после Нового года, - рассказал Руслан.
К слову, именно бардак с выплатами и последующий демарш рабочих летом послужили одним из внешних поводов для смены генподрядчика, но с тех пор мало что изменилось.
10. За одно неверное движение рабочий может лишиться полуторамесячного заработка.
11. Зато на объекте можно неплохо подтянуть иностранные языки.
12. И научиться следить за собой.
Как говорил Оскар Уайльд, истинный джентльмен должен мыться хотя бы раз в год.
13. Туалеты, к слову, также могли использовать не по назначению.
Во всяком случае, многие из них засорились и накануне сдачи к эксплуатации были явно не готовы.
Конфликт между заказчиком и подрядчиком строительства стадиона футбольного клуба «Зенит» на Крестовском острове вышел на новый виток. Администрация Санкт-Петербурга сообщила о разрыве контракта с компанией «Инжтрансстрой-Спб», которая, в свою очередь, объявила о попытке рейдерского захвата. «Лента.ру» вместе с болельщиком со стажем Михаилом Боярским рассуждает, почему вопрос о сроках возведения арены стал риторическим.
Санта-Барбара по-питерски
«Заказчик в лице администрации Санкт-Петербурга делает все, чтобы сорвать сроки завершения строительства нового стадиона "Зенита"», - говорится в открытом письме генерального подрядчика строительства арены «Инжтрансстрой-Спб». Изрядно поднадоевшая мыльная опера, давно обросшая шутками и мемами, кажется, открыла новый сезон.
«Наша задача не меняется: мы хотим завершить строительство стадиона в установленный государственным контрактом срок, то есть до конца этого года. Однако сегодня сложилась ситуация, при которой заказчик в лице администрации города делает все, чтобы сорвать сроки завершения проекта», - читаем в заявлении.
Далее приводится список претензий, среди которых - нет проектной документации, не оплачены работы на сумму миллиард рублей, нет компенсаций по убыточным работам и поставкам, а также профессиональной эксплуатационной службы с официальным, документально закрепленным статусом.
«В последние две недели заказчиком активно муссируются идеи расторжения контрактов с генподрядчиком. Используется тактика шантажа с требованием подписать допсоглашение о применении дефлятора с дополнительными штрафами и санкциями», - сообщается в цитируемом «Р-Спорт» письме.
«Инжтрансстрой-Спб» также отмечает, что замена генподрядчика на этапе готовности стадиона в 85 процентов дополнительно отодвинет сроки сдачи объекта не менее чем на полгода.
Вдогонку было сделано еще одно, не менее громкое заявление о попытке рейдерского захвата. «13 июля несколько субподрядных организаций, задействованных на строительстве стадиона, а именно компании "Леокам", "Элпром", "Управление строительства 620", попытались сорвать строительство. Грузовая техника заблокировала проезды автотранспорта, представители субподрядных организаций препятствовали доступу строителей к рабочим местам», - гласит текст претензии.
Генподрядчик уточнил, что после приезда полиции и представителей прокуратуры ситуацию удалось взять под контроль. «Инжтрансстрой-Спб» также отметил, что администрация города не предпринимает необходимых действий для урегулирования напряжения вокруг строительства стадиона.
Спустя сутки последовала реакция властей. «"Инжтрансстрой-Спб", генподрядчик строительства стадиона «Зенита» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, получил уведомление о расторжении госконтракта», - процитировал «Р-Спорт» вице-губернатора города Игоря Албина.
«Правительство Санкт-Петербурга, исполнительные органы государственной власти и городские предприятия сделают все возможное для своевременного ввода в эксплуатацию стадиона на Крестовском острове, в срок, установленный губернатором города», - сообщил чиновник, добавив, что жадность генподрядчика уже привела к забастовке рабочих.
Он все видит
Новая серия конфликта вызвала бурю эмоций в обеих столицах. Актер и певец Михаил Боярский в разговоре с корреспондентом «Ленты.ру» назвал ситуацию со строительством нового стадиона «Зенита» возмутительной.
«Эта невероятная история возмущает не только жителей нашего города, но и всех граждан страны, ведь стадион должен принять матчи чемпионата мира. Обычным людям трудно разобраться в нюансах строительства, понять, кто прав, кто виноват. Петербург не только культурная, но и спортивная столица, городу стыдно за такой промах», - сказал Боярский.
Он также отметил, что недостроенный стадион можно было бы снести и поставить на его месте 80-метровую статую Иисуса Христа работы Зураба Церетели. По словам Боярского, решить проблему со строительством стадиона могут два человека: Петр I и президент Владимир Путин.
