Цивильский тихвинский монастырь. Тихвинский богородицкий монастырь в цивильске Цивильский женский монастырь требы
Утро 6 часов. Завтракаем в трапезной. Надо уезжать. Мне жаль, что я не могла осмотреть подробнее территорию монастыря. Собираемся у арочного выхода монастыря с вещами. Я последний раз иду с фотоаппаратом, чтобы сделать снимки.
Здесь Ротонда на месте захоронения игумена Авраамия. И вот мы идём на пристань.
На берегу нас встречает стадо коров. Животные совсем не боятся, и их приходится разгонять. В ожидании на берегу, подходим близко к воде. Здесь протекают воды реки Волги. Вода прозрачная и хорошо видно песчаное дно. Вот подплыл наш паром, и мы садимся с вещами. Плывём обратно. Наш сказочный полуостров удаляется вдаль.
Далее наш путь уже на автобусе до г. Цивильск. Едем в Тихвинский Богородицкий женский монастырь, что находится на берегу старого русла реки Большой Цивиль. Название монастырю дано в честь Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, которая, по преданию, спасла город в 1670 г. от разгрома отряда разинцев. Самым монументальным строением монастырского комплекса является каменный собор Тихвинской иконы Божией Матери. Рядом с ним приютилась деревянная церковь, которая словно сказочный терем, выполнена из резного дерева. (Фото из интернета).
Сначала проходим в небольшую церковь, смотрим на древние иконы, среди них есть мироточивые. Главная святыня – чудотворный образ Тихвинской Божией Матери.
К обеду состоялась трапеза и после нее у нашей группы опять послушание. Некоторые паломники остались в трапезной, немногочисленным мужчинам досталась мужская работа, а остальным предстояло сделать крестный ход вокруг монастыря. Я пошла в крестный ход. Погода стояла по-прежнему очень жаркая. И вот мы выходим из главных ворот, и идём по узкому тротуару налево. Идущие впереди паломники читают молитвы. Читать будет каждый паломник. Поэтому передают из рук в руки молитвы на листках бумаги. Я оглядываю окрестности вокруг. Справа тянутся поля. А слева вижу огороды монастыря, на которых трудятся женщины наши паломницы. Мы проходим далее и опять поворачиваем налево. Теперь справа от нас течёт многоводная река, а слева красуется храм.
Я мысленно читаю молитвы и любуюсь красотой окружающей природы. Вскоре мы опять свернули налево. Очередь чтения молитв дошла и до меня. Я громко читаю, и от волнения запинаюсь, местами, неправильно читая слова. Рядом со мной идёт мальчик лет 10-12. Он тоже читает в порядке очереди. Наконец наш крестный ход входит в ворота монастыря возвращаясь к храму. Теперь у нас небольшой перерыв, и нам разрешено побыть в храме, написать записки, поставить свечи. Далее нам опять предлагают помочь в прополке клубники. Жара ужасная. Трудиться на солнце тяжело. Мы уже устали, и нам не хочется этого делать, но послушание превыше всего. На территории монастыря посажены красивые клумбы, и я любуюсь их красотой.
В центре внутреннего дворика есть могилка. Здесь покоится настоятельница монастыря Агния. Ее очень любили при жизни, и на памятнике были напечатаны душевные строки стихов.
Вот стихи, которые у меня остались на память об этой поездке.
Светит незнакомая звезда,
Вновь мы отправляемся в дорогу.
И мелькают сёла, города,
Снова устремляемся мы к Богу.
И уйти от суеты мирской
Помогает наша служба «С Вятки»,
И в душе мы обретём покой,
Несмотря на строгие порядки.
Надо научиться всех любить,
И от всякой скверны очищаться.
Чтобы добрым и здоровым быть,
Надо чаще людям улыбаться.
Цивильский монастырь в Чувашии — это уединенное местечко, расположившееся в небольшом, провинциальном городке. Сам город стоит на слиянии Большого и Малого Цивилей. Население маленькое. Общая численность – 13, 2 тысяч человек. В шести километрах от города проходит железнодорожная ветка. Цивильск основан в 1589 году. Это был военно-опорный пункт Москвы.
На его месте было когда-то древнее чувашское поселение Сюрбеево. Именно здесь проживал сотенный князь. Первые сооружения были построены из дерева. Деревянный кремль окружался острогом. В роли первых жителей выступали стрельцы, строители, духовенство. В 1781 году бы получен статус уездного городка. В 17 веке было потеряно военное значение. Теперь это крупнейший торгово-промышленный центр.
Как добраться
Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.
Доехать до обители просто, ее точный адрес — Чувашская Республика, г.Цивильск, ул. Пролетарская, 1. Удобнее воспользоваться автобусом или личным автомобилем. Также в 5-7 км от города есть железнодорожная ветка Канаш — Чебоксары (ст. Михайловка).
Часто люди приезжают сюда на несколько дней, в основном это паломники. Остановится на ночлег можно в отелях «Савал» или «Саванас». Номерной фонд небольшой, но условия проживания комфортные. Перекусить можно в кафе «Анастасия», «Brown», «Свои люди». Не дорогая столовая находится по ул. Терешковой, 5б, тут достаточно вкусно готовят.
История – основание
Возведение монастыря на территории здешних земель тесно связано с началом крестьянской войны. Это был 1670-1671 гг. Битва осуществлялась под предводительством Степана Разина. Цивильск в этот период сильно пострадал от разбойных набегов. В 1671 году казаки вплотную подобрались к стенам. Начался захват поселения. Крепостные стены были прочными. Их изготавливали из дуба. Вокруг был глубокий ров. Охрана состояла из 250 стрельцов и пяти пушкарей. Защита была мощная, поэтому одолеть город было не так-то легко. Поэтому враги решили взять окружить крепость и ждать, когда у жителей закончатся силы.
Как-то раз жительница крепости вдовица Иулиания Васильева увидела явление образа Богоматери Тихвинской. Она сказала, что у мятежников не получится взять город. Воины на протяжении двух недель боролись за свободу. Причем победа случилась за счет междоусобий между казаками. Они сами начали истреблять друг друга.
В конечном итоге город получил спасение. В дань памяти этому событию было решено возвести монастырь. Его разместили между реками Большой и Малый Цивиль. Вокруг были болота и много разнообразных лугов.
