Карпаты население. Население закарпатья
Красота Карпат может сравниться только с душевной красотой тамошнего населения. Жизнь в отдаленном уголке страны, зажатом между горами и румынской границей, создала особый тип мировоззрения, полностью открытый к внешнему миру, которого тут так не хватает. А потому карпатские жители всеми силами хватаются за редкого гостя и в считанные минуты открывают перед ним свою жизнь и душу.
Красота Карпат неотъемлема от душевной красоты карпатских жителей. Вместе они друг друга дополняют и создают неповторимый колорит этого места.
1. Маленькое село Сергии где-то в самом центре Буковинских Карпат. Место, где никогда ничего не происходит.
2. Благо, несколько лет назад тут открыли эко-отель Хутор Тихий , и сюда стали приезжать туристы, любители тишины, уединения и природных красот.
3. Туристам тут опасно покидать территорию отеля. Местные жители набрасываются на них и пытаются накормить, напоить, пригласить в гости.
Вова, вот скажи, мы фашисты что ли, как рассказывают ваши СМИ? - Спрашивают случайные мужики у представившегося москвичом prosto_vova
. - Бандеровцы?
- Нет, конечно.
Гуцулы на слово такой позиции московского гостя не верят:
- Ты честно так считаешь?
- Честно!
- Давай выпьем!
Посмотреть на приезжих сходится с десяток проходивших мимо людей.
5. Люди тут живут уединенно в маленьких хуторах, разбросанных по склонам гор.
6. Усадьба - это не только дом, но и подсобное хозяйство, огромное количество земли, на котором выпасаются коровы и лошади.
7. Выглядит невероятно красиво, но жизнь тут настолько же трудна, насколько живописны виды.
9. Но люди тут улыбаются даже простым встречным.
10. Эко-отель Хутор Тихий .
11. Мы идем в гости к семье гуцулов, у которых .
12. 120-летная деревянная усадьба.
13. Хозяина дома нет - уехал по делам в другой район. Зато есть хозяйка.
- Можно вас сфотографировать?
- Да! Но только так, чтобы было видно, как я работаю. - В горах настоящий культ труда. Без этого тут не выживешь.
14. Чайник и лошадиная сбруя.
15. Хозяйский пес. Очень дружелюбный.
16. Чтобы развлечь гостей, хозяйка показывает архив семейных фотографий.
18. Идем дальше в горы. Местное население зарабатывает рубкой леса. Это не очень законный бизнес, но другого источника доходов в этих краях банально нет. Так что власти смотрят на проблему сквозь пальцы. Тем более, что вместо срубленных сосен гуцулы обязательно высаживают молодняк.
19. Вывоз леса.
20. Овечье семейство.
21. Излишне подозрительная корова.
22. Поилка для домашнего скота где-то на горном склоне.
23. Горный хребет.
28. - Здравствуйте, я Вова из Москвы. Коньяк будете? - Спросил
Жители Карпатской Руси иногда называют себя «Маленькой веточкой великого русского дуба». Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства и первыми отделились под напором венгерских завоеваний.
Русский писатель, эмигрант первой волны Иван Лукаш писал: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозной синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства…
Малый народ живет до Карпатских гор на вершинах-полонинах, как в синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава…
И все снится веками народу в синих Карпатах сон о златой Руси».
Русины
Русины - один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы - у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.
Вся история русинов - это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века - испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет - до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа. С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое.
В советское время слово "русины" было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ - и закарпатскими украинцами, и словаками.
Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.
Русины – уникальное явление. Из-за того, что они рано оказались в изоляции и сохранили многие архаические традиции и элементы культуры древнерусского государства. Например, язык. По словам исследователей, карпатскому русину до 50-х годов XX века было легче понять древнерусскую летопись, нежели текст тогдашней русской или украинской газеты.
