Кара-Балта — один из самых молодых городов Кыргызстана. Кара-Балта — один из самых молодых городов Кыргызстана Российская военная база
Краткая справка г. Кара-Балта
Город Кара-Балта, окаймленный рекой Кара-Балта (в пер. с киргизского Черная речка), расположился в Чуйской долине, в 62 км от города Бишкек. Построен в 1825 году, статус города получил в 1975 году. Население - 44 тысячи человек. Градообразующее предприятие - Карабалтинский горнорудный комбинат (КГРК) - крупнейшее в Центральной Азии предприятие по переработке ураносодержащей руды.
Карабалтинский парк. Разнообразие деревьев и растений, а по ним бегают хорошенькие белочки.
Памятник старшему поколению в парке.
Вообще, киргизы очень уважительно относятся к старшему поколению. Понятие рода у них - главное, и любой киргиз, разбуди его среди ночи, назовет свою родню до 7 колена. Каждое событие (40 дней со дня рождения ребенка, покупка дома и т.д.) сопровождается бурным празднеством. Проставляются киргизы тоем (той - своеобразный откуп от родни). В праздник надо не ударить в грязь лицом, и,по крайней мере, зарезать лошадь, несколько баранов, чтобы накормить всю многочисленную родню. Может, поэтому киргизы живут бедно, так как 1 праздник стоит не меньше 60 тысяч рублей, а при их средних зарплатах (около 2-4 тысяч рублей на наши деньги), только на "той" и работаешь.
Карабалтинский дом культуры - узнаваемое здание, не так ли, особенно для жителей закрытых городов.)) Киргизы очень ценят наследие СССР - страны, в которой они жили хорошо.
Посмотрите на следующую фотографию - видите, генератор?
Такие приборчики, шумные, но зато небольшие по размеру, стоят почти у каждого магазина, ведь в Киргизии огромная проблема с электроэнергией. В зимнее время электричество отключают с 14 00 до 18 00, и с 23 00 до 6 00. В летнее отключают периодически. Все отключения происходят из-за того, что э/э добывается, в основном, только на Токтогульской ГЭС, которая параллельно обеспечивает электричеством еще и Узбекистан. В газетах постоянно публикуются сводки об уровне воды в Токтогульской ГЭС, в случае повышения уровня воды, люди радуются, что света в домах будет больше.)
Из-за отключений электроэнергии конкурентные преимущества организаций вывешиваются в виде табличек на двери).
А вот и сама красавица - Токтогульская ГЭС.
Река Нарын, на которой стоит Тактагульская ГЭС
Просто красивые виды по дороге на ГЭС. Сусамырская долина
Снежники
Дорога. В юртах торгуют кумысом, курдаком (сыром) и другими продуктами народного производства.
Национальный киргизский костюм. К нему прилагается белая войлочная шапка, которую старшее поколение носит повсеместно. И вообще, в плане сохранения традиций киргизы - просто молодцы! Проводятся национальные праздники, например, догони на коне невесту, перерезание пут (детям между ножек по земле проводят ножом), и многие другие.
Питаются простые киргизские семьи в основном тандырными вкуснейшими лепешками. Я не раз видела мать семейства, закупающую по 20 и больше лепешек на день. Лепешки недорогие (8 руб на наши деньги), вкусные и,главное, сытные.
А вот так они готовятся
И что мы видим в итоге? Красотища!
Просто характерный персонаж
А вот и Киргизская шапка. Вы видите гадание на камнях, мне нагадали для счастья слушаться мужа, все дела начинать во вторник и скорую дорогу.) (Гадание 50 сом - на наши деньги примерно 40 рублей).
Для любопытных выкладываю курс валют
Обратите внимание,как киргизы борятся с курением. 50% пачки занимает предупреждение, да еще и на 2-х языках. Нам можно поучиться.)
Такая вот смешная картинка))
Автомат для газводы.) Оригинальная конструкция.
Народ идет по рынку. Кстати, мне очень понравилась киргизская нация - толстых практически нет, в основном все стройные. Очень много красивых девушек, к сожалению заснять их не удалось. А какие у киргизов красивые имена - Талант, Алмаз...
В Киргизии вся вода идет в дело полива полей и огородов. Это - река, в которой почти не осталось воды.