Горожане были воодушевлены произошедшим. Увидев происходящее, они вышли из города и начали прогонять недоброжелателей. Строительство храма было завершено спустя четыре года. Освещение проведено в честь Вознесения Господня с приделом во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской. Это был 1675 год. Деревянную обитель обрамили оградой. Она была сделана из того же материала. Установили кельи для монахов. Это было время правления митрополита Казанского и Болгарского Иоасафа. Именно так и появился Цивильский монастырь в Чувашии. Он именно так и просуществовал до 1723 года.
Переломный момент
Позднее Петр I начал осуществлять реформирование штатов. Осуществлялся подсчет обителей. Правитель хотел получить точную информацию о доходах каждого духовного учреждения. Поэтому, многие монастыри активно взялись за укрепление своего штата. Преимущественно это сводилось к увеличению количества насельников. По этой причине из Цивильского монастыря Тихвинской Богородицы в Чебоксарскую Преображенскую Геронтиеву пустынь перевелось около 15 служителей Богу, а потом ушло еще 5 человек. Таким образом, практически был потерян весь монастырский штат.
К 1724 году обитель уже не была действующей. Через некоторое время она приобрела статус женского. Причины такого события до сих пор являются мало понятными. Ясно только одно, что в документах 1734 года святыни уже не имела статус мужского. Эта информация подтверждает версию о расформировании. Неизвестный студент духовной Казанской академии в рамках своей научной работы подтверждает сведения о том, женский монастырь все же здесь существовал несколько лет. Но о том, когда появился Вознесенский Тихвинский девичий монастырь неизвестно. Вероятно, он являлся частью Троицкого собора Цивильска. Юный исследователь ссылается на информацию в книге Митрополита Казанского Сильвестра. В ней есть упоминание о том, что в 1729 году Сильвестр Митрополит Казанский и Свияжский дал благословение на избрание монахини Пелагеи во игуменьи.
Сложно точно предположить по какой именно причине монастырь решили сделать женским. Ведь резких оснований для данного решения не было. Но, как видно, с таким статусом обитель просуществовала недолго. В 1737 году она снова стала мужским духовным заведением. В роли настоятеля был назначен игумен Иосиф.
Переформирование
Вторая половина 19 столетия – это период упадка для монастырского комплекса. Архипастырь Антоний в 1869 году посетил здешние земли. Все осмотрев он сделал предположение об упразднении Цивильского Тихвинского монастыря. В святыни хранилась икона Тихвинской Божией Матери. Ей граждане очень дорожили и систематически приходили к ней приклоняться. Она им помогала в решении многих вопросов. Это памятник избавления от грехов и символ исцелений. Жители до сих пор помнили нападки Степана Разина и чудесную победу, о которой так все молились. Поэтому, горожане попросили Высокопреосвященство оставить монастырь населенному пункту.
В 1869 году жителями города был составлен приговор, в котором сообщалась, что они не хотят, чтобы монастырь закрывали. В ответ на это Архипастырь сделал людям встречное предложение — переформировать мужской монастырь в девичий. Дело в том, что Высокопреосвященством была замечена такая закономерность – женские духовные центры в городах могут похвастаться высоким уровнем благоустройства, и желающих поступить сюда значительно больше.
Таким образом, вероятно это обстоятельство и стало истинной причиной смены статуса. Граждане приняли решение о начале работы по укреплению прибрежной зоны. Ведь именно на ней и располагалась святыня. То есть, услышали просьбу жителей о сохранении памятного места. Вскоре, из Святейшего Синода 30 декабря 1870 года пришел указ. В нем содержалась информация о том, что монастырь теперь облачен в женский.
Настоятельницей была назначена Херувима. Она приехала на здешние земли в 1871 году. Для дальнейшего благоустройства территории требовались денежные средства. В роли благотворителя стал казанский купец первой гильдии Василий Никитич Никитин. Также в материальной помощи активно учувствовала и его супруга. На полученные средства возвели новый красивый храм в честь Тихвинской иконы Божией матери. Это был 1886 год. Монастырский комплекс практически полностью перестроили на средства купца. Окружающее пространство заметно преобразилось.
В обители впоследствии организовали начальную школу. Сюда принимали девочек братства Св. Гурия. Через какое-то время появилась и церковно-приходская школа. Затем построили больничный корпус. Так обитель просуществовала до 1927 года.
О том, что потом произошло существует много мнений. Последние наследницы были просто изгнаны оттуда. Все Владимирские земли оказались в распоряжении государства. Да и сама святыня претерпела кардинальные изменения. Так, колокольню, которую возвели еще в 1775 году, разрушили так, что ее потом было невозможно восстановить. Хозяйственные постройки и другие здания преимущественно использовались в личных целях. А центральный храм был так изменен, что его проблематично было узнать. Снесли кресты, купола, срубили каменную резьбу. Само здание разделили на три яруса.
В период с 1925 по 1945 год здесь существовал детский дом, потом школа-интернат, затем училище. Вовремя военный действий организовывали лагерь, госпиталь. Именно отсюда новобранцы отправлялись на фронт. Более того, здесь работало даже пожарное дело. Конечно, все эти обстоятельства не лучшим образом сказывались на состояние храма. Оно сильно обветшало.
Возрождение
26 февраля 1988 года было принято решение, что требуется возродить обитель и вернуть ее православию. Решение было одобрено. В роли настоятельницы назначили настоятельницу Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря матушку Агнию. В 2001 году в жизни святых земель произошел переломный момент. Сюда приехал сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К приезду горожане готовились основательно. Прежде всего, занялись благоустройством церкви. Вокруг посадили цветы, возвели новый храм во имя священномученика Харалампия.
К дате приезда собралось большое количество народа. Патриарх приехал ни один, он был вместе с митрополитом Варнавой, президентом Чувашии Н.В. Федоровым. Также присутствовали некоторые монахи в качестве гостей. Более того, много было и других известных личностей из правительства.
Святыни монастыря
Сегодня монастырь по-прежнему процветает и развивается. В роли его главной святыни высыпает чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Также в обители и много других почитаемых образов.
К примеру, здесь хранятся мироточивый образ Архистратига Божия Михаила, частицы блаженной Матроны Московской. Само место тоже является необычным. Люди постоянно здесь видят явления в виде святых образов, в 2007 году образ Николая Мирликийского источал миру. А в 2008 году замироточили еще два образа — образа Божией Матери и Иоанна Крестителя. Они находятся в трапезной при комплексе.
