Храм на ордынке всех. Церковь всех скорбящих радость
До 1790 года она называлась "Преображение Господне, что на Б.Ордынке". Несмотря на то, что престол Преображения находится в центральной части основного храма, церковь с конца 18 века более известна под именем "Скорбященской". Впервые церковь Преображения на Б. Ордынке упоминается в книгах патриаршего Приказа 1625 года. Первоначально она состояла из главного предела Преображения Господня и придела во имя преподобного Варлаама Хутынского. В писцовых книгах 1657 года церковь упоминается как деревянная. По сообщению церковных ведомостей в 1685 году на средства замоскворецкой жительницы Евдокии Акинфовой вместо бревенчатой церкви была построена каменная.
Со второй половины 17 века церковь на Б.Ордынке получает новое название в честь чудотворной иконы Божией Матери.
Образ Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", который находился в Преображенском храме, был прославлен силой чудотворений в 1688 году, исцелив родную сестру патриарха Иоакима - рабу божию Евфимию. Она страдала от тяжелой болезни и готовилась к смерти.Будучи глубоко верующей, она со слезами молилась и взывала о помощи к Божией Матери. И по наитию свыше, Евфимия услышала голос, советующий ейпригласить в дом священника из храма на Ордынке с образом Богоматери и совершить молебен с водосвятием. Болящая так и сделала. По окончании молебна, испив воды и получив окропление, Евфимия исцелилась.
С этого времени храм Преображения на Ордынке стал известен всей верующей Москве под именем "Скорбященского" и в честь Матери Божией в 1713 году был устроен небольшой придел.Позднее на средства прихожанки Любовниковой в 1777 году к церкви был основательно пристроен придел во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". И уже во всех указах Московской духовной Консистории с 1801 года храм на Ордынке стал называться по чудотворному образу Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
С устройством нового придела завершился первы период в истории Скорбященской церкви. второй строительный период связан с именем русского зодчего второй половины 18 века Василия ивановича Боженова. Строительство началось по инициативе московских купцов братьев Долговых, которые предложили построить на месте прежней новую Скорбященскую церковь. Средства на эту постройку были собраны в результате " подаяния к Образу Божией Матери", но более всего от пожертвования московского первой гильдии купца Афанасия Долгова- прихожанина церкви. В качестве архитектора приглашается муж племянницы луки Долгова - В.И. Баженов.
Строительство начинается в 1783 году. По проекту В.И. Баженова была построена трапезная с двумя приделами: Скорбященским и Варлаамским, а также колокольня. В строительстве храма В.И. Баженов сохраняет принцип ярусной высотной композиции, характерный для древне-русского зодчества, с богато декорированнымит четвериками, восьмериками колоколни, вводит круглые пластичные объемы.
Первый по значимости придел в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" был освящен в день её праздника, то есть 24 октября (6 ноября н.с.)1790 года митрополитом московским Платоном левшиным.
Второй придел в честь Варлаама Хутынвкого Чудотворца был освящен 26 января 1791 года епископом Дмитровским Серапионом, викарием московской епархии. Придел преподобного Варлаама хутынского был сооружен не случайно. Его постройка находится в связи сособым отношением московских великих князей и царей к Хутынскому монастырю в Великом Новгороде. Хутынский монастырь был основан в 12 веке Преподобным Варлаамом. в 1462 году, когда великий князь Иван Васильевич III был в Хутынском монастыре и пожелал видеть открытые мощи преподобного, из его гроба выпвалось пламя, чудесно поразившее князя, но не причинившее ему никакого вреда. Именнно тогда и начинается почитание преподобного Варлаама московскими князьями. Сын Иоанна III, Василий III, глубоко чтил преподобного, предсказавшего ему победу над Литвою и крымским ханом.
По убеждению царя Иоанна Васильевича Грозного своей победой над Казанским ханством он был обязан заступничеству и молитвам преподобного Варлаама. заступничество преподобного Варлаама в борьбе московских князей с Ордой и послужило причиной постройки в 17 веке церкви Преображения с приделом Варлаама Хутынского на большой Ордынке.
Третий период период строительства храма начался в 1831 году и связан с именем известного зодчего Осипа Ивановича Бове.20 сентября 1836 года церковь во имя Преображения Господня была освящена митрополитом московским Филаретом (Дроздовым).