А это - канал от этой реки для орошения и других нужд
Оригинальная и недорогая автомойка).
Это величественный гумбез Батыру - одному из национальных героев. Между прочим, построен местным вором в законе для замаливания своих грехов.)
А эта статуя встретилась нам по дороге на Иссык-Куль
Я полюбила Киргизию всем сердцем за красоту природы, улыбчивых людей, теплый климат и обилие фруктов. Надеюсь, Вам моя небольшая экскурсия тоже понравилась.
сайт - Кара-Балта — один из самых молодых городов Кыргызстана. Город уютно размещен у подножия северного склона Ала-Тоо.
В период правления СССР верхняя часть города была закрытым «почтовым городом» с засекреченными производствами, включая Кара-Балтинский горнорудный комбинат, который является крупнейшим предприятием в Центральной Азии по переработке ураносодержащей руды. Несмотря на то, что многие из этих предприятий в настоящее время закрыты, сократили объемы производства или перепрофилировались на выпуск другой продукции для продолжения работы, до настоящего времени Кара-Балта продолжает обеспечивать 70% промышленного выпуска Чуйской области.
Нузкет — цепь, связывающая Чуйскую область с внешним миром
Сохранившиеся различные арабские и китайские источники свидетельствуют, что на Великом шелковом пути в 6-7 веках нашей эры в Чуйской долине зарождались торгово-ремесленные поселения. В арабских источниках упомянуты их названия: Тараз (Джамбул), Кулан (Мерке), Нузкет (Карабалта), Харон (Беловодское), Джул (Сокулук), Сарыг, Суйаб, Навкат.
Нузкет (Кара-Балта) был одним из самых крупных средневековых поселений Чуйской долины. С целью защиты от грабителей купеческие караваны находили ночлег в этом городе. На базарах города шла бурная торговля и обмен товарами. А работы ремесленников Нузкета уходили в дальние страны по Шелковому пути. Можно сказать, что Нузкет был прочным звеном в цепи, связующей Чуйскую область с широким внешним миром.
Первая крепость
Археологические раскопки показывают, что город был не маленьким, он состоял из цитадели и шахристана общей площадью около 1 км2 и располагался на месте нынешних нижних рынков. Нузкет был средоточием культуры. В городе изготавливали керамические изделия как ручным способом, так и на гончарном круге. Мастера-художники Нузкета отличались своим виртуозностью. В ходе археологических раскопок были найдены предметы с ручками крышек в виде птиц, животных, человек. Более шести веков кочевники обходили Нузкет стороной, так как на месте города не возникало поселений, и только после образования Кокандского ханства при Мадалы хане была построена крепость Шиш-Дебе (Шиш-Тепе).
Ул.Учительская
Знаменитый путешественник В.В. Бартольд посетил Кыргызстан и в своем отчете путешественник писал следующее: «Около двух следующих станций Чалдыбара и Карабалты есть остатки больших кокандских укреплений. Обе крепости имеют вполне аналогичное устройство: крепость окружена валом в виде неправильного четырехугольника: внутри ее, именно в северо-западном углу, находится еще возвышение, окруженное стеной из сырцовых кирпичей, среди сырца встречаются также целые обожженные кирпичи и их обломки. Вход в крепость одна - в восточной стороне, кроме этого пространства крепости со всех сторон были окружены непроходимыми болотами; болото около Карабалты теперь отчасти уже высохло Карабалтинская крепость носит у местных жителей название Шиш-Тепе, основание ее приписывается Соломону. Нет сомнения, что в обеих крепостях цитадели с сырцовыми стенами возведены сартами в самое недавнее время; но самые крепости могут быть гораздо более древнего происхождения… мы кроме укреплений осматривали и каменные бабы… курганы почти всегда расположены к югу от дороги, по направлению к ущельям, у самого входа в ущелье почти всегда есть курганы - явление, которое нам потом пришлось встречать и в Семиречье. Каменные бабы обычного типа находятсяоколо дороги, верстах в 5 от Чалдовара и около крестьянских домов в Николаевке и Карабалты».