Бойки
По северным и южным карпатским склонам в долинах рек Лимница, Сан и Уж раскиданы села бойков. О том, кто были далекими предками современных бойков, гадают до сих пор, иронично замечая, что чернил на бойков потрачено уже больше, чем осталось их самих. Кто же они: потомки ушедших на запад сербов или древнего славянского племени белых хорватов? А, может, их предками были кельты из племени бойев? Вопрос остается открытым.
Сами бойки нередко называют себя «верховинцами». У них всё по-бойковски необычно.
Говорят на бойковском наречии (северокарпатский диалект украинского языка). Часто употребляют частицу «бойе» - значит «только, так».
Гостей потчуют печеным картофелем, солеными огурцами, капустой, салом, холодцом, и непременно подносят рюмку Криивки. Бойки строят монументальные и простые хаты: стены складывают из массивных еловых бревен, крыши кроют преимущественно «кытыцями» (связанными соломенными снопами). Окна, двери, ворота расписывают диковинными орнаментами. Одним из важных элементов росписи является, кстати, «древо жизни». Радуешься, увидев такой дом: веселый, с настроением! А если взгрустнется, бойки всегда готовы вспомнить о старинном бойковском танце Битля, который исполняется попарно, стоя на бочке.
Гуцулы
Их называют украинскими горцами. Гуцулы вольнолюбивы и независимы. Гостям рады, но чужих в родню записать не торопятся. Люди-фейерверки, - это, пожалуй, о них.
Огромное внимание гуцулы уделяют одежде: любят наряжаться, причем даже мужские куртки киптары расшиты золотом и украшены помпонами. У многих гуцулов и дома им подстать: кругом расшитые полотенца, ковры. Мебель украшена замысловатой резьбой. Кроме нарядов любят гуцулы оружие. Издавна считалось: два пистоля за широким поясом имеет только бедный гуцул.
А еще они стремятся показать себя всему миру: вот мы какие, статные, нарядные, ловко танцуем и умело работаем.
Гуцулы весьма горячий народ, но при этом умеют сдерживать свой буйный нрав. Дабы не сорваться, гуцулы якобы почти не пьют спиртное: на две сотни гостей, пришедших на свадьбу, могут выставить бутылку водки.
Гуцулы живут в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украины. О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие – к слову «кочул», что значит «пастух». Как бы то ни было, но гуцулы всегда считались умелыми чабанами.
Для передачи сигналов во время своего пребывания в горах пастухи-гуцулы использовали длинную деревянную трубу – трембиту (она же выступала в роли музыкального инструмента).
А еще здесь по-прежнему сильны традиции шаманизма. Если повезет, можно повстречать гуцульского мольфара. В древности их называли «земными богами», а сегодня - знахарями, колдунами, целителями (это зависит от того, белый мольфар или черный). Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом: их пророчества сбываются, известны также случаи исцеления безнадежно больных людей.
Лемки
По одной из версий, предками лемков были древние племена белых хорватов, проживавшие по склонам Карпатских гор. Много трагедий пришлось пережить лемкам: уничтожение в Талергофском концлагере, насильственное переселение в рамках спецоперации «Висла».
Сегодня часть лемков живет в Украине, другая часть – на территории Польши, третья – в Словакии. Живущие в Украине лемки преимущественно считают себя частью украинского народа, хотя можно встретить и тех, кто выступает за «одрубность» (национальную самодостаточность).
Лемки пытаются сохранить свои национальные особенности, в первую очередь, язык. Речь лемков просто отличить по постоянному ударению на предпоследнем слоге (в отличие от подвижного ударения в речи восточных славян), твердому «ы» и частому употреблению слова «лем» («лишь», «только»).
Составитель лемковского букваря Дмитрий Вислоцкий писал следующее: «…наша лемковска бесЪда - коренна бесЪда всего русского народа. Слова у насъ коренны русски, а акцентъ словацкiй и польскiй. Пришолъ отъ того, что мы слухаме много польской и словацкой бесЪды, бо зме съ ними въ сусЪдствЪ».