В ХРАМЕ
Киоты с чудотворной иконой "Всех Скорбящих Радость" и чтимой иконой преподобного Варлаама Хутынского чудотворца помещены на значительной высоте и для подхода к ним молящихся сделаны возвышения, к которым с двух сторон ведут полукруглые лестницы. Центральную часть композиции занимают сами чтимые иконы, каждую из которых как бы держат скульптурные изображения двух ангелов, выполненных из белого мрамор.Увенчаны иконы также двумя фигурами сидящих ангелов. над изображением Девы Марии они держат корону, как бы увенчивая ею Царицу неба и земли, а над изображением преподобного Варлаама Хутынского - скрижали с десятью заповедямиМоисеевыми. Под каждой из икон помещены написанные на бронзовых досках тексты молитв. Оба иконостаса обоих приделов совершенно одинаковы, они различны только помещенными в них иконами. Справа и слева помещены иконы Спасителя и Божией Матери в нижнем ряду и по две круглых иконы праздников выше. В центре между колоннами помещаются резные ажурные царские врата с овальными иконами Благовещения и круглыми Святых евангелистов. над аркой царских врат помещены иконы Тайной Вечери. Иконостас придела в честь иконы "Всех Скорбящих Радость" увенчивает икона коронования Девы Марии, а придела преподобного Варлаама Хутынского - Вознесения. По бокам этих икон помещены овальные иконы страстей Христовых. В храме находятся особо чтимые иконы: мч.Лонгина Сотника,Казанской Божией Матери, Светителя Николая и др.
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯПисьменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50-х гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника.
Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 г.- 3-й, золотой, по рис. Ф. Г.Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П.М.Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 г. художником Ф.А.Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5х124,5 см), выполненный художником Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г., был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился.
В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна. Икона «Всех скорбящих радость», в настоящее время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.
В начале 1930-х гг. храм был закрыт, с колокольни сбросили колокола. Здание было передано под запасник Третьяковской галереи, и во многом благодаря ее сотрудникам удалось сохранить многое из уникальных интерьеров даже во время Великой Отечественной войны. В 1948г. храм был заново освящен, и в 1950г. там уже регулярно стали проводиться службы.
При храме сохранились также дом причта и чугунная ограда, поставленные на государственную охрану. Об этом храме не раз упоминала Анна Ахматова, которая, останавливаясь в Москве в квартире Ардовых на Ордынке, посещала в нем службы.
При храме открыты воскресная школа, библиотека, центр реабилитации для жертв нетрадиционных религий.
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ впервые прославилась в 1688, в Москве, в Преображенской Скорбященской церкви на Ордынке, исцелением родной сестры патр. Иоакима Евфимии, которая так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Особенно она взывала к Пресвятой Богородице о своем помиловании, и вот однажды во время молитвы она сделалась как бы вне себя и услышала голос: “Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице?” - “Где же мне найти такую исцелительницу?” - спросила больная. “Есть в храме Преображения Сына Моего, - отвечал невидимый голос, - образ Мой, именуемый “ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ”.Он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени”. Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление.
Это было 24 октября, и с того времени, говорит составитель сказания о первом чуде от иконы, “иже с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодства разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные привидения наднесением сего многочудесного образа все упражняются и во всех печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святой образ “Всех скорбящих Радость”.
Празднование в честь иконы 24 октября (6 ноября).
Вел. кн.Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе и, сделав с нее список, в 1711, с переведением царской резиденции из Москвы в Петербург, перевезла список в новую столицу и поставила в дворцовой церкви. В царствование имп. Елисаветы Петровны был воздвигнут храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" по адресу Шпалерная, д.35-а. Икона весьма богато украшена царевной Наталией, имп.Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и др. Сейчас чудотворный образ находится в Троицком храме ("Кулич и Пасха") проспект Обуховской обороны 235.
Эта икона впервые прославилась 23 июня 1888 г. во время страшной грозы. Икона стояла в небольшой часовне у завода. Сюда она была пожертвована купцом Матвеевым, торговавшим на заводе. Рассказывают, что икона была прибита волнами к берегу Невы и принята купцом. Она представляла собой копию с иконы, привезенной из Москвы кн.Наталией, простого письма. Во время грозы молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и большую часть икон. Коснулась иконы "Скорбящих Радости", которая висела на шнуре в углу, и она, до сего времени бывшая с потемневшим от времени и копоти ликом, обновилась, просветлела и без всякого повреждения спустилась на землю, только шнур был обожжен. Невдалеке от нее валялась разбитая вдребезги кружка для сбора подаяний. Деньги были рассыпаны по полу, а двенадцать грошиков оказались очень плотно прильнувшими к иконе.
