Императорский поезд отправляется в ставку. Императорский поезд Николая II для внутренних поездок по царской России Вагон николая 2
Поезд был построен в 1894-96 годах. Состав вагонов неоднократно менялся, старые вагоны менялись на новые, претерпевал изменения и интерьер.
Длина императорского вагона составляла 25,247 м, и покоился он на двух четырехосных тележках. Окрашен был снаружи в голубой цвет, а расположенные с обеих сторон окна венчались золочеными двуглавыми орлами. Потолок обтягивался белым атласом, стены — стеганым штофом малинового цвета. На столах стояли бронзовые часы, интерьер был украшен вазами севрского фарфора и бронзовыми канделябрами. Двери мозаичной работы открывались и закрывались совершенно бесшумно, а свежий воздух доставлялся по бронзовым вентиляционным трубам.
Впервые эти вагоны использовались в 1851 г. при подготовке к юбилею — 25-летию со дня коронации Николая I. Тогда придворные ведомства максимально задействовали мощности новой дороги для переброски в Москву различных грузов.
В 1902 году поезд состоял из десяти вагонов. Часть из них предназначалась для императорской семьи и свиты императора.
В Императорском вагоне. Николай II, императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей (весна 1916 года).
Другие вагоны занимал багаж, служащие и кухня. Позже был добавлен одиннадцатый вагон, используемый как церковь.
Цесаревич Алексей у императорского поезда, фото 1916 г
Вагоны поезда были окрашены в синий цвет, швы украшены позолотой. Все деревянный части были сделаны из индийского тика.
Панели, потолки, и мебель были выполнены из полированного дуба, ореха, белого и серого бука, клена и карельской березы.
Полы были покрыты линолеумом и коврами. Самыми комфортными были, естественно, вагоны семьи императора.
Там было все для приятного времяпрепровождения и плодотворной работы.
Между купе императора и императрицы находилась биметаллическая ванна (снаружи медь, внутри серебро).
Мебель в купе Николая II, сделанная из карельской березы и бука, была обита коричневой кожей.
На столе стоял бронзовый позолоченный набор письменных принадлежностей, состоящий из 12 предметов.
Освещалось купе позолоченными бра, на полу лежал мягкий ковер вишневого цвета.
Николай II
Отрывки из «Маршрута следования Его Императорского Величества ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА по городам средней и южной России, на Кавказ и в действующую армию (ноябрь-декабрь 1914)
23 августа 1915. Прибыл Император со свитой. Императорские поезда разместились в лесу севернее вокзала. Подписан приказ по армии о принятии Царем Верховного командования с 23 августа. Когда царь переехал в Ставку он занял особняк бывшего губернатора.
Кабинет царя в ставке
Зал приемов
Столовая
Спальня Николая
Кровати Николая и Алексея
Ставка в Могилеве. Маленькая комната для закусок.
Внутренний вид собора в Могилеве
Император Николай II с генералом Алексеевым в августе 1915 года
Император Николай II, великий князь Николай Николаевич, в группе офицеров штаба проходят по территории Ставки. Барановичи, 1915 г.
25 августа.Великий Князь Николай Николаевич отбыл со свитой из Могилева.
В Ставке. Могилев. Август 1915
Слева-генерал-майор Пустовойтенко, генерал-квартирмейстер штаба. Справа-начальник штаба, генерал от инфантерии Алексеев. Царская Ставка. 1915 год
22 сентября. Царь отбыл в Царское Село. 3 октября.Царь прибыл из Царского Села вместе с сыном Алексеем.
Особенно активно использовался царский состав после того, как Николай II в августе 1915 г. принял на себя обязанности Верховного главнокомандующего русской армией. В этом же поезде, в салон-вагоне, он подписал свое отречение 2 марта 1917 г.
После отречения Николая его поезда в течение полугода использовались министрами Временного
правительства. Вскоре после прихода к власти большевиков из императорских вагонов был сформирован знаменитый поезд председателя реввоенсовета Л. Д. Троцкого, который в полной мере воспользовался царскими удобствами.