Разногласия заказчика и генподрядчика должны быть устранены, есть гарантии администрации города по введению в эксплуатацию арены в установленный срок, заявил министр спорта России Виталий Мутко.
«Стройка стадиона находится в ведении правительства города. У заказчика и подрядчика есть контракт. Сегодня у них очередные между собой разногласия. Главное - есть гарантии города о введении в строй стадиона. Мы городу в данном случае доверяем. Сложно в их отношения со стороны вмешаться. Мы, естественно, будем следить за ситуацией. Надеюсь, что в Питере разрешат эту ситуацию», - сообщил чиновник.
Первые разговоры о возведении новой арены на месте изрядно одряхлевшего стадиона им. С.М. Кирова, располагавшегося на Крестовском острове, возникли 11 лет назад - в 2005 году. Тогда речь шла о стадионе стоимостью порядка 150 миллионов долларов и вместимостью 50 000 зрителей.
Строительство началось в 2007 году. Сроки сдачи и стоимость неоднократно пересматривались. Проект корректировали трижды - в 2008, 2010 и 2013 годах. Один за другим менялись подрядчики. Объект планировалось сдать в 2009 году, и его стоимость на тот момент составляла 6,7 миллиарда рублей. Сейчас уже больше 34 миллиардов.
В апреле в пресс-службе Смольного проинформировали, что за стадионом закреплено наименование «Крестовский». Ранее бытовало «народное» название «Зенит-Арена», так как после введения в строй и решения юридических формальностей арену планируется передать в эксплуатацию футбольному клубу «Зенит». Во время мирового первенства стадион будет называться «Санкт-Петербург».
По последним данным, завершение строительных работ на стадионе, который на данный момент готов на 85 процентов, запланировано на декабрь 2016 года. Вместимость арены составит 68 тысяч человек на спортивных мероприятиях и до 80 тысяч - на развлекательных. Стадион должен принять встречи чемпионата мира 2018 года и Кубка Конфедераций 2017 года.
По сообщению пресс-службы оргкомитета «Россия-2018», замена стадиона для проведения Кубка конфедераций не рассматривается. Международная федерация футбола не получала сигналов о возможной задержке сроков завершения строительства или сдачи объекта.
В качестве наиболее вероятного нового генподрядчика строительства стадиона на Крестовском острове источники "ДП" называют ГУП "Водоканал".
Напомним, сегодня (15 июля) Смольный уведомил "Инжтрансстрой" о расторжении контракта на строительство стадиона. При этом для того, чтобы не сорвать сроки, новый генподрядчик должен будет принять работы максимально оперативно.
Впрочем, по данным "ДП", "Инжтрансстрой" не собирается сдаваться без боя. Юристы компании готовы предъявить Смольному многомиллиардные претензии по неоплаченным работам, по фактам изменения сметы и по проволочкам в согласовании проектной документации.
В сегодняшнем официальном сообщении "Инжтрансстроя" говорится, что в компании надеются на участие федеральных властей в возникшем конфликте. "Для федеральных органов власти чемпионат мира имеет значительно большее значение, чем для комитета по строительству Петербурга", - говорят в компании.
Смольный решительно настроен на расторжение контракта. Еще в начале недели уверяли, что на стройке все идет хорошо, но теперь уже заявляют, что не понимают, куда пропали 2,5 млрд рублей аванса, выданного "Инжтрансстрою". Как "ДП" сообщил вице-губернатор Игорь Албин, комитет по строительству направил в ГУВД по Петербургу и Ленобласти заявление о пропаже этой суммы.
Что осталось сделать
Генподрядчика меняют за несколько месяцев до сдачи объекта: в декабре этого года стадион планируется уже сдать. По данным "Инжтрансстроя", выполнено 85% работ. Отметим, что речь идет о подрядах, по которым подписаны акты о приемке работ.
Полностью установлены металлоконструкции на кровле и выкатном поле. Но по инженерии поля остается достаточно много работы, говорят собеседники "ДП", знакомые с ходом работ. Почти завершены все виды бетонирования и установка витражей. Более чем на 90% выполнено покрытие кровли. Как выяснил "ДП", на стадионе осталось смонтировать на "линзе" кровли светопрозрачное покрытие (пленку). Также выполнена большая часть работ по установке лифтов и эскалаторов.
Сколько выполнено работ на "Зенит-арене"
Источник: "Трансстрой"
Между тем несколько представителей компаний, работавших на стадионе на субподряде, сообщили "ДП", что выполнили работы, для которых их привлекали, полностью, но не получили оплату именно из-за отсутствия актов о приемке работ. "У нас все сделано. Рабочие покинули объект. Но мы не знаем, как добиться оформления акта. Создается впечатление, что денег просто нет, и чтобы не приходилось их выдавать, находят формальные причины не подписывать акты", - сказал собеседник "ДП".