31 октября – это дата организации ежегодного крестного хода по городу. Мероприятие проводится в дань памяти освобождения населенного пункта то разбойника Степана Разина. Тот период был самым тяжелым для горожан. Но крепость уцелела благодаря произошедшему чуду. Помимо этого, ежегодно организуется Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Его проводят с наступлением вечера. Проносят Державную икону Богородицы, слышны молитвы.
Также при монастыре функционирует приют милосердия. Здесь проживают пожилые насельницы. Сегодня здание несколько обветшало, проводится комплекс восстановительных работ.
Территория компактная. Имеется два действующих храма – в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и священномученика Харлампия Магнезийского. Службы проводятся регулярно. Но расписание их лучше уточнять заранее. Как правило, Божественная Литургия организуется в 7 утра по будням, в выходные дни на пол часа позже. Время вечернего богослужения – 16 часов. Также осуществляетсямолебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его возможно посетить каждую пятницу. Расписание других служб можно уточнить, позвонив.
Здесь ценится трудолюбие. Проживающие монахи занимаются творчеством, садоводством, огородничеством. Территория является ухоженной. Сестры и братия в течение дня несут послушания. Есть собственная пекарня. Местная выпечка невероятно вкусная и ароматная. Паломники принимаются с радостью. Вокруг атмосфера покоя и умиротворения. Храм, оформленный деревянным кружевом, необычайно красив. Цветники, лавочки, мощеные дорожки дополняют общую картину.
Если у вас останется время, то прогуляйтесь по Цивильску. Уездный город отличается самобытностью и особенной атмосферой. Улиц немного, но все они хорошо облагорожены. Много необычных монументов. В городском парке установлен памятник императрице, есть конструкция из бронзы, посвященная самому почтальону Печкину, без Шарика и Матроскина тоже не обошлось. Подобные фигуры любимых персонажей поднимают настроение. Более того, именно тут возвели первый железобетонный мост Чувашии. Здесь есть неисследованный объект, до сих вызывающий множество споров, — Пугачевская башня.
Видео
История Богородицкого женского монастыря в городе Цивильске — давняя и интересная, ведь и сама обитель старинная, весьма известная в Чебоксарской епархии. В свое время почти полностью разоренный, сейчас монастырь заботливо восстанавливается сестрами во главе игуменьей Ниной.
История
Есть легенда об основании Тихвинского женского монастыря, относящаяся ко времени осады Цивильска войсками Разина в 1671 г. «Разбойники» не смогли взять город наскоком. Войска стояли под стенами, ожидая, пока припасы закончатся и горожане сдадутся сами. Множество мирных жителей Цивильска, не надеясь спастись от разинских войск, собирались бежать в Чебоксары.
Народные волнения были успокоены одной благочестивой горожанкой, Иулианией Васильевой. Ей было видение Божией Матери Тихвинской. Царица Небесная сказала своей рабе, что казаки не возьмут город. Жителям следует «сидеть во граде крепко». А после осады нужно построить за городом монастырь во славу Божией Матери. Вскоре к городу подошли правительственные войска под командованием воеводы Д. Барятинского, и Цивильск был спасен.
Строительство Вознесенской церкви и создание монастыря
Между реками Малый и Большой Цивиль первая деревянная церковь была построена еще в 1675 г. Храм назывался Вознесенским. Он имел единственный придел в честь покровительницы Цивильска Тихвинской иконы Богоматери. Рядом с храмом в скором времени появились и кельи. По преданию церковь выстроил по обету и на собственные средства стрелец Степан Рязанов.
Для нового монастыря была писана икона Тихвинской Божьей Матери, копия чудотворного образа, который находился тогда в Цивильске, в Троицком соборе. Она также проявила чудотворные качества, и была часто носима по селениям и городам Казанской и окрестных губерний. По имени этой иконы монастырь в XVIII в. был переименован в Тихвинский.
Вознесенский Тихвинский мужской монастырь
Поначалу обитель была мужской. Но в 1723 г. произошло объединение монастырей с малыми вотчинами, и насельники переехали в Геронтиеву пустынь. Некоторое время (около 10 лет) Тихвинский монастырь был женским, но уже в 40-х годах XVIII в. в нем снова появляются иноки мужчины. В те времена Вознесенская церковь уже была каменной. Кроме нее на территории монастыря были: пять келий, хлебопекарня, погреба и амбары. Также хозяйство состояло из 9 дес. пахотной земли и 150 дес. сенокоса. Постоялый двор и торговля свечами также давали общине дополнительный доход.
К концу века монастырь значительно расстроился. Появились каменные кельи, двухэтажный дом игумена, часовни. Росло и хозяйство: прибавились рыбные ловли, перевоз через Волгу и различные угодья. Но спустя век обитель пришла в запустение. Тогда, по предложению казанского Архиепископа Антония, монахи и имущество были снова переведены: на этот раз в Козьмодемьянский монастырь. По настоянию горожан на намоленном месте была основана женская обитель.
Тихвинский Богородицкий женский монастырь
Женский монастырь устраивался на средства благотворителей: купцов Никитина из Казани, Мальцева из Москвы и Ефремова из Чебоксар. Сначала была приведена в порядок Вознесенская церковь, построены дом для игуменьи и кельи для сестер. Затем отстроили приют и школу для девочек, трапезную, больницу и хозяйственные строения. В завершение, в 1880 г. была привезена из с. Абашева в разобранном виде церковь Св. Харлампия, ныне утерянный памятник деревянного зодчества.
Основная святыня Богородицкого женского монастыря — икона Тихвинской Богоматери. Ее празднование совершается каждый год 9 июля. Кроме того, почитаются Толгская и и Владимирская иконы Божией матери, архистратиг Михаил и сщмч Харлампий. В монастыре есть части мощей Матроны Московской, святителя Тихона, сщмч Иллариона.
В 1886 г. Вознесенский храм разобрали, и на его месте выстроили Тихвинскую церковь на три престола. К началу XX в. монастырь в Цивильске снова стал зажиточным. Он имел различные угодья, доходные дома (оставленные в наследство прихожанами), мельницу, златошвейную мастерскую, скит на пустоши в Оползино.
После революции монастырское имущество было по большей части национализировано. В стенах обители организовали квартиры для служащих, дом младенца, ферму для племенного разведения скота. Сестры в 1923 г. были зарегистрированы властями как религиозная монастырская группа. Через два года после этого богослужения прекратились.