Цесаревич Алексей возле императорского поезда
Николай II и цесаревич Алексей с группой офицеров в Ставке
11 октября.Царь отбыл на Юго-Западный фронт. 15 октября.Царь возвратился из поездки на фронт.Прибыла Императрица с дочерьми.
Императорская Семья в Ставке, октябрь 1915
Императрица Александра с дочерьми в Ставке
1 февраля 1916. Царь вернулся из Царского Села
В Ставке. 1916
5 мая.Прибыла Императрица с детьми.
Император Николай II с семьей на перроне вокзала во время прибытия в Ставку. Могилев. Май, 1916.
Характерным воплощением принципов музейной работы в ранний советский период стала концепция музея «Вагоны бывшего царского поезда» в Петергофе. К концу 1920-х годов формирование музейного комплекса Петергофа было в основном завершено. В частности, в приморском пейзажном парке Александрия открылись экспозиции в Коттедже, Фермерском дворце, Готической Капелле. Летом 1927 года обширная тематическая экспозиция развернулась в Нижнем дворце Николая Второго. Все они иллюстрировали кризис самодержавия в России с позиций новой революционной идеологии.
Исторические памятники Петергофа XVIII - начала XX веков позволяли вести рассказ о своеобразии исторических эпох и образе жизни царской семьи от первых побед в Северной войне вплоть до отречения от престола последнего российского императора. Петергоф превращался в грандиозный учебник истории Российской империи. Однако даже последний по времени создания архитектурный памятник, Нижний дворец Николая Второго в парке Александрия, не был непосредственным свидетелем «крушения самодержавия». Ведь царская семья покинула Петергоф 3 августа 1914 года. История царизма в петергофской интерпретации получалась незавершённой.
Петергоф. Александрия. Вагоны царского поезда. 1920–1930-е годы. Фотографии из архива ГМЗ «Петергоф»
Поэтому научные сотрудники музея А. В. Шеманский и С. С. Гейченко приняли оригинальное решение. Завершающий раздел музейной экспозиции, рассказывающий о крушении самодержавия в России в годы Первой мировой войны, разместился в двух вагонах бывшего императорского поезда, специально для этого перемещённых в Александрию. Согласно замыслу авторов, здесь, в подлинном интерьере, рассказ о политической обстановке 1914–1917 годов и обстоятельствах, при которых 2 марта 1917 года произошло отречение Николая Второго от престола, должен был звучать как нельзя более эффектно и убедительно.
Интерес посетителей вызывала не только новая музейная экспозиция, но и конструкция и внешний вид вагонов, истории которых была посвящена часть экскурсии - впрочем, весьма незначительная. Строительство семивагонного состава царского поезда было начато в 1894 году на Александровском механическом заводе Николаевской железной дороги и завершилось к февралю 1896 года. При первых же поездках выяснилось, что семи вагонов недостаточно: два дополнительных были построены уже в мастерских C.-Петербурго-Варшавской железной дороги, третий дополнительный вагон был восстановлен после крушения царского поезда в Борках 18 октября 1888 года. В 1902 году царский поезд состоял из десяти вагонов - позднее к нему добавились ещё два. В состав поезда входили вагон-электростанция, багажный вагон, вагоны для царской свиты и прислуги, великокняжеский вагон. Восьмой и девятый вагоны поезда, представлявшие собой спальный вагон и вагон-салон с рабочим кабинетом царя, именовались императорскими. Десятым был, говоря современным языком, вагон-ресторан, разделявшийся на три помещения: императорскую столовую, закусочную и буфет.