Слух разнесся по столице, и многие больные получили от иконы исцеление. Особенно поразительны были следующие два чуда: 6 декабря 1890 был исцелен отрок Николай Грачев от ужасной болезни, признанной врачами неизлечимой. Больной уже был приготовлен к смерти, но ночью со 2 на 3 декабря, во время сна, он услышал голос: "Николай!" - и увидел пред собой Пресвятую Богородицу, святителя Николая Чудотворца и еще неизвестного святителя в белом клобуке с крестом, и Пресвятая Богородица сказала ему: "Николай, поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но раньше никому ничего не говори". Проснувшись, он убедительно стал просить свезти его в часовню. Как ни трудно было сделать это, сделали, и здесь во время молебна он получил исцеление. Вскоре после сего от иконы получила исцеление от чахотки г-жа Белоногова. Ей явился во сне, как она рассказывала, седенький старичок в черной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах, и приказал идти в часовню и отслужить молебен.
Иконография
Божья Матерь стоит на возвышении в окружении ангелов и людей. В верхней части иконы изображение Cпасителя, чуть пониже надписи. Различается икона с прорисоваными грошиками. Их должно быть двенадцать. Известны разные варианты иконы. Внизу на другой иконе много надписей и вверху изображена Пресвятая Троица, а Богоматерь держит Младенца.Источник: www.days.ru
МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЮ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ":
"О пресвятая Владычице Богородице, преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дарзаем: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими,всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков."ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ, НОВГОРОДСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах - сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: "Аще кто не хощет делати, ниже да яст" (2 Сол. 3, 10). К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: "Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра".
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний - сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: "Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами". Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.
В Москве в храмы не всегда приходят за душевным спокойствием, сюда несут ноги и тех, кто зачитывался мыслями гениальных поэтов или заслушивался сочинениями именитых композиторов. С храмом Иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке (по простому, храмом Радость Всех Скорбящих) навсегда сплелись истории Третьяковки, Анны Ахматовой, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. Это если не считать архитекторов, так и не сумевших закончить его оформление..
Контакты. Как добираться
Добираться от станции метро «Третьяковская» совсем недалеко.Посещение
Собираясь навестить это религиозное место, предстоит себе напомнить, что здесь находятся православные святыни.
- Поэтому тщательно подобранная скромная одежда очень кстати, как и отсутствие косметики у женщин.
- Разговоры, телефон, фотосъемка исключаются, желательно только молчаливое наблюдение за проводящимися службами.
- Так как храм действующий, чтобы не задевать чьи-то чувства, лучше приходить к началу богослужений или между ними, если хочется послушать рассказ экскурсовода.
Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке
В любой день недели в церкви можно посетить какую-то службу или церемонию. Проводятся службы по такому графику:
- утренняя литургия, 8:00 (понедельник – суббота);
- вечерняя служба, 18:00 (понедельник – суббота);
- ранняя литургия, 7:00, и поздняя литургия, 10:00 (воскресенье, праздники);
- всенощная служба, 18:00 (воскресенье, праздники);
- молитва за исцеление глаз у иконы сотника Лонгина, 11:30 (четверг);
- заупокойная всенощная служба, 18:00 (пятница);
- молитва об исцелении от пьянства и наркозависимости у иконы «Всех Скорбящих Радость», 15:30 (суббота);
- акафист у иконы «Всех скорбящих Радость», 18:00 (воскресенье).
Что касается прочих обрядов, их в храме совершают по просьбе прихожан, так что постоянно проводятся то крещения детей, то венчания, то панихиды и отпевания. Заказывают эти церемонии регулярно, поэтому в храме постоянно людно.
Святыни
Предметов особого почитания в храме Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке немало, и они разнообразные. К ним относятся:
- икона Божией матери «Всех скорбящих Радость». С 1688 г. носит имя чудотворной, так как в стенах Преображенской церкви случилось исцеление от смертельной болезни. На иконе кроме Богоматери и Младенца изображены ангелы, мучающиеся люди, святые вроде Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, а также Отечество. Перед этой иконой разрешено молиться и неправославным;
- икона мученика Лонгина.
Этот римский сотник, по мнению церкви, присутствовал и на казни Христа, и на его воскресении. Став христианином, Лонгин свидетельствовал о Сыне Бога в Каппадокии, где и был за это обезглавлен. Нашедшая его голову слепая обрела зрение, и с тех пор у образа сотника Лонгина просят о победе над болезнями глаз;
- икона апостола Андрея Первозванного+частично его мощи.