Колокольня Тихвинского собора была разобрана, а сама церковь перестроена. В ней располагались в разные годы швейное училище, детский дом, госпиталь.
Возрождение монастыря началось в 1997 г., после соответствующего указа Синода. Монашеская жизнь начала возрождаться в 1998 г. В деле восстановления Тихвинского монастыря важную роль сыграла игумения Агния, возглавлявшая монастырскую общину в те времена. В краткие сроки были отстроены все здания и сам храм. Зимняя деревянная церковь сщмч Харлампия была выстроена заново. Главная святыня, образ Тихвинской Божьей Матери была возвращена и заняла подобающее место.
Сооружения монастыря
Собор Тихвинской иконы Божией Матери
Каменный храм Тихвинской иконы Божией матери выполнен по проекту архитектора Аникина в 1886 г. Кубовидный храм крестово-купольной конструкции имеет три высоких апсиды. Это монументальное пятиглавое здание, принадлежащее русско-византийскому архитектурному стилю. Об этом говорят разбивка стен на прясла, восьмигранные барабаны и прочие элементы. Удлиненные полукруглые трехчастные окна храма – влияние архитектурных традиций классицизма.
Облик собора довольно эклектичен, что было присуще церковной русской архитектуре конца XIX в. Церковь имеет три престола: Всех Святых, Вознесения Господня и центральный чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери.
Церковь священномученика Харлампия
Однопрестольный деревянный храм св. Харлампия выстроен в 2001 г. к приезду в Цивильск предстоятеля РПЦ. Проект выполнен по сохранившимся рисункам бывшего на этом месте старинного здания. Церковь представляет собой прямоугольное в плане строение с апсидой и четырехъярусной колокольней под шатровой крышей.
Часовня
На монастырской территории при входе слева от врат есть часовня под маленьким резным куполом. Когда и во имя какого святого она была освящена, неизвестно. Вместе со стеной и вратами она составляет цельный архитектурный ансамбль.
Настоятельский корпус
Дом игуменьи на территории монастыря является примечательным памятником русского (московского) барокко. Это каменный дом с мезонином на подклети, богато декорированный тесаным кирпичом. Он выполнен в духе древнерусских палат. По верхней части фасада идут пояса: в три ряда поребрики и в один — городки. По углам – декоративные лопатки.
Святые врата
Монастырь обнесен кирпичной стеной с массивными круглыми башнями по углам. Святые врата с кирпичным узорочьем и изящным куполом ведут прямо к западному фасаду — величественному порталу храма Тихвинской иконы Божьей Матери, украшенному изящным ризалитом.
Расписание богослужений
- Божественная Литургия по будним дням в 7.30. По праздникам и субботам – в 8.00.
- Вечерня в 16:00.
- По четвергам после Литургии проводится водосвятный Молебен перед образом Богоматери «Неупиваемая Чаша».
- По пятницам после Литургии — Параклисис Божией Матери и молебен с акафистом сщмч Харалампию.
- По пятницам после вечерни — молебен об умножении любви и искоренении ненависти и злобы.
- По воскресениям — Акафист Иисусу Сладчайшему.
- По воскресеньям после Литургии – Панихида.
- Ежедневно в 12.00 – крестный ход вокруг монастырских стен.
Как добраться до Тихвинского женского монастыря
От Канаша или Чебоксар можно доехать на рейсовом автобусе. Также можно добраться поездом до ст. Цивильск. От городского автовокзала до монастыря приблизительно полчаса пешей ходьбы.
Контактные данные
- Адрес: 429900, Чувашия, г. Цивильск, ул.Пролетарская, д.1,
- Тел.: +7 835 452-22-54.
Фотографии
Начало истории Цивильского Тихвинского монастыря связано с крестьянской войной 1667-1671 годов под предводительством "лихоимца" Стеньки Разина, которая не обошла стороной и Цивильские земли. 1 октября 1671 года "воровские казаки" подошли к стенам города и начали штурм. Как известно, Цивильск изначально был выстроен в 1589 году как крепость, имел крепостные стены из дубовых кряжей с глубоким рвом и охранялся вооруженной силой, преданной царю, состоявшей из 250 стрельцов, примерно 5 пушкарей и около десятка наемников-ландскнехтов. И взять такой город было не так-то и просто. Долго пытались казаки взять город, но не смогли, и решено было взять крепость голодом, окружив его. Когда жители потеряли надежду отстоять свой город и хотели уж пробиваться сквозь кольцо казаков для того, чтобы бежать в соседние Чебоксары, остановило их то, что во сне Иулиане Васильевой, простой гражданке Цивильска, привиделась икона Пресвятой Богородицы, и услышала она от святой слова: "Дабы люди сидящие во граде, сидели крепко: казаки город не возьмут, а когда город получит спасение, то жители бы построили бы монастырь позади града между реками Большого и Малого Цивиля и между болотами и Стрелецких лугов".
город Цивильск, где расположен монастырь
Действительно, цивиляне отстояли свой город, и через четыре года на месте, указанном самой Богородицей, сверкала куполами церковь во имя Вознесения Господня с приделом во имя пресвятой Богородицы Тихвинской. Эта церковь, построенная по обету цивильским стрельцом Рязановым Стефаном Ивановичем, вскоре станет храмом созданного Вознесенского мужского монастыря. Для монашествующих были отстроены келий и хозяйственные постройки.
Иконостас храма был написан славившимся в те времена иконописцем - сыном священника Свияжской Благовещенской церкви - Ефимом Васильевым. Сам храм позже был дважды перестроен и в 1744 году был освящен во имя иконы Тихвинской Божией Матери.
Как было сказано выше, монастырь был мужским. Женским он стал 18 января 1871 года по решению Казанской Консистории, а причины к такому преобразованию были следующие:
Несмотря на то, что Цивильскому Тихвинскому монастырю базары и ярмарки (которых было две - Тихвинская с 20 по 26 июня и Ильинская с 20 июля) приносили немалые доходы от торговли восковыми свечами, иконами, крестами, и даже кошельковые и кружечные сборы-подаяния солидно пополняли монастырскую казну, монастырское хозяйство пришло к расстройству и упадку. А все из-за ежегодных разливов Цивилен, которые разрушали почти все здания монастыря, как каменные, так и деревянные. К концу 60-х годов XIX века почти все они пришли в негодность. Так же в последние годы существования мужского монастыря было крайне мало монашествующих. Так, по перечневой ведомости за 1867 год в монастыре состоят: 1 строитель, 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 8 послушников и ни одного монаха. К тому же, помимо внешних хозяйственных проблем и малого числа монашествующих, причиной оскудения обители стало и внутреннее его состояние - братья стали вести недисциплинированный и нетрезвый образ жизни. Доказательства тому - сохранившиеся заявления на провинившихся.