Вагоны императорского поезда (сверху вниз): Будуар императрицы. Салон. Столовая. Кабинет императора. Фотографии 1900–1910 годов из архива ГМЗ «Петергоф»
По свидетельству современников, императорский поезд походил «скорее на уютный дом, чем на транспортное средство». Вагоны были окрашены в синий цвет, швы украшены позолотой. Панели, потолки и мебель были выполнены из полированного дуба, ореха, белого и серого бука, клёна и карельской березы. Потолок царского вагона был обтянут белым атласом, стены обиты стёганым штофом малинового цвета. Этот же материал применялся для обтяжки мебели. На столах стояли бронзовые часы, семейные фотографии, интерьер украшали вазы севрского фарфора и бронзовые канделябры. Полы были покрыты линолеумом и коврами.
С началом Первой мировой войны в составе поезда были оставлены лишь три вагона: царский, где находилась спальня и кабинет, свитский из восьми отделений и вагон-столовая. Последний использовался во время войны для штабных совещаний с участием императора, именно в нём Николаем Вторым было подписано отречение. Этот вагон, а также вагон с рабочим кабинетом императора и вошли состав музея «Вагоны» в Петергофе.
Переброска в парк «Александрия» двух вагонов царского поезда, 1929 год
Секретарь Горсовета Петергофа Козловский с группой матросов Балтийского флота у вагонов Николая Второго, июль 1931-го
Петергоф. Вагоны Николая Второго в Александрии, 1950-е (?)
Вагоны Николая Второго в Александрии. Россия, Ленинград. 1950-е (?)
В мае 1917 года поезд был опечатан и переведён в Москву, где находился на запасных путях. В 1929 году два вагона были переданы Народным комиссариатом путей сообщения дирекции Петергофских дворцов-музеев. Первоначально вагоны были перемещены на вокзал станции Новый Петергоф. Оттуда их провезли через Александринский, в то время именовавшийся Пролетарским, парк по подкладываемым рельсам и установили неподалеку от входа в Александрию, точнее - у развилки аллей вблизи Готической караулки.
После восстановительного ремонта и строительства специального перрона в 1930 году музей «Вагоны Николая Второго» принял первых посетителей. Рядом с вагонами разместился павильон с дополнительной вводной экспозицией «Империалистическая война и падение самодержавия». Внутренняя отделка, обстановка и экспозиция музея во многом напоминала, а во многих существенных чертах даже повторяла экспозицию Нижнего дворца. Два музея, посвящённых эпохе правления Николая Второго, стали восприниматься как тематически целостная экспозиция, посетителям рекомендовалось совершать их комплексный осмотр в рамках одного посещения. Закрытие музея в Нижнем дворце в 1936 году привело к тому, что этот методически продуманный экскурсионный маршрут в парке Александрия распался и в значительной степени утратил логику.
Будуар императрицы в вагоне царского поезда. 1900–1910 годы. Фотографии из архива ГМЗ «Петергоф»
Петергоф. Александрия. Музей «Вагоны бывшего царского поезда». Платформа и внешний вид вагонов, 1932 год. Фотограф Ю. Ф. Никольский. Фотографии из архива ГМЗ «Петергоф»
Экспозиции музея «Вагоны бывшего царского поезда», последнего по времени создания в довоенном Петергофе, был уготован короткий век - она просуществовала около десяти лет. В ходе Великой Отечественной войны выставочный комплекс, расположенный в вагонах, был фактически уничтожен: платформа разрушена, от самих вагонов остались остовы. В первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны вопрос о возможности восстановления вагонов оставался открытым. Тем не менее, возрождение музея оказалось нереальным: 18 февраля 1954 года специальная комиссия Октябрьской железной дороги постановила, что из-за повреждений, нанесённых в годы войны, вагоны пришли в состояние полной технической непригодности и не подлежат восстановлению. Летом 1954 года по распоряжению Управления культуры Исполкома Ленгорсовета вагоны были разобраны. К 1960-м годам о своеобразном историко-мемориальном комплексе «Последние Романовы в Петергофе», созданном научными сотрудниками музея в 1930-е годы, напоминали лишь руины Нижней дачи на северо-востоке парка Александрия. Из почти тысячипредметов и мемориальных вещей, составлявших внутреннее убранство вагонов, в фондах музея-заповедника «Петергоф» сохранилось 55 предметов, в том числе - письменные принадлежности, мебель, предметы обстановки.