Таким образом, если опираться на отзывы субподрядчиков, процент реально выполненных работ стремится к 90. Конечно, отделочные работы, установка мебели, работы на фасаде, благоустройство, - все это еще впереди. Затем должен начинаться этап наладки.
Кто будет делать
"Ответственным должностным лицом по передаче незавершенного объекта капитального строительства со стороны города назначен глава комитета по строительству Сергей Морозов, которому поручено сформировать комиссию по приемке-передаче объекта, а также инженерной, технической и финансовой документации", - сообщает вице-губернатор СПб Игорь Албин.
Основным претендентом на роль нового генподрядчика работ считается ГУП "Водоканал". В ГУПе на все вопросы "ДП" по этому поводу ответили лаконично: "На данный момент "Водоканал" выполняет работы на стадионе в рамках договора на оказание услуг по осуществлению временной эксплуатации наружных канализационных сетей. Вопросы, касающиеся взаимодействия между заказчиком и генеральным подрядчиком, а также другими субподрядными организациями, не находятся в компетенции нашего предприятия".
Однако, как сообщили " ДП " сотрудники "Водоканала", пожелавшие остаться неизвестными, вчера руководитель предприятия Феликс Кармазинов сообщил, что город оказался в сложной ситуации в связи со строительством стадиона и обязанность ГУПа - оказать поддержку. Также он поручил сотрудникам пообщаться с субподрядными организациями, которые работают на стадионе, разобраться в проблемах их работы, обсудить перспективы сотрудничества.
"Водоканал" и сам работает на стадионе, так что в целом знаком с ходом работ. Кроме того, вчера охрану стадиона усилили с помощью сотрудников предприятия "Водопад", которое традиционно охраняет объекты "Водоканала".
Еще один собеседник " ДП ", знакомый с процессом строительства стадиона, заметил, что также к генподрядным функциям могли бы привлечь "Метрострой", но из-за плохих отношений компании со Смольным сейчас это маловероятно.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Строительные работы на стадионе «Крестовский» в Санкт-Петербурге подошли к ожидаемому всей спортивной Россией завершению. Об этом сообщила представитель компании Екатерина Гигиняк.
«В ответ на сообщения о переносе сроков сдачи стадиона: строительные работы закончены. Соответствующие документы будут подписаны сегодня», — говорится в понедельник на ее странице в твиттере.
Как ожидается, до конца понедельника, 26 декабря, должны быть подписаны документы о приеме работы со стороны , после чего уже стадион может быть введен в эксплуатацию.
«Любая работа должна быть сдана. Исполнитель должен сдать заказчику, заказчик в свою очередь должен сдать (работу) Ростехнадзору. Эти документы сегодня в течение дня должны быть подписаны.
Строительные работы завершены — работы, которые входили в контракт, который был подписан в августе. Это не означает окончательную сдачу стадиона в эксплуатацию, это некий этап. Само открытие и церемония будут на матче открытия весной,
а перед этим предстоит выполнить пусконаладку», — приводит слова Гигиняк «Р-Спорт».
Тем временем Международная федерация футбола (ФИФА) выразила уверенность в том, что долгострой будет сдан согласно всем требованиям о проведении чемпионата мира и Кубка конфедераций.
«ФИФА по-прежнему уверена, что стадион «Санкт-Петербург» будет сдан согласно требованиям о проведении Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу. Тестовые матчи запланированы в 2017 году до старта Кубка конфедераций для оценки готовности инфраструктуры стадиона и операционного планирования. В рамках турнира, как и запланировано, на арене пройдут четыре матча, а также церемонии открытия и закрытия», — сообщает «Р-Спорт» со ссылкой на пресс-службу организации.
Стадион «Крестовский», также известный как «Зенит-Арена», был заложен в далеком 2007 году. Чтобы понять, насколько это было давно, можно просто вспомнить тот факт, что президентский срок председателя был еще впереди.
В январе 2016 года готовность «Зенит-Арены» оценивалась в 82%, а в феврале президент выразил уверенность в том, что стадион будет введен в эксплуатацию уже к концу года. «Такие крупные проекты сопровождаются различными вопросами, но эти проблемы неглобальные.
У нас нет оснований говорить, что Санкт-Петербург не справится с обязательствами. Нас заверили, что все будет хорошо. Уверен, стадион будет готов в этом году», — сказал спортивный функционер.
Так оно и произошло. Правда, проблем со строительством меньше не стало. Тут можно вспомнить и трещины, которые были обнаружены в стене подтрибунного помещения, и приостановку контракта с подрядчиком , и проблемы с раздвижной крышей.
Не обошлось, конечно, и без финансовых махинаций. Сотрудники экономической полиции Петербурга и в мае активно проводили обыски, связанные, по версии следствия, с мошенничеством при обустройстве художественной подсветки нового стадиона «Зенита», а гендиректор ООО «Стройэлектромонтаж-5» даже был отправлен под домашний арест на два месяца, а затем оказался в , где находится и в настоящее время.
А в ноябре компанию ему составил бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга , курировавший строительный блок правительства города. Ему предъявлено обвинение в краже 50 млн руб. А общий ущерб при строительстве арены действующий вице-губернатор города оценил в 700 млн руб.
Немудрено, что стоимость стадиона вновь возросла — еще на 4,3 млрд руб.
«Мы не планировали удорожание, по максимуму старались провести импортозамещение. Но осталось много такого, чего в России не производят и что придется закупать за рубежом, а за три года цены изменились очень сильно.
Плюс сейчас изменились требования по безопасности у ФИФА и у структур, которые обеспечивают антитеррористическую безопасность. Появилась необходимость создавать дополнительные рубежи безопасности, приобретать дополнительное оборудование. Все эти работы на стадионе делаются и будут делаться в рамках соответствующих утвержденных проектов. Надеюсь, что это удорожание последнее», — цитирует губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.
Надо отметить, что в качестве первоначальных сроков завершения стадиона поначалу назывался 2009 год, и дата введения арены в эксплуатацию неоднократно откладывалась. Вспоминаем, какие сроки сдачи называли официальные лица за девять лет строительства стадиона, уже ставшего одним из самых дорогих на планете.
Валентина Матвиенко. Первый матч — 2009 год
В 2007 году тогдашний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, которая и приняла принципиальное решение о строительстве арены, заявила, что проведет первый матч на новом стадионе уже в марте 2009 года. Тогда предполагалось, что строительство завершится еще в 2008-м, а цена проекта составляла «всего» 6,7 млрд руб.
. Срок сдачи — 2010 год
В апреле 2008 года президент «Зенита» Александр Дюков сообщил, что арена не будет сдана в эксплуатацию раньше 2010 года.
«В 2009 году стадион очень вряд ли будет введен в эксплуатацию. В перспективе — может быть, в 2010 году», — расплывчато заявил функционер.
По его словам, перенос сроков был связан с тем, что на данный момент проект строительства стадиона не согласован с Главгосэкспертизой, а также с удорожанием строительства до 13-14 млрд руб.
. Завершение строительства — конец 2011 года
В мае 2010 года Михаил Леонтьев, генеральный директор , в то время занимавшейся строительством арены, сообщил, что реальной датой окончания строительства можно назвать конец 2011 года.
«В ноябре текущего года стадион по архитектурному проекту Курокавы однозначно построен не будет, — отрезал Леонтьев. — В лучшем случае через четыре месяца, в сентябре 2010 года мы получим согласование доработанного проекта в Главгосэкспертизе. Это означает, что сроки строительства сдвигаются минимум еще на один год.
Реальной датой окончания строительства, если не будет новых вопросов у экспертов, можно назвать конец 2011 года».
Цена проекта к тому моменту составляла уже 23 млрд руб.
. Срок сдачи — декабрь 2013 года
В 2011 году смета возросла до 40 млрд, а уже другой генеральный директор все того же «Трансстроя» Александр Руденко объявил, что из-за новых требований заказчика строительство остановлено и сдать объект получится не раньше декабря 2013 года.
Андрей Артеев. Срок сдачи — октябрь 2015 года
Прогноз председателя комитета по строительству Петербурга Андрея Артеева год спустя был более приближен к реальности. Он заявил, что стадион будет сдан в эксплуатацию 20 октября 2015 года.
Губернатор города тогда поинтересовался, насколько реально выдержать этот срок. Артеев заверил, что работы на объекте ведутся и если не будет процедур по смене подрядчика, то при нынешних темпах строительства сроки будут соблюдены.
«Работа там идет, я проверяю», — подчеркнул Артеев.
. Срок сдачи — конец 2016 года
Осторожный председатель Сергей Степашин в 2013 году предельно расплывчато предположил, что стадион, по всей вероятности, будет сдан либо в конце 2016-го, либо в начале 2017 года. На данный момент только его прогноз еще может быть претворен в жизнь.
Марат Оганесян. Срок сдачи — май 2016 года
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян оказался единственным спикером в нашем списке, кто не отдалил, а приблизил сроки сдачи арены. 24 апреля 2014 года он сказал, что стадионом можно будет пользоваться уже в мае 2016-го.