Такое жалкое положение монастыря и поведение монашествующих, естественно, приводило к мысли о его упразднении, и Архиепископ Антоний, посетив Цивильск в 1869 году, дал предложение Консистории закрыть Цивильский монастырь. Но граждане города Цивильска, дорожившие монастырем и чудодейственной иконой Тихвинской Божией Матери, просили Его Преосвященство в составленном приговоре от 25 сентября 1869 года сохранить монастырь. В ответ на приговор Архипастырь сделал гражданам предложение через Консисторию преобразовать мужской монастырь в женский, мотивируя это тем, что женские обители в Казанской Епархии отличаются лучшим благоустройством в сравнении с мужскими и что желающих принять монашество в женский монастырь больше, нежели в мужской.
Так, 30 декабря 1870 года, по указу №2852 Святого Синода, монастырь был преобразован в женский, а 18 января этого же года Казанская Консистория подтвердила это решение своим указом.
Итак, к концу 60-х годов XIX века почти все здания монастыря были полуразрушены: в келиях нижнего этажа все полы были сгнившими и выдранными, печи развалены, в стенах зданий были значительные трещины, штукатурка в храме во многих местах обвалилась - все здания требовали непременного капитального ремонта. Соответственно новый хозяин монастыря - настоятельница - должна была быть хорошим хозяйственником, политиком, умелым и требовательным руководителем, способной повлиять на других сестер своим примером. Этим необходимым качествам вполне отвечала назначенная настоятельницей монахиня Херувима, уроженка Курской губернии из семьи священнослужителя. Переведена она была в Цивильский монастырь из Казанского женского монастыря. Примечателен один интересный факт: едва только новая настоятельница вступила в обитель (март 1871 года), как через несколько дней начался разлив реки Цивиль, и во время литургии ледяная мутная вода хлынула в самый храм, и заканчивать службу пришлось, стоя на скамьях. И такая ситуация была почти каждую весну, вода, заливая всю территорию монастыря, оставляла в зданиях множество мусора, ила и грязи, уничтожала штукатурку. Поэтому монастырю срочно требовались немалые денежные средства на укрепление берега и ремонт построек. Таковых средств у монастыря не имелось, а пожертвования от граждан города были ничтожно малы для работ такого масштаба.
Благотворителями по обновлению монастыря стали казанский купец 1-й гильдии Василий Никитич Никитин и его супруга Мария Ивановна. Происхождения Василий Никитич был крестьянского, из Владимирской губернии. Обученный грамоте еще "с младых ногтей", рано начал работать извозчиком. Был у него дядя - богатый купец Кондырин, проживавший в Казани. После смерти его все немалое имущество перешло в наследство Василия. Честность, исправность и обязательная аккуратность сделали его имя самым громким и почетным как между московскими, так и между казанскими и зауральскими купцами. Его торговые обороты были на миллионы рублей. Помимо этого он владел огромным постоялым двором, двумя большими пароходами и десятками барж.
В первую же поездку в Цивильск В. Н. Никитин скупил для монастыря весь заготовленный в городе кирпич. Затем весною он приобрел огромные плоты строевого леса, которые были доставлены по реке к самым стенам Цивильского монастыря. А летом в Цивильскую обитель прибыл большой отряд строителей. Сразу же были отстроены новые просторные келий, монастырь обнесли высокой каменной оградой, были построены часовни, высокие красивые ворота для въезда на территорию монастыря. Кроме того, со всех сторон устроены глубокие канавы и высокий земляной вал, что устранило опасность наводнений. Капитально был отремонтирован храм: заменен цоколь, окна возвышены и расширены, сложены две красивые печки, за алтарем поставлена третья -железная; стены храма были оштукатурены и покрашены, все рамы в окнах заменены новыми, снаружи храм был выбелен, а крыша окрашена медянкою. В монастырь было доставлено много новой утвари: одеяний, подсвечников, лампад...
Когда монастырь опять посетил архиепископ Казанский Антоний, он был изумлен таким быстрым возрождением монастыря. Он был встречен священником монастыря со святым крестом и настоятельницей монастыря со всеми сестрами при пении "Достойно есть". В тот же день на божественной литургии настоятельница монастыря монахиня Херувима возведена в сан игуменьи.
Участие В. Н. Никитина в судьбе монастыря не ограничилась этими благодеяниями. На его средства был заложен новый, принципиально отличавшийся своей архитектурой от церквей того времени главный храм, корпус которого сохранился до наших дней. За время строительства этого храма была поставлена деревянная церковь, пожертвованная чебоксарским купцом Ефремовым, которая была освящена во имя священномученика Харлампия. Кстати, построенная совсем недавно на территории монастыря деревянная теплая церковь 23 февраля 2001 года была освящена в честь Св. Харлампия:
К сожалению, Василию Никитичу так и не привелось увидеть главное украшение монастыря и главное свое дело - новый храм: он умер внезапно 1 октября 1880 года. Недолго после него жила и супруга его. Похоронены они были возле нового храма, с правой стороны. А строительство этого храма велось еще 6 лет после смерти Никитина. Пожертвовал он монастырю в общей сложности около 37000 рублей. Кроме него на строительство пожертвовали цивиль-ский мещанин Иван Нагасов -100 рублей, цивильский купец Петр Федорович Зарубин - 100 рублей, московский купец Василий Матвеевич Мальцев - 750 рублей, Нижегородский купец Степан Иванович Зяблов - 2550 рублей, неизвестные люди внесли в казну монастыря 800 рублей. Некая Прасковья Андреевна Наживина внесла на строительство храма 2100 рублей. Всего же на строительство его было израсходовано 43900 рублей 30 копеек.