À PROPOS
Мария Андреевна Катцова - специалист отдела музейных исследований Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Литература:
1. А. Шеманский, С. Гейченко. Последние Романовы в Петергофе. Путеводитель по Нижней даче и вагонам. Л., 1932.
2. Шеманский А. Вагоны бывшего царского поезда в Александрии: путеводитель. Петергоф: Издание Петергофских Музеев, 1935.
3. Николай II. Отречение: [материалы выставки / авт. ст.: С. В. Мироненко, В. М. Тенихина]. Санкт-Петербург: Абрис, 1998.
4. Шенк Ф.Б. Поезд в современность. Мобильность и социальное пространство России в век железных дорог. М.: Новое литературное обозрение, 2016.
Документы:
Архив ГМЗ «Петергоф». ПДМП 7357-ар. Опись музейного имущества в вагонах б. царского поезда.
Архив ГМЗ «Петергоф». ПДМП 6193-ар. Опись музейного имущества в вагонах б. царского поезда.
Архив ГМЗ «Петергоф». ПДМП 7358-ар. Опись дополнительной экспозиции в вагонах б. царского поезда.
Между прочим в 1915-1917 годах императорский поезд стал одной из постоянных резиденций последнего русского императора. В состав этого поезда входил и вагон-салон, в котором 2 марта 1917 года Николай II подписал свое отречение. Покопавшись в сети, я нашёл некоторые материалы о том, как выглядели и что из себя представляли VIP-поезда тех времен. Правители всегда любили и ценили поезда, а на обустройство их выделялись немалые средства. Как и сейчас:)
Для постройки Императорских поездов был образован особый Высочайше учрежденный Строительный Комитет, при непосредственном наблюдении за ходом работ Инспекции Императорских поездов.
В ноябре 1889 года было принято принципиальное решение о размещении престижного заказа на Александровском механическом заводе Николаевской железной дороги. На Александровском заводе постройка семивагонного состава поезда была окончена к февралю 1896 года. Однако при первых же поездках выяснилось, что семи вагонов недостаточно. В результате два вагона были построены уже в мастерских С.-Петербурго-Варшавской железной дороги, а третий был восстановлен после вышеупомянутого крушения.
Уже в ходе строительства поезда для заграничных поездок императора принято решение использовать его и для внутренних поездок царской семьи. Для этого разработали процедуру смены скатов заграничной колеи в 1435 мм на русскую колею в 1524 мм.
Первоначально смена скатов занимала на каждом вагоне до 3 часов. То есть на то, чтобы «переобуть» весь состав, уходило до трех суток. В экстремальных случаях железнодорожные рабочие укладывались в 18 часов. Для ускорения процесса на пограничной станции Вержболово в 1903 году установили специальный вагоноподъемник. Он обошелся казне в 206 тыс. руб.
Вагоны в составе предполагалось распределить следующим образом:
В первом вагоне
- электростанция с обслуживающим ее персоналом.
Второй вагон
- багажный.
Третий вагон
с купе первого и второго класса предназначался для обслуги.
В четвертом вагоне
в семи купе располагались первые лица царской свиты.
Пятый вагон
на 6 купе занимали министр Императорского двора, командующий главной императорской квартирой, начальник охраны, гофмаршал, лейб-медик, одно купе запасное.
Шестой вагон
, также на 6 купе, - дамский. Два купе великокняжеских. Два одноместных купе предназначались для фрейлин. В двухместном купе ехали камеристки императрицы. Шестое купе предназначалось для прислуги фрейлин. Уровень комфорта в этом вагоне предусматривал особую туалетную комнату в каждом из великокняжеских купе и еще один общий туалет для фрейлин и их служанок.