Промышленное производство города
Численность населения поселка Кара-Балта к 1912 году составляла около двух тысяч человек. В поселке были саманные дома, покрытые камышом и обнесенные глинобитными дувалами. Потихоньку развивались мелкие кустарные предприятия с двумя или тремя рабочими: мельницы, сапожные, портняжные мастерские. А становление поселка, как будущего города, началось в 1924 году с завершением строительства железнодорожной ветки Пишпек-Луговая, проходящей через город. Кстати, в строительстве железнодорожной дороги участвовали многие карабалтинцы. С завершением этой железнодорожной дороги начало развиваться промышленное производство. Люди начали изготавливать конные брички, колеса, гвозди, столярные изделия, бочки, точнее все, что связано с сельским хозяйством. С 8 марта 1933 года начал работать крупный сахарный завод со всеми вспомогательными службами, теплоэлектроцентралью, жилым поселком. Завод дал мощный толчок развитию свекловодства, животноводства и других отраслей сельского хозяйства. В суровые годы Великой Отечественной войны завод обеспечивал сахаром армию рабочих. В годы войны при сахарном заводе был построен глицериновый завод. Глицерин нужен был фронту, как основа для производства каучука. В то же время шло строительство спиртового завода. Первый спирт в городе был получен в 1943 году. В 1972 году был построен мощный комбинат хлебопродуктов емкостью хранения 56 тысяч тонн зерна, ныне ГП «Буудай — Карабалта».
Памятник В.Ленину в ЦПКиО
Образование города Кара-Балта
Наличие огромного промышленного потенциала требовало для поселка Кара-Балта статуса города. В 1974 году председатель исполкома райсовета Мухамед Тургунович Ибрагимов и первый секретарь райкома партии Асан Камалович Камалов обратились с аргументированным письмом к республиканским властям. Турдакун Усубалиев поддержал инициативу, и 9 сентября 1975 года Верховный Совет республики издал указ об образовании города Кара-Балта.
Город должен был стать спутником столицы
В самом начале Кара-Балта должен был стать спутником столицы. Под руководством главного архитектора института «Киргизпромстрой» Карпенко Н.В. был разработан его генеральный план до 2000 года с расчетом на 100 000 населения. Но, к сожалению, в годы перестройки начал разрабатываться другой план города в институте «Кыргыз НИИП Градостроительства» под руководством архитектора Туговой Т.А. на 56 000 населения.
Численность населения города на 2013 год составляет 46 596 человек. Кара-Балта — многонациональный город, в котором проживают кыргызы, русские, уйгуры, узбеки, корейцы, казахи, немцы и татары. В 1991-1993 годах численность населения составляла 54 200 человек. Стремительный отток за пределы республики привело к этой цифре. На сегодня миграционный процесс значительно снижен.
Памятник Жайылу Баатыру
Спорткомплекс «Манас». Здесь проводятся футбольные, баскетбольные, волейбольные и другие соревнования районного и республиканского уровня.
Кара-Балта (кирг. Карабалта - «чёрный топор») - город в Киргизии , административный центр Жайыльского района Чуйской области. До 1992 был городом районного подчинения Калининского района.
Население - 37,8 тыс. человек (2009).
История
Уже в V-VIII веках в Чуйской долине возникли земледельческие поселения. После нашествия Чингиз-хана здесь с XIV-XIX века жили племена кочевников и скотоводов. После подчинения края Кокандскому ханству в начале XIX века в Чуйской долине возводится укрепление.
География
Размещён у северного склона Кыргызского хребта в западной части Чуйской области, в 62 км от города Бишкек в умеренном широтном поясе. Рельеф местности спокойный, с незначительным понижением высотных отметок по направлению с юга на север. Город окаймляет речка Кара-Балта.
Экономика
Кара-Балта - город районного подчинения, имеющий собственные общественные учреждения и объединения, хозяйствующие субъекты, административные структуры министерств и ведомств, являющийся одним из важнейших транспортных узлов Чуйской области. В период существования СССР Кара-Балта был закрытым городом с несколькими засекреченными производствами, включая основное предприятие города - Кара-Балтинский горнорудный комбинат (КГРК) - крупнейшее в Центральной Азии предприятие по переработке ураносодержащей руды. Эти производства расположены в специальной зоне с высококачественной промышленной инфраструктурой, жилым фондом и объектами социальной сферы в южной части города. Несмотря на то, что многие из этих предприятий в настоящее время закрыты, сократили объемы производства или перепрофилировались на выпуск другой продукции для продолжения работы, до настоящего времени г. Кара-Балта обеспечивает 70 % промышленного выпуска Чуйской области. На территории города функционируют 32 акционерных обществ, 93 ОсОО, 12 предприятий, предоставляющих услуги населению, 22 предприятия малого и среднего бизнеса по переработке сельхозпродукции, 39 кафе и столовых.