Традиционные наряды лемков легко узнаваемы. Мужчины носили суконное пальто чуганю, необычное для украинцев, женщины – белые косынки и широкое узорчатое монисто «силянку». Сегодня на базарах Западной Украины можно встретить взлетающих деревянных орлов и оплетенные проволокой тарелки – образцы традиционного ремесла лемков, именуемого «дротярство». К лемкам причисляли себя многие известные личности, но самым известным лемком был, пожалуй, Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Варгола) – культовая личность в мире поп-арта.
Депутаты облсовета Закарпатья потребовали от президента Украины Петра Порошенко , премьер-министра Арсения Яценюка и спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана предоставить региону автономию. Соответствующее обращение к киевским политикам парламентарии приняли на пленарном заседании.
«Требуем признать Закарпатье специальной самоуправляемой административной территорией, необходимые изменения в Конституцию страны должны быть внесены безотлагательно», — говорится в документе.
По мнению депутатов, украинская промышленность и экономика находится на грани дефолта, а «идеалы Майдана цинично отвергнуты». «Последняя возможность спасти ситуацию — немедленно санкционировать реальную, а не декларативную финансовую и административную независимость органов местного самоуправления», — подчеркивают парламентарии.
Справка
Название
В разное время Закарпатье называли «Венгерская Русь», «Карпатская Русь», «Руська Крайна», «Подкарпатская Русь», «Карпатская Украина», «Закарпатская Украина».
Герб Закарпатской области. Фото: Commons.wikimedia.org
Территория
Площадь Закарпатья — 12,8 тыс. кв. км, это 2,1 % от территории Украины; расположено оно на юго-западных склонах и предгорьях Восточных Карпат. На юге граничит с Румынией, на юго-западе — с Венгрией, на западе — со Словакией, а на северо-западе — с Польшей. На севере и востоке — с двумя другими областями Украины: Львовской и Ивано-Франковской.
В Закарпатье протекает 9429 рек и протоков. Крупнейшая — Тиса, левый приток Дуная. Также в области расположено 137 естественных озёр, в основном ледникового происхождения. Самое большое и глубокое — Синевир.
Административный центр — Ужгород.
Население
Численность населения — 1287,4 тыс. человек (2,6 % населения Украины), в том числе городское — 501,6 тыс. человек (39 %), сельское — 785,8 тыс. человек (61 %). Большую часть жителей составляют укpaинцы (78,4 %). Закарпатские украинцы делятся на четыре специфические этнические группы:
- Бойки — Воловецкий, Межгорский районы,
- Лемки — Великоберезнянский район,
- Гуцулы — Раховский район,
- Долиняне — низинные и предгорные районы.
12,5 % населения составляют венгры, которые проживают преимущественно в Береговском, Виноградовском, Ужгородском, Хустском районах.
В области живут еще и pуccкиe, и pумыны, и русины, и цыгaнe, и, наконец, ряд национальных меньшинств (например словаки, белорусы и немцы), доля которых не превышает 1 % от населения Закарпатья.
Карпаты, Закарпатская область, вид с горы Гымба. Фото: Commons.wikimedia.org / Водник
История
В IX-XI веках Закарпатье входило в состав Киевской Руси, с XI и до ХIII века — королевства Великая Венгрия, в разное время было частью Великой Моравии, Галицко-Волынского государства, Венгерского королевства, Трансильвании, Австро-Венгрии.
Долгие годы все Закарпатье принадлежало венгерским правителям, но когда в 1541 году центральной Венгрией овладели турки, Закарпатье поделили на две части. Центральные и восточные районы вошли в Турецкую империю, а западные попали под власть Габсбургов. В конце XVII века все территории Венгрии, в том числе и Закарпатье, перешли под власть Габсбургов. После поражения Австрии в австро-прусской войне 1866 года было создано двуединое государство — Австро-Венгрия. В 1918 году оно распалось на несколько государств, после чего западная часть Закарпатья была оккупирована чехословацкой армией, а юго-восточная — румынской.
В мае 1919 года собрание в Ужгороде провозгласило желание войти в состав Чехословакии — что и осуществилось 4 июня 1920 года по Сен-Жерменскому договору. Закарпатье стали называть «Подкарпатская Русь» (в составе же Венгрии Закарпатье было «Русской Крайной»). После ликвидации независимости Чехословакии в 1939 году было провозглашено независимое государство — Карпатская Украина. 18 марта 1939 года в Закарпатье ввели венгерские войска.
В 1944 году Закарпатье было занято советскими войсками. 29 июня 1945 года в Москве подписано соглашение о вхождении бывшей Подкарпатской Руси в состав УССР. Соглашение окончательно ратифицировал чехословацкий парламент 22 ноября 1945 года. Чехословакия также согласилась передать СССР около 250 км² в окрестностях Чопа — населенные пункты Батфа, Галоч, Малые Селменцы, Паладь-Комаровцы, Палло, Ратовцы, Соломоново, Сюрте, Тисаашвань, Тыйглаш и сам Чоп, которые не были частью Подкарпатской Руси. 22 января 1946 года Указом Президиума Верховного совета СССР на присоединённых землях создана Закарпатская область УССР.
Ужгород. Улица Волошина (Старый город). Фото: Commons.wikimedia.org / Водник
Экономика
На территории области развиты:
- деревообрабатывающая промышленность (производство мебели, пиломатериалов);
- лесохимическая отрасль (продукты переработки дерева);
- пищевая промышленность (производство вин, коньяка);
- лёгкая промышленность (производство обуви, головных уборов, швейных и трикотажных изделий);
- машиностроение (производство металлорежущих станков, электродвигателей, арматуры).
Сельское хозяйство
Основные культуры — зерновые (озимые и кукуруза), картофель, овощи, развиты также садоводство и виноградарство.
Население столицы Закарпатья, города Ужгорода, насчитывает до 120 тысяч человек. Средняя густота населения колеблется в пределах 98,3 чел. на 1 кв.км. Доминирует сельское население - 754.400 чел. (58%), а городское население насчитывает 522.300 чел. (42%). Кстати, приблизительное половое разделение жителей края таково: 665.000 женщин на 621.000 мужчин. За период с 1959 г. по 2000 г. численность населения Закарпатья возросла в 1,4 раза. Наибольший прирост населения зафиксирован в Ужгородском, Тячевском, Мукачевском, Хустском и Виноградовском районах. Население каждого из них превышает 100 тысяч человек. Наименьший прирост - в горном Великоберезнянском районе и равнинном Береговском районе.
В крае в настоящее время насчитывается 712 тысяч трудоспособных людей, 540 тысяч человек работают в области, 80 тысяч потенциальных отходников, 573 тысячи неработоспособных людей, 17 тысяч безработных. Кроме того, 240 тысяч пенсионеров, 36 тысяч многодетных, 44 тысячи людей с физическими недостатками, 40 тысяч престарелых и одиноких.
На территории закарпатского региона проживают представители около 76 различных национальностей:
1. УКРАИНЦЫ - 78,4% или 976.479: большинство населения Закарпатья. Закарпатские украинцы делятся на 4 специфические этнографические группы: Бойки - Воловецкий, Межгорский районы, Лемки - Великоберезнянский район, Гуцулы - Раховский район, Долиняне - низинные и предгорные районы.
2. ВЕНГРЫ - 12,5% или 155.711: Береговский, Виноградовский, Ужгородский, Хустский районы.
3. РУССКИЕ - 4% или 49.458: Ужгород, Мукачево, Свалява, Чоп.
4. РУМЫНЫ - 2,4% или 29.485: Солотвинский регион.
5. ЦЫГАНЕ - 1% или 12.131: Ужгород, Берегово, Свалява, Королево, Мукачево, Вилок.
6. СЛОВАКИ - 0,6% или 7.329: Ужгородский, Свалявский и Перечинский районы.
7. НЕМЦЫ - 0,3% или 3.478: Павшино, Паланок, Синяк, Усть-Черная, Тячево, Немецкая Мокрая.
8. ЕВРЕИ - 0,2% или 2.639: Ужгород, Мукачево, Хуст.
9. БЕЛОРУСЫ - 0,2% или 2.521: Ужгород, Мукачево.
10. ЧЕХИ, ПОЛЯКИ, ИТАЛЬЯНЦЫ, АРМЯНЕ, АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ и другие национальности - 0,6% или около 2.000: Ужгород, Мукачево, Хуст, Рахов.
Следует упомянуть и о тех исторических племенах и народностях, которые проживали на территории нашего края в течение многих прошедших веков. Среди них, в частности, такие: Скифы - VII в. до н.э., Кельты - V-I в. до н.э., Сарматы - I в. н.э., Даки - I в. до н.э.- I в. н.э., Римляне - II в. н.э., Готы - II в. н.э., Бургунды - III в., Вандалы - III в., Готы - IV-VI в., Гунны - VI в., Авары - VI-VII в., Болгары - ІХ в., Моравы - ІХ в.
Как известно, на протяжении двух веков из нашего края выехало (эмигрировало) более 400 тысяч человек. Ныне представители закарпатского региона и их потомки живут почти на всех материках и континентах мира. Ниже приводятся приблизительные данные (взятые из зарубежных справочников) об украинцах-русынах из Закарпатья, которые проживают за границей: ЕВРОПА (Венгрия - 3.000, Словакия - 30.000, Чехия - 12.000, Польша - 60.000, Хорватия - 5.000, Сербия - 25.000, Румыния - 20.000), большое количество выходцев из Закарпатья проживает также в таких европейских странах, как Австрия, Германия, Молдова, Белоруссия, Россия. АЗИЯ: немало выходцев из Закарпатья проживает в Израиле. АМЕРИКА: США - 620.000, Канада - 20.000, большое количество выходцев из Закарпатья проживает в таких американских странах, как Аргентина, Бразилия. АВСТРАЛИЯ: Австралия - 2.500.
То, что Украина является многонациональным государством - неоспоримый факт. Однако Украинцы как нация также являются многогранными и богатыми на этнические особенности. Так исторически сложилось, что на протяжении веков различные обстоятельства способствовали появлению между украинцами своеобразных субэтнических групп, которые часто приобретали довольно конкретных и четких черт. Однако сегодня говорим именно о Карпатский регион, ведь Ваша путешествие туда так или иначе, заставит вас столкнуться с особенностями этнических культур, которые являются неповторимыми, самобытными и, конечно, интересными для путешественников и туристов.
class="eliadunit">
Бойки
Очевидно, наше путешествие начнем с Львовской области (Сколевский, Турковский, Дрогобычский, Самборский и Старосамборский районы). Здесь доминирующей этногрупп в Карпатах есть Бойки. Большая народная община, состоящая более чем с несколько тысяч представителей, и отличается от других культурными особенностями, диалектом, традициями. Ученые утверждают, что и она не является монолитной: в ее составе выделяют примерно 14 субэтносов. Если вы посещаете львовскую область - увидеть и почувствовать особенности данного этноса можно в деревянной архитектуре, иконописи, народных промыслах, а также в народных и религиозных традициях. Кроме этого бойков встретить можно на большой части Ивано-Франковской области (Богородчанский, Рожнятинского и Долинский районы), и в Закарпатской области (Воловецкий, Межгорский и Великоберезнянский районы).
Лэмки
Еще один этнос, который был когда-то горным - Лэмки. К сожалению из-за репрессивной политики СССР и депортации, они потеряли свою родину и сегодня маленькими группами разбросаны по всей территории Украины. Но этнос остался и за последние годы проводит активную работу по сохранению своего этнического наследия. Сегодня лэмковские села можно встретить в предгорье Карпат, куда они были переселены после второй мировой. Они резко выделяются от близлежащих населенных пунктов наречием и бытом.
Гуцулы
Если лэмки и бойки комфортно себя чувствуют, как в горах так и в низменности, этнос Гуцулов можно считать 100% горным народом, сформировавшим свои традиции, быт и культуру на высокогорье. Гуцульский край - это часть Ивано-Франковской (Верховинский район), Закарпатской (Раховский район) и Черновицкой областей (Путильский и Вижницкий районы). Известными гуцульскими центрами являются Верховина, Шешоры, Ясиня и др. ... Проживание среди гор отразилось в способе ведения хозяйства гуцулов. Это в основном разведение овец и деревообработка. Поэтому народные промыслы, традиции, архитектура так или иначе завязаны на этих видах деятельности. Гуцулы отличаются от других этносов ярким нарядом, говором, яркими аутентичными элементами в архитектуре и промыслах. За время формирования этноса Гуцульщина обросла и немаленькой историей. Среди ярких исторических событий является опришковское движение (Олекса Довбуш, Лукьян Кобылица и др..), которое сегодня является интересной туристической достопримечательностью, что отразилось в памятниках и экспонатах многих местных музеев.
Особенности Закарпатья
Уже с вышеизложенной информации понимаем, что на Закарпатье представлены все этнические группы карпатского региона. Но это еще не все сюрпризы: Закарпатье чрезвычайно многонационально, поэтому лэмки, бойки, гуцулы, или проще Украинцы составляют там только какую-то часть. Здесь есть большие группы венгров, румын, словаков, цыган, русских, белорусов и других национальностей. И все это функционирует в очень тесном и сложном етносплетинни, что делает Закарпатья просто таки уникальным центром карпатского региона. Бывают ситуации, когда соседние села не могут общаться, поскольку говорят на очень контрастных диалектах. Такое положение дел вызвано историческими и стратегическими обстоятельствами Транскарпатии (как иногда называют Закарпатье). Рассказывают, что на Закарпатье есть село, где жители в течение 20 века 7 раз меняли свое гражданство, при том оставаясь на месте. Как результат: разительное отличие от остальных областей Карпатского региона. Это проявляется как в архитектуре, так и в очень большой и богатой коллекции диалектов.
Что обещает туристам этническая многогранность Карпат
Кажется на первый взгляд этническая составляющая, имеет очень маленький влияние на туристическую привлекательность Карпатского региона, однако на практике видим что это не так. Она играет едва ли не главную скрипку в этом процессе. Как подтверждение - существующие ассоциации и образы, с которыми асоциируются Карпаты или его конкретные территории. В качестве примера возьмем музыкальный инструмент Трембита, который можно услышать только в Карпатах и до сих пор вокруг него идет много дискуссий и витает много легенд. А вот полный набор образов: трембита - Олекса Довбуш - деревянная карпатская церковь - гражда - карпатская шерстяное одеяло и пр. Или скажем закарпатский ассоциативный ряд: швабликы - породичка - путята и пр. Все эти объекты и явления которые для многих стали визитной карточкой карпатского региона, так или иначе созданы именно этносами этого края. Поэтому, находясь на отдыхе в Карпатах и регионе, рекомендуем хотя бы небольшую частичку своего времени затратить на ознакомление с народностями края. Это можно сделать достаточно просто, посетив музей или этнофестивале. Например, с народной архитектурой можно ознакомиться в Скансенах - музеях под открытым небом. Такие есть почти в каждом областном центре. Скажем во Львове это «Шевченковский гай». Можем заверить, познания Карпат через его этносоставляющую обещает вам очень много интересных открытий и незабываемое проведение отдыха в Карпатах.