Седьмой вагон
назывался великокняжеским. Он был рассчитан на 5 купе. Первое из них предназначалось для наследника-цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II. Второе двухместное купе предназначалось для малолетнего великого князя Михаила Александровича и его гувернера. В третьем купе находился второй сын царя - великий князь Георгий Александрович. В вагоне имелись два туалета.
Два следующих вагона именовались императорскими.
Восьмой вагон
- спальный. Опочивальня императора была обита сафьяном. Каждая спальня имела три окна. В спальне императора имелись стол, диван, небольшой туалетный столик, двойные светильники на стенах и умывальник. При каждой спальне оборудованы отдельные туалетные комнаты. Интерьеры помещений императора и императрицы различались по стилистике оформления. В этом же вагоне была устроена гардеробная, и находились два купе для камердинера императора и для камер-фрау императрицы. Для отопления вагона в нем был размещен паровой котел.
В девятом вагоне
располагались императорский салон и рабочий кабинет царя.
В десятом вагоне
находилась императорская столовая, он разделялся на три отделения: столовую, закусочную и буфет. Этими четырьмя из 10 вагонов поезда (опочивальней, салоном-столовой, детской и великокняжеским), отличающимися особенной роскошью отделки, пользовались только члены царской семьи.
Два замыкающих состав вагона - хозяйственные.
В одиннадцатом вагоне
располагалась кухня, также состоявшая из трех отделений: кухни, буфета и отделения для провизии.
В двенадцатом вагоне
второго класса располагались купе для 4 поваров и 4 официантов, а также 14 спальных мест для прислуги и 6 мест для казаков охраны. Всего вагон был рассчитан на 32 спальных места при одном общем туалете.
P.S. Позже был добавлен еще один вагон, используемый как церковь. Куда же без неё...
Вот, кстати, тоже интересный факт. Освещение. Сейчас для нас это все обыденно и просто. Не замечаем даже, как освещается состав поезда.
В те времена, первоначально, чтобы сэкономить место, предполагалось освещать состав только свечами и обойтись без электрического освещения. Затем рассматривался вариант газового освещения (что у меня в голове не укладывается), но после некоторых колебаний в поезде устроили электрическое освещение. В каждом из купе оборудовали по 1-2 светильника в стиле модерн.
Установленные лампы накаливания на 8, 16 и 25 свечей каждая при напряжении 50 вольт работали от динамо-машины и аккумуляторов; на случай порчи машины в вагоне-кухне была аккумуляторная батарея, обеспечивавшая освещение всего поезда в течение 3 часов. Всего в поезде насчитывалось 200 штук электрических ламп. В дневное время кроме окон свет в вагоны попадал через потолочные окна-фонари.
Даже связь сделали. Невероятно, но между всеми вагонами смонтировали телефонную сеть. Все вагоны были оборудованы телефонами фирмы Сименса и Гальске собственной системы с приемной раковиной на общей коробке телефона, привернутой к стене. Позже их заменили телефонами Эриксона с говорной и слуховой раковинами на одном переносном штативе.
Опочивальня Императора...
Стены кабинета Его Величества были отделаны кожей темно-оливкового цвета в стяжку, а потолок - досками красного полированного дерева.
Помещение ванной было отделано водоотталкивающей циновкой. Сама ванна изготовлена в Париже из биметалла, внешняя сторона её изготавливалась из листов меди, а другая, обращенная внутрь ванны - из серебра. Над ванной был установлен душ.
Апартамент Её Величества был устроен почти также, как и кабинет Его Величества, с той лишь разницей, что вместо кожи для отделки стен и мебели применен английский кретон бледно-зеленого цвета.
Столовая. Удивительно "простенькая".
Эти усы...
Смотрю на все это, и не верится, что это внутри поезда происходило. Хоть бы денёк побыть императором и прокатиться.
Много чего ещё можно было бы рассказать. Но пост не резиновый, да и хоть бы до этого места кто-нибудь дочитал. Вот кухня. Традиционно самовар. Готовили на дровах, стоит полагать.
После отречения Николая II в марте 1917 года его поезда в течение полугода использовались министрами Временного правительства. После прихода к власти большевиков из императорских вагонов сформировали знаменитый поезд председателя Реввоенсовета Л.Д.Троцкого. Он пользовался удобствами Императорского поезда, в том числе гаражом-вагоном, построенным в 1915 году для состава Николая II.
Судьба всех роскошных царских вагонов оказалась печальной. Большая их часть была утрачена в огне Гражданской войны. Уцелевшие вагоны погибли в 1941 году, и сегодня на территории России не сохранилось ни одного из подлинных императорских поездов...
Поезд был построен в 1894-96 годах. Состав вагонов неоднократно менялся, старые вагоны менялись на новые, претерпевал изменения и интерьер.
Вагоны в составе предполагалось распределить следующим образом: в первом вагоне
– электростанция с обслуживающим ее персоналом. Второй вагон
– багажный. Третий вагон
с купе первого и второго класса предназначался для обслуги. В четвертом вагоне
в семи купе располагались первые лица царской свиты. Пятый вагон
на 6 купе занимали министр Императорского двора, командующий главной императорской квартирой, начальник охраны, гофмаршал, лейб-медик, одно купе запасное.
Шестой вагон
, также на 6 купе, – дамский. Два одноместных купе в нем предназначались для фрейлин. В двухместном купе ехали камеристки императрицы. Шестое купе предназначалось для прислуги фрейлин.
Уровень комфорта в этом вагоне предусматривал особую туалетную комнату в каждом из двух великокняжеских купе и еще один общий туалет для фрейлин и их служанок.
Седьмой вагон
назывался великокняжеским. Он был рассчитан на 5 купе. Первое из них предназначалось для наследника-цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II. Второе двухместное купе предназначалось для малолетнего великого князя Михаила Александровича и его гувернера. В третьем купе находился второй сын царя – великий князь Георгий Александрович. В вагоне имелись два туалета.
Два следующих вагона именовались императорскими. Восьмой вагон
– спальный. Опочивальня императора была обита сафьяном. Каждая спальня имела три окна. В спальне императора имелись стол, диван, небольшой туалетный столик, двойные светильники на стенах и умывальник. При каждой спальне оборудованы отдельные туалетные комнаты. Интерьеры помещений императора и императрицы различались по стилистике оформления. В этом же вагоне устроили гардеробную, находились два купе для камердинера императора и для камер-фрау императрицы. Для отопления вагона в нем разместили паровой котел.
В девятом вагоне
располагались императорский салон и рабочий кабинет царя. В десятом вагоне
находилась императорская столовая, он разделялся на три отделения: столовую, закусочную и буфет. Этими четырьмя из 10 вагонов поезда (опочивальней, салоном-столовой, детской и великокняжеским), отличающимися особенной роскошью отделки, пользовались только члены царской семьи.
Два замыкающих состав вагона – хозяйственные. В одиннадцатом вагоне
располагалась кухня, также состоявшая из трех отделений: кухни, буфета и отделения для провизии. В двенадцатом вагоне второго класса располагались купе для 4 поваров и 4 официантов, а также 14 спальных мест для прислуги и 6 мест для казаков охраны. Всего вагон был рассчитан на 32 спальных места при одном общем туалете.
Позже был добавлен еще один вагон, используемый как церковь.
Император Николай II с женой императрицей Александрой Фёдоровной и цесаревичем Алексеем:
Увеличить
Вагоны поезда были окрашены в синий цвет, швы украшены позолотой. Все деревянный части были сделаны из индийского тика.
Панели, потолки и мебель были выполнены из полированного дуба, ореха, белого и серого бука, клена и карельской березы. Потолок царского вагона был обтянут белым атласом, стены обиты стеганым штофом малинового цвета. Этот же материал применялся для обтяжки мебели, для чего пригласили французских декораторов из Лиона.