Образование
В 2002 г город стал полностью отвечать за управление детскими садами и средними школами, хотя заработные платы учителей и воспитателей выплачиваются из категориальных грантов. Областной уровень несет ответственность за профессионально-техническое обучение и республиканский уровень за предоставление высшего образования. В настоящее время в данном городе остро стоит проблема образования. Учителям приходится работать по десять часов в день, чтобы восполнить нехватку преподавателей.
Российская военная база
338й узел связи ВМФ РФ. Расположен в п. КараБалта (Чалдовар) Чуйской области Кыргызстана обеспечивает связь Главного штаба ВМФ России с подводными лодками и надводными кораблями, находящимися на боевом дежурстве в Тихом и Индийском океанах. Узел также осуществляет радиотехническую разведку в интересах Главного штаба ВМФ России.
Кара́-Балта́ (кирг. Кара-Балта - «чёрный топор») - город в Киргизии, административный центр Жайылского района Чуйской области. До 1992 был городом районного подчинения Калининского района. Население города в 2009 году составляло 37,8 тыс. человек (2009). По данным на 2015 год, в городе зарегистрировано 47 000 человек, а фактически проживает более 70 000 человек
География
Размещён у северного склона Кыргызского хребта в западной части Чуйской области, в 62 км от города Бишкек в умеренном широтном поясе. Рельеф местности спокойный, с незначительным понижением высотных отметок по направлению с юга на север. Город окаймляет речка Кара-Балта.
Уже в V-VIII веках в Чуйской долине возникли земледельческие поселения. После нашествия Чингиз-хана здесь с XIV до XIX века жили племена кочевников и скотоводов. После подчинения края Кокандскому ханству в начале XIX века в Чуйской долине возводится укрепление. В 1974 году основывается русский переселенческий посёлок Кара-Балта.
Экономика
Кара-Балта - город районного подчинения, имеющий собственные общественные учреждения и объединения, хозяйствующие субъекты, административные структуры министерств и ведомств, являющийся одним из важнейших транспортных узлов Чуйской области. В период существования СССР верхняя южная часть города была закрытым «почтовым ящиком» с несколькими засекреченными производствами, включая основное предприятие города - Кара-Балтинский горнорудный комбинат (КГРК) - крупнейшее в Центральной Азии предприятие по переработке ураносодержащей руды. Эти производства расположены в специальной зоне с высококачественной промышленной инфраструктурой, жилым фондом и объектами социальной сферы в южной части города. Несмотря на то, что многие из этих предприятий в настоящее время закрыты, сократили объёмы производства или перепрофилировались на выпуск другой продукции для продолжения работы, до настоящего времени г. Кара-Балта обеспечивает 70 % промышленного выпуска Чуйской области. На территории города функционируют 32 акционерных общества, 93 ООО, 12 предприятий, предоставляющих услуги населению, 22 предприятия малого и среднего бизнеса по переработке сельхозпродукции, 39 кафе и столовых. Крупнейшим предприятием постсоветского периода является нефтеперерабатывающий завод.
Образование
В городе имеется Пищевой техникум, филиал Кыргызского технического университета, а также медицинское училище и 13 общеобразовательных школ с обучением на киргизском и русском языках, имеется также сеть детских дошкольных учреждений.
Транспорт
Станция Киргизской железной дороги Через город проходят магистральные автотрассы Бишкек - Ташкент и Бишкек - Ош. Внутри города функционирует несколько городских автобусных маршрутов представленных автобусами малой вместимости. Также очень популярны многочисленные частные маршрутные такси в виде легковых автомобилей.
Примечания
Информация о г. Кара-Балта на сайте Ассоциации городов Кыргызской Республики Блог о городе Кара-Балта. Фотографии…