И храм получился на славу - высок, широк, светел. Престолов было три - в ряд, главный в честь Тихвинской иконы Божией Матери, с правой стороны в честь Вознесения Господня, а с левой - в честь всех святых. Храм был построен очень удачно с точки зрения архитектуры: внутри перед взором каждого молящегося открыто все, что совершалось в храме. Традиционно над входными дверями с запада располагались хоры для певчих. Над серединой храма возвышался обширный купольный барабан с целым рядом окон, между которыми были изображены девять ангелов, а в самом верху - изображение Господа Бога Саваофа с благословляющими руками. Алтарей и иконостасов, как и престолов, было три. Все стены и арки храма были во фресках, где изображались большие фигуры святых.
Говоря о монастыре, невозможно упомянуть о его хозяйстве. Монастыри всегда были крупными землевладельцами. Цивильскому Тихвинскому монастырю принадлежали довольно большие пашенные и сенокосные земли, более 30 десятин выгонной земли, отведенной монастырю еще в 1797 году указом Павла I. С 1838 года во владении монастыря были 144 десятины леса. Имелись 3 рыбные ловли "Чувашская пустошь", "Оползино" и в Чекурском затоне и речные переправы, которые монастырь сдавал в аренду примерно за 400 рублей в год различным дельцам. Монастырю принадлежала мукомольная мельница на реке Сулица Свияжского уезда, которая, правда, в 1892 году пришла в негодность из-за изменения русла реки весной, до этого мельница сдавалась в аренду за 30 рублей в год. С 1-го января 1692 года монастырь получил в надельное пользование две земельные статьи: Сундырская в 17 десятин 1900 кв. саженей и Ки-бечинская в 17 десятин 1500 кв. саженей; они находились примерно в 30 верстах от монастыря. Процитируем архивный документ: "Монастырю принадлежат следующие угодия:
а) пашенная и сенокосная земли,
б) рыбные ловли с растущим по берегу Волги кустарным лесом,
в) мукомольная водяная о двух поставах мельница,
г) две лесные дачи, состоящие из 150-ти десятин.
Пашенная и сенокосная земли состоят из нескольких участков, находящихся в разных местах,на которые в монастыре имеются пять специальных планов с межевыми книгами. Пашенные земли, значащиеся по двум планам - в первом
- тридцать десятин 1112 кв. сажени, а во втором - восемь десятин 2004 кв. сажени - возделываются самим монастырем. Восемнадцать десятин 1941 кв. сажень сенокосной земли, называемой "Кочки", обрабатываются тоже монастырем. Двадцать четыре десятины 1181 кв. сажень сенокосной земли, называемой "Прорва", в том числе две десятины 230 кв. саженей пашенной земли, возделываются монастырем же. Сверх того монастырю принадлежат еще восемнадцать десятин 1070 кв. саженей сенного покоса, находящихся при самом монастыре. Все вышеперечисленные земли, пашенная и сенокосная, пожертвованы монастырю, но когда и кем, неизвестно. Они лежат в Цивильском уезде, в близком расстоянии от монастыря.
Рыбная ловля с растущим по берегу кустарником находится в Чебоксарском уезде, в местах, называемых "Чувашской пустошью", "Оползино". В специальном плане межения, усчитанном в 1795 году, декабря 5 дня, внутри владения, отмежеванного от всех смежных владений одной окружною межой, показано дровяного леса одиннадцать десятин 1981 кв. сажень...
Две лесные дачи, отведенные монастырю в 1876 году вследствие прошения Игуменьи Херувимы, по ходатайству Его Высокопреосвященства, Высокопре-освященнейшего Антония, Архиепископа Казанского, Министерством Государственных Имуществ, заключаются в двух участках: в Кошко-Куликчевской даче
- тридцать десятин и 1343 кв. сажени и в Северной части даче Тугаевской -119 десятин 127 кв. саженей.
Дачи эти отмежеваны Губернским Техником Шмидтом при участии уездного лесничего Соловьева и депутата с духовной стороны благочинного Цивильско-го Протоиерея Лазаря Беляева. План на обе Дачи, составленный вышеупомянутым землемером Шмидтом, хранится в монастыре с прочими документами..." (Ведомость о Цивильском Тихвинском монастыре за 1883 год. Национальный архив республики Татарстан, Казань, фонд 4, опись 114, дело 6).
Монастырь имел также немало недвижимости: в Казани имелись два больших каменных дома-представительства монастыря. Дома имелись и в Цивильске.
За монастырской стеной в восточной стороне с 1871 года был устроен скотный двор: вместительные конюшни, хлев для скота, сеновалы, два больших погреба и два деревянных дома для проживания помощников при дворе. Монастырь имел свою баню и большой сад. Также содержалась небольшая больница на шесть коек и школа. Около центрального входа на территорию монастыря летом всегда был цветник из роз.
Помимо многочисленных работ по хозяйству сестры занимались рукоделием: вязали чулки, носки, стегали одеяла, вышивали бисером, не на последнем месте было занятие живописью.
Если говорить о финансовом благосостоянии монастыря, то необходимо отметить, что основные доходы и источники средств Тихвинского монастыря были ассигнования из государственной казны, где была особая статья о монастырях. Также приток денег был от процентов различного рода ценных бумаг и доходы от принадлежавших монастырю хлебопашенных земель, участков леса, рыбной ловли, переправ и водяной мельницы, сдаваемых в аренду. Некоторый доход приносили и свечные, кошельково-кружечные, молебные, просфорные и другие сборы и подаяния. Была налажена постоянная продажа иконок, картин на библейские сюжеты и видов своего монастыря, четок, крестов, колец.
Годовой денежный оборот монастыря в год равнялся примерно 100000 рублям,
Все живущие в монастырской обители подразделялись на монахинь, рясофорных послушниц и послушниц-белиц. Причина такого деления - существование в монастырях системы духовного роста -совершенствования. Сначала принявшая решение покинуть мирскую жизнь и посвятить ее Богу, живя в монастыре, носила мирскую одежду, работала и присматривалась к жизни в обители. При примерном поведении в определенный срок она становилась достойной носить рясу, становилась рясофором (греч. - "носитель рясы"). Далее, по истечению определенного срока и соблюдении монастырского устава, над рясофорной послушницей совершали обряд пострижения - игуменьей выстригался крест в волосах на макушке головы послушницы. Причем соблюдалась традиция: послушница должна была трижды подавать ножницы игуменье, и только на третий раз та соглашалась совершить пострижение. Это означало, что по-слуш н ица дает три обета: целомудрия, нестяжательства - отказа от любой собственности и обет послушания. Постриженная получала новое одеяние черного цвета из грубой шерсти, и, как заново рожденная, получала новое имя.
Так, например, на 1897 год в Тихвинском женском монастыре значились 1 настоятельница, 1 схимонахиня (в отличие от монахинь имела более строгие обеты и вела отшельнический образ жизни), 26 монахинь, рясофорных послушниц - 34,153 послушницы и 11 проживающих. Всего 226 человек.
Настоятельницей монастыря, как было сказано выше, была Херувима. Пробыла она в этом сане до самой смерти (7 декабря 1896 года). Она умерла моментально и без боли от порока сердца, все 70 лет жизни отдав монашеству и 25 из них - службе в Цивильском монастыре Тихвинской Божией Матери.
Второй настоятельницей монастыря стала Антония, утвержденная указом Святейшего Синода от 3 марта 1897 года за №1015. Третьей и последней настоятельницей (до 1925 года) была игуменья Асенефа, утвержденная 8 апреля 1909 года.
В монастыре правой рукой настоятельницы была келарь - заведующая немалым монастырским хозяйством. Далее по важности была казначей, в обязанностях которой было следить за припасами и общим благосостоянием монастыря.
Службу в храме проводили сами монахини, и лишь священник и диакон в монастырях всегда были мужчины. Первым священником в женском монастыре был благочинный села Воскресенских Шигалей Цивильского уезда Капитан Подобъедов, служивший в иерейском сане. Окладное жалованье священника тогда было 300 рублей в год, помощник священника получал 250 рублей. В1878 году на должность Священника вступил Александр Билетов, служивший до этого в среднем отделении Духовной Семинарии, он же являлся членом уездного отделения Епархиального Училищного Совета и занимал должность законоучителя в монастырской школе.
Вся жизнь в монастыре регламентировалась особым уставом, в котором были обязательны три принципа: равенство сестер, послушание настоятельнице и четкое распределение обязанностей. День в монастыре начинался очень рано. Как только показывалось солнце, будильница шла к дверям келий игуменьи, кланялась и громко произносила "Благослови и помолись за меня...". Проснувшись, настоятельница отвечала "Бог спасет тебя". Далее будильница давала распоряжение бить в колокол, шла по келиям и будила монахинь со словами "Благословите святые". Вскоре удары колокола призывали всех на молитву в храм, и монахини собирались у церкви. Сначала священник и его помощник диакон. В храме все выстраивались также по чину, справа впереди настоятельница, слева келарь; священник с диаконом перед алтарем. Утренняя служба (бдение) продолжалась около пяти часов. После службы обычно наступала трапеза, перед которой всеми также произносилась молитва, и входили в трапезную только с третьим колоколом. В обычные дни было две трапезы - обед и ужин, на которые подавали варево (суп) и сочиво (каша), причем при приготовлении еды соблюдали определенные обязательные ритуалы (например, разжигали огонь на кухне только от лучины, зажженной священником от лампады в храме). Во время еды никто не разговаривал, а одна из монахинь читала религиозные сочинения поучительного характера. По окончании трапезы монахини с пением псалмов шли к храму, совершали перед его стенами молитву и расходились по келиям, где занимались чтением богословских книг, молитвами либо работали по хозяйству или занимались рукоделием. Во время постов монахини имели всего одну трапезу в день и больше времени отдавали молитвам.
В 1872 году при Цивильском Тихвинском монастыре миссионерской организацией "Братство святителя Гурия" была открыта школа для девочек, с препо-дованием закона Божьего и грамоты. Замечательно было то, что в этой школе в отличие от других преподавание происходило и на русском и на чувашском языках, так как многие дети знали только родной язык. В 1897 году в октябре школа святителя Гурия была переименована в церковно-приходскую. В 1911 году была закрыта, как не вошедшая в школьную сеть. В школе обычно обучалось около 40 девочек, одна треть которых была из семей как-то причастных к церквям и религии, около 50 процентов - из простых чувашских семей, остальные - из русских.
Октябрьская революция 1917 года кардинально изменила статус и жизнь православных монастырей буквально с первых дней после переворота. 26 октября 1917 года Вторым Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о земг ле, отменивший, частную собственность на землю и сделавший ее всенародным достоянием. Таким образом, вся земля русских монастырей, в том числе и Цивильского Тихвинского монастыря, была конфискована, а точнее - законно украдена без каких-либо причин и следствий. У Цивильского монастыря кроме земель также были отобраны рыбные ловли и лесные дачи, которые были тут же бесконтрольно разграблены, разгромлены и сожжены, лес же был моментально вырублен местными жителями. Монастырям и церквам были оставлены лишь небольшие участки земли для пропитания.
Также сильным ударом по монастырям России был очень хитрый "ход конем" Советской власти - национализация частных банков, где у духовенства и монастырей имелись значительные вклады. Объединенные с госбанками они образовали Единый народный банк Российской Республики. Таким образом, Советская власть получила под свой контроль и распоряжение невероятные капиталы.
Дальше-больше. 23 января 1918 года был обнародован декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", по которому вся собственность и имущество монастырей и церквей переходила Советской власти и государство больше не поддерживало церковь, отбирало все льготы и объявляло церковь чисто общественной организацией. Акты гражданского состояния (рождение, брак, смерть) были изъяты из ведения церковных органов и были переданы государственным. Было запрещено преподавание в школах "Закона Божия", учащихся освободили от обязательного посещения храма и религиозных обрядов. Церковные обряды решено было совершать лишь с разрешения уездного Отдела Управления, и каждая религиозная община должна была предоставлять Советскому Правительству устав, список членов общества и исполнительного органа в трех экземплярах при ежегодной регистрации.
6 связи с изъятием у Тихвинского монастыря всех сооружений и имущества было принято решение Цивильским Уездным Отделом Управления составить опись церковного имущества, но настоятельница Асенефа подала прошение отсрочить проведение описи хотя бы на две недели, и ее просьба была удовлетворена. Помимо составления описи 16 декабря 1918 года было решено провести общее собрание с участием граждан города Цивильска и духовенства под председательством монастырского священника Александра Билетова. На собрании рассматривался вопрос о решении местного Совета от 10 декабря за №309 "О передаче всего монастырского имущества Совету рабочих и красноармейских депутатов". Было принято сохранить имущество и здания за монастырем, как имущество якобы не доходное и бесполезное. Удивительно -решение собрания было рассмотрено местным Советом и даже удовлетворено. Так монастырь, хоть и не надолго, был сохранен. К этому моменту в монастыре числилось 240 монахинь и послушниц, но, в отличие от прежнихлет, все монахини были преклонного возраста, самым младшим из них Агнии и Милентине было по 56 лет. Настоятельнице же Милановой Асенефе Павловне было 70 лет.
В 20-30-е годы происходило резкое сокращение действующих церквей и монастырей, их начали капитально перестраивать под муниципальные дома, под клубы. Колокольни и некоторые храмы варварски разрушали. Считалось, что в новом государстве нет места религии, которая только отвлекает людей от строительства светлого будущего - коммунизма.
И вот в июле 1925 года выходит постановление расширенного Пленума Уис-полкома о передаче некоторых зданий монастыря уездному отделению народного образования под культурно-просветительное учреждение и выселении монахинь. В этом же месяце началась очистка каменного храма, был разобран иконостас, на ценные предметы была составлена опись. В Цивильский Уездный Исполком поступило заявление от верующих города с просьбой передать икону Тихвинской Божией Матери и некоторое имущество в собор Казанской Божией Матери, их просьба была удовлетворена. В собор Святой Троицы же были переданы копия иконы Тихвинской Божией Матери, икона Великомученицы Варвары, местная икона Божией Матери с кивотом и другие.
Последняя служба монастыря была проведена в десятых числах июля 1925 года, а осенью этого же года был ликвидирован последний храм в монастыре. В одном из зданий же монастыря открыли клуб и установили радиоустановку.
После закрытия монастыря его помещение занимали неполная средняя школа, детский городок (детдом), в годы войны - воинская часть, педучилище, школа-интернат, семилетняя школа, профтехучилище... Каждый наследник по-своему переделал, распоряжался хозяйством монастыря. В результате собор и другие здания были изменены до неузнаваемости. Главный собор лишился всех пяти куполов, сводов, достроили третий этаж, прорубили стандартные окна, сделали перекрытия между этажами. Снесены колокольня и деревянный храм. Остались фрагменты от каменной стены и башен. Река Цивиль ежегодно во время паводка разрушала здания.
И вот 90-е годы. Годы переоценки духовных устоев и основ культуры, пересмотра менталитета настоящего русского человека. Годы сомнения в правильности пути, в котором пребываем и до сих пор. Годы, когда все-таки мы пришли к возрождению неотделимой составной русской бытности.
По благословению Священного Синода Русской Православной церкви был открыт Тихвинский Богородицкий монастырь в городе Цивильске, и была возрождена в нем монашеская жизнь. Решение такое было принято на заседании Священного Синода 26 февраля 1998 года за N"797. Естественно встал вопрос о назначении наставницы. Причем ситуация схожа с ситуацией 1870 года, так как состояние монастыря в 1998 году сравнимо с картиной 130-летней давности. 14 мая 1998 года в Цивильский монастырь старшей сестрой назначается настоятельница Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря матушка Агния. За наставницей приехали и ее сестры, не пожелавшие остаться в Алатыре. 1 ноября того же года матушка Агния покидает пост настоятельницы Новодевичьего монасть и принимает этот пост в Цивильском монастыре.
При монастыре существует приют, где воспитываются сироты, обучающиеся в Цивильской средней школе №1. Основные занятия в свободное от службы время монашествующих, как и раньше, - работы по хозяйству, заботы о животине (в. хозяйстве монастыря имеются несколько коров и лошадей, куры). Также монастырю принадлежат 10,5 гектара земли, 3 гектара из которых занимает сам монастырский комплекс зданий.
На территории монастыря восстановлены дом игуменьи, три деревянных строения, Харлампиевская церковь, гостевой дом, келейный корпус.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://gov.cap.ru/
http://sobory.ru/
Браславский Л. Ю. Действующие храмы, часовни, монастыри Чебоксарской и Чувашской епархии: - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010.
http://foto.cheb.ru/
фото Владимира Михайлова.
Тихвинский Богородицкий монастырь в Цивильске (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Горящие туры в Россию
История чувашского края тесно связана с историей православной церкви. На этих землях в ходе миссионерской деятельности православных подвижников возникло огромное количество церквей, монастырей и других святынь. Многие замечательные храмы и обители появлялись тут и в более позднее время. Например, такова история Тихвинского Богородицкого монастыря в городе Цивильске. Возникновение его связано с драматическими и захватывающими событиями русской истории: монастырь не раз оказывался в состоянии полузабвения и процветания, но сегодня эта обитель известна далеко за пределами Чувашии .
Абзац истории
Тихвинский Богородицкий Цивильский монастырь имеет очень давнюю и интересную историю. Согласно преданиям, на том месте, где нынче находится обитель, изначально появилась деревянная Тихвинская церковь (по другим источникам Вознесенская, но с Тихвинским приделом). Храм этот появился не просто так, а в честь чудесного избавления города от осаждавших его войск бунтовщиков под командованием Степана Разина. В 1671 г. войска, если можно так сказать, под командованием Стеньки подступили к городу Цивильску и взяли его в осаду. Так как Цивильск, возвышающийся на берегу одноименной реки, был довольно мощным укреплением, взять с ходу его не удалось. Поэтому бунтовщики решили взять измором, что у них практически получилось. Пока одна из жительниц города, Иулиания Васильева, не была удостоена видения от Образа Божией Матери Тихвинской. Согласно преданию, Богородица говорила женщине: «Дабы люди, сидящие во граде, сидели крепко: казаки город не возьмут, а когда город получит спасение, то жители построили бы монастырь за городом близ Стрелецкого луга, между реками Большой и Малый Цивиль…». Казаки действительно города взять не смогли, а стрелец Стефан Рязанов, один из защитников Цивильска, построил на том месте деревянный храм и кельи для монахов.
Кстати сказать, история изложенная выше вполне соответсвует историческим сведениями. Известно, что правительственные войска под командованием князя Барятинского и Кравкова прогнали из под стен Цивильска сподвижников Разина.
Через некоторое время монастырь, благодаря чудотворной иконе именуется Вознесенским Тихвинским монастырем. В 1723 его насельники были переведены в Геронтиеву пустынь, а на его месте возник женский монастырь. Который, однако, менее чем через 10 лет вновь становится мужским. Обитель разрасталась и была для своего времени достаточно крупной. Однако в 1860 г. приходит в упадок, и даже возникают идеи о ее закрытии. Но благодаря местным жителям монастырь удалось отстоять, а с 1870 г. он вновь становится женским.