На столах стояли бронзовые часы, интерьер украшали также вазы севрского фарфора и бронзовые канделябры. Двери мозаичной работы открывались и закрывались совершенно бесшумно, а свежий воздух доставлялся по бронзовым вентиляционным трубам, украшенным наверху флюгерами в виде орлов. Трубы отопления замаскировали бронзовыми решетками, успешно служившими также эффектными деталями декора
Полы были покрыты линолеумом и коврами. Самыми комфортными были, естественно, вагоны семьи императора.
Там было все для приятного времяпрепровождения и плодотворной работы.
Между купе императора и императрицы находилась биметаллическая ванна (снаружи медь, внутри серебро). В вагоне императрицы установили умывальник, выполненный из серебра. Любопытно, что хотя в это время ватерклозеты (туалет) в вагонах уже предусматривались, по традиции в перечне заказанных предметов упоминается и о «белых с позолотою ночных фарфоровых сосудах».
Увеличить
Обеденный зал в вагоне-ресторане:
Увеличить
Увеличить
При разработке проекта поезда большое внимание уделялось степени комфортности состава и его отделке. С учетом заболевания императрицы одним из главных требований было обеспечение комфортной температуры и вентиляции состава314. Контролировал качество этих работ лейб-медик императрицы профессор С.П. Боткин.
Так, при температуре от +8° до-20° градусов в составе должна поддерживаться постоянная температура от 13 до 15 °C г, как «у пола, так и у потолка». Также предусматривалась возможность изменения температуры в купе независимо от температуры в коридоре. Для этого в купе установили сигнальную кнопку.
В вагоне императрицы и в большом салоне установили «увлажняющие аппараты» для поддержания определенного уровня влажности (зимой 48–58 %). В четырех вагонах состава смонтировали вентиляторы-кондиционеры для охлаждения летом поступающегов вагоны воздуха. При закрытых дверях и окнах температура в вагонах должна была быть ниже наружного воздуха на 5 °C
Гостиная:
Увеличить
Столик с чернильницей:
Увеличить
Мебель в купе Николая II, сделанная из карельской березы и бука, была обита коричневой кожей. На столе стоял бронзовый позолоченный набор письменных принадлежностей, состоящий из 12 предметов.
Освещалось купе позолоченными бра, на полу лежал мягкий ковер вишневого цвета.
Увеличить
Письменный стол императрицы Александры Фёдоровны:
Увеличить
Ванная:
Увеличить
Отделение Ее Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны:
Увеличить
Салон:
Увеличить
Великокняжеское отделение:
Увеличить
Опочивальня императора:
Опочивальня императрицы:
Цесаревич Алексей:
Увеличить
Николай II:
Увеличить
Увеличить
После отречения Николая II в марте 1917 г. его поезда в течение полугода использовались министрами Временного правительства. После прихода к власти большевиков из императорских вагонов сформировали знаменитый поезд председателя Реввоенсовета Л.Д. Троцкого. Он пользовался удобствами Императорского поезда, в том числе гаражом-вагоном, построенным в 1915 г. для состава Николая II.
Вагон царского поезда, в котором Шульгин в марте 1917 года принял отречение Николая II:
Увеличить
С конца 1920-х гг. и до второй половины 1930-х гг. в Петергофе в парке Александрия, в рамках выставки, посвященной быту императорской семьи, представили 2 вагона с экспозицией, рассказывающей об отречении Николая II. В эту пару входил и вагон-салон, в котором 2 марта 1917 г. Николай II подписал свое отречение.
Судьба всех роскошных царских вагонов оказалась печальной. Большая их часть утрачена в огне Гражданской войны.
Уцелевшие вагоны погибли в 1941 г., и сегодня на территории РФ не сохранилось ни одного из подлинных императорских поездов. Однако у наших соседей, в Музее железнодорожного транспорта Суоми, экспонируются три вагона из одного императорского состава. Некоторые мемориальные вещи, находившиеся в царских вагонах, сохранились в фондах Петергофского музея-заповедника