По преданиям, апостол исцелял многие болезни и основал множество церквей вдали от своей родной земли, в том числе и на Руси;
- ларец со множеством останков святых
, среди которых Иоанн Креститель, апостолы Петр, Павел и Симон, мученики Дионисий, Вонифатий, Татиана и Наталия, проповедники Серафим Саровский, Силуан Афонский, Сергий Радонежский и прочие.
икона мученика Вонифатия
- Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
- Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
- Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
- В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
- Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
- В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
- Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
- Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.
Фото храма иконы «Всех Скорбящих Радость»
Желтизна небольшой однокупольной церкви с лепниной выделяет ее из ряда новостроев.
Трёхъярусная звонница вновь зазвучала, дождавшись своих голосистых колоколов.
Интерьер Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.
Уникальный подсвечник в приделе Варлаама Хутынского церкви Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.
Завершение окна барабана церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке в Москве.
Храм Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке — видео
Самая уважаемая икона храма на Ордынке – «Всех Скорбящих Радость». Впрочем, по всей России ей посвящают храм за храмом.
Смотришь на непривычную для православных храмов форму ротонды, строгие классические черты постройки и как-то сразу понимаешь, почему здесь нравилось Ахматовой и почему здесь место музыке Рахманинова. Кому-то понравятся иконы для детей, кто-то стремится выхлопотать у небес исцеление для своих близких. А какая цель могла бы привести вас в храм Радости Всех Скорбящих?
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА
Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).
Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).
Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).
Литургия св. Иоанна Златоуста.
Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.
Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпýст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш...». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей...» и пением «Христос воскресе...» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.)
При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сýщим во гробе́х живо́т даровáв») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни – катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив...», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня...».
На литургии антифоны Пасхи; вхо́дный стих: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся...». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися...». Причастен «Тело Христово приимите...». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне...», «Видехом Свет Истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе...». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпýст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых...» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.
Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.
Православный собор находится под руководством Московской епархии РПЦ. Сегодня храм является любимейшим местом для верующих столицы, несмотря на то, что архитектура строения всегда подвергалась неоднозначным оценкам со стороны критиков. Скорбященский собор, который имеет иное название - «Преображенский», богато украшен, выделяется золотистыми оттенками и повсеместно отражает духовную независимость соотечественников.
История постройки
На месте нынешнего храма в середине XVI столетия стояла деревянная постройка, освященная во славу Варлаама Хутынского, являвшегося покровителем русского воинства.
Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке
- Каменное сооружение, заменившее обветшалое, имело форму пятиглавого четверика, к которому добавлялась трапезная и колокольня.
- Икона «Всех скорбящих …», являющаяся главной святыней, демонстрировала чудеса исцеления, поэтому к церкви начало стекаться большое количество христиан. Этот образ Богородицы стали называть «Патриаршим», а сам собор приобрел наименование «Скорбященского».
- В XVIII столетии в честь чудотворной иконы «Всех скорбящих…» освятили престол, переделанный в 1770 г. на пожертвования богатых помещиков. Вскоре финансирование местного купца А. Долгого позволило приделать к собору две пристройки. Главным проектировщиком назначили В. Баженова, работа совершалась в стиле классицизма: обширную трапезную декорировали четырехколонными портиками, овальными и круглыми очертаниями оконных проемов, колокольня состояла из множества ярусов.
- В 1788 г. мастера соорудили иконостас, куда поместили святые образы, написанные преподобным иеромонахом Вонифатием.
Через два десятка лет Скорбященский храм получил в дар изображения главных Архангелов на дверях в жертвенный зал, а также лики Николая Угодника и архидиакона Лаврентия Римского, испытавшего великие мучения за веру.
История храма в XIX-XX веках
Скорбященский собор значительно пострадал после нашествия французской армии на Москву в 1812 г. Через 25 лет восточную сторону церкви (Преображенский придел) реконструировали благодаря вложениям местных помещиков, архитектором назначили О. Бове.
- Основной объем здания представлял ротонду с высоким куполом и овальными оконными проемами, периметр обрамляли ионический портик и изысканный фриз (бордюр на стене у потолка). Помещение, издающее золотистые оттенки, удивляло помпезной пышностью, подкрепленной габаритными декорациями окон. Бове сделал все возможное, чтобы ротонда гармонично сочеталась с частями церкви, возведенными ранее.
Богослужение в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
- В 1904 г. внешние стены Скорбященского собора были отделаны мраморным камнем и декорированы рельефными фигурами, интерьер дополнился обновленной росписью и отреставрированным иконостасом, а также ризницей. Церковный пол выложили чугунными плитами с затейливым орнаментом. Внутренние колонны стилистически напоминали внешние.