«Мы планируем открыть его раньше, по просьбе график будет пересмотрен на май месяц»,
— уточнил Оганесян.
Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на чемпионата мира по футболу - 2018, а также в группах отдела спорта в социальных сетях
Власти Петербурга расторгли контракт с генподрядчиком футбольного стадиона, возводимого к ЧМ-2018.
Удастся ли закончить стройку в срок без лишних затрат?
Всего за год до первого официального матча Кубка Конфедераций, который, так или иначе, должен состояться в Санкт-Петербурге, снова приостановлено строительство многострадальной «Зенит-Арены». Власти северной столицы разорвали сразу все ранее заключённые контракты с главным строителем стадиона - компанией «Инжтрансстрой-СПб». Причём сделано это в одностороннем порядке, и судя по всему совершенно неожиданно для всех.
Что же, собственно, не устроило власти северной столицы? В мэрии этого вообще-то не скрывают. Прежде всего – полная бесконтрольность расходов со стороны «Инжтрансстроя». Хотя уже в этом году именно город неоднократно вносил изменения в проект, отнюдь не подкрепляя его материально.
Итак, «Зенит-Арена», которую чаще называют по имени главного спонсора питерского футбольного клуба «Газпром-Ареной» снова в полной мере оправдала свою несчастливую репутацию. Многократные повышения цены, сопровождавшиеся целой серией коррупционных скандалов, уже не раз приводили к смене застройщиков и остановке работ.
Теперь компания «Инжтрансстрой-СПб», которая почти восемь лет назад приняла на себя нелёгкие обязательства генерального подрядчика, должна не просто остановить работы, но и убрать со стройплощадки всю технику, а также сдать всю проектно-сметную документацию тем, кто придёт ей на смену. Убрать быстро – не больше, чем за месяц, поскольку в ином случае на отделочные работы может вообще не остаться времени.
К тому же надо оперативно проводить тендер на достройку арены, хотя при желании, как это уже было на нескольких объектах Сочи-2014, генподрядчика могут просто назначить распоряжением сверху. По этому поводу нельзя не напомнить, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил - глава государства «не хотел бы включать режим ручного управления». Но при таком развитии событий практически неизбежны будут дополнительные и очень серьёзные траты, не исключено, что непосредственно из федерального бюджета.
Тем не менее, невзирая на организационные проблемы, стройка не остановлена – судя по всему, там хватает работ, которые можно вести, так сказать, «за честное слово». Студенческие отряды вообще планируется перевести на положение унитарных предприятий и избавить от завязок на подрядные конторы, а инженерные кадры из того же «Инжтрансстроя» буквально засыпаны предложениями о работе. Вообще-то это понятно - субподрядчики связаны с властями города серией договоров и соглашений, которые пока что никто не разрывал.
В то же время отставленный генподрядчик жалуется на город в прокуратуру. Несмотря на то, что объявлены сроки подачи заявок на конкурс и даже обнародования его итогов в августе, ситуация становится только всё более запутанной.
Тем временем, крайний срок окончания строительства, который только и может устроить ФИФА – это декабрь 2016-го. Если позже, про Кубок Конфедераций Санкт-Петербургу придётся забыть. А ведь именно в Питере, в отличие от большинства других российских городов, уже много лет нет проблем с посещаемостью футбольных матчей. Впрочем, после Евро-2016 и здесь могут попросту плюнуть на футбол. И прежде всего, на «наш футбол».
Остаётся напомнить, что новый стадион на месте легендарного «Кировского», вмещавшего ни много ни мало 84 тысячи зрителей, начали возводить еще в 2007 году. Первый контракт с генподрядчиком тогдашние власти Санкт-Петербурга подписывали на смешную сумму в 6,7 млрд рублей. Потом цена вопроса не раз менялась – разумеется, в сторону роста. Кто-то на волне скандалов вокруг «Зенит-Арены» терял кресла в руководящих кабинетах, кто-то напротив, шёл на повышение – вплоть до министра. В итоге стоимость строительства вроде бы удалось заморозить на отметке немногим выше 40 млрд рублей, что с учётом падения курса рубля уже не является рекордной суммой для стадионов такого масштаба.
Последний подрядчик не слишком отличился по части финансовых запросов, ситуация не позволяла, но последние «крайние» сроки тоже сорвал. СМИ сразу стали сомневаться в официальной информации о том, что работы выполнены чуть ли не на 98%. И как показывает практика, перенос оставшихся 2 процентов на весну 2016-го практически ничего не дал – под угрозой уже и новый срок сдачи объекта – декабрьский нынешнего года.