- В 1922 г. советские власти изъяли бо́льшую часть драгоценных реликвий, в 1930 г. церковь лишилась колоколов, а спустя три года её официально закрыли. Пережив ужасы ВОВ и большевистских репрессий, в 1948 г. Скорбященский собор был торжественно освящен заново. Настоятелем назначили отцам Киприана, а церковный хор обрел всероссийскую славу.
После ВОВ в церкви велись неосторожные восстановительные работы, в результате чего некоторая часть росписи и стеклянная перегородка в восточном приделе были уничтожены. Удачная реставрация прошла в 1974 г., Скорбященскому собору вернули недостающие фрагменты украшения и отделки.
Описание архитектуры
Москвичи чрезвычайно почитают и любят Скорбященскую церковь, они отмечают уникальную архитектуру и непередаваемую атмосферу умиротворения. Примечательной особенностью считаются грандиозные панно, созданные в стиле западного христианства.
Прихожан также поражает единство частей церкви, созданных в разное время. Пройдя через трапезную, созданную раньше, верующий вступает в помещение ротонды, сотворенную несколько позже. Триумфальный иконостас, колонны из белого мрамора, чугунный пол, изящные оконные проемы даруют церкви богатую торжественность, напоминающую о нескончаемой красоте божественных сооружений.
Интерьер церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке
При возведении в 1683 г. трапезной и шатровой колокольни мастера использовали осевую схему, которая явилась неким архитектурным экспериментом. Подобный опыт пришелся по душе ведущим проектировщикам, в последующие годы он не раз применялся в строительстве церковных зданий.
Интересно! Колокольня, сооруженная В. Баженовым, считается настоящим произведением искусства, иллюзорно парящим над поверхностью.
Внешние её линии равномерно тянутся кверху, а колонны и пилястры (вертикальные выступы на стене) придают композиции земной тяжести. Изящная выразительность колокольни возникает посредством рационального размещения балюстрады (ограждения верхнего яруса).
Скорбященская церковь на Ордынке прошла нелегкий путь становления в эпоху российских царей, разграбления в век богоборчества и возвращения былого величия. Врата храма, выделяющегося особенной архитектурной композиций, ежедневно принимает православных верующих, ищущих успокоения в стенах Божьего Дома.
Святыни храма
В Преображенском храме верующие имеют возможность увидеть несколько старинных ликов, созданных в период с середины XVIII до начала XX вв. В церкви хранится чудотворная икона Казанской Богоматери, образы великомученика Лонгина, преподобного Николая Угодника, святителя Варлаама.
Здесь же находится ковчег с чудотворными останками И. Предтечи, учеников Христа Петра и Павла, а также великомученика Дионисия.
Икона Пречистой Девы, называемая «Всех скорбящих Радость», хранится в левой пристройке. У святыни, память которой отмечается 24 октября, всегда собирается множество православных верующих. Рядом с чудотворным образом располагается высокий подсвечник, украшенный фигурами святых, которые были спасены после разрушения церкви Спасителя.
Киот с чудотворным храмовым образом церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве
Чтобы вознести свечное пламя, работники собора подносят деревянную лестницу.
Информация для паломников
Церковь располагается по адресу: Москва, улица Большая Ордынка, дом № 20. Ближайшей станцией является «Третьяковская». Чтобы дойти до собора, следует повернуть налево от выхода из метро и дойти до пересечения с Большой Ордынкой, храм находится справа.
Богослужения в Скорбященском храме совершаются ежедневно с 8:00 до 18:00, в воскресные дни и праздники проходит ранняя литургия в 7:00.
На заметку! В четверг и субботу прихожане имеют возможность принять участие в водосвятных молебнах об исцелении перед святынями.
Текущая деятельность
В 2009 г. состоялось возрождение церковного хора, особенное рвение в этом деле проявил регент А. Пузаков. В 2012 г. началась очередная реставрация под руководством архитектора И. Калугина.
При церкви работает хор, православная детская школа, благотворительный фонд и богословские курсы.
Сегодня при церкви работает православная просветительная организация, объединяющая деятельность духовенства и прихода. Структура занимается социальными и миссионерскими делами, управляет воскресной школой, молодежным клубом и центром милосердия. Настоятелем храма с 2009 г. является преподобный отец Илларион, ранее служивший в Черниговском подворье.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке