Подворья свято-введенской оптиной пустыни. Храм святых первоверховных апостолов петра и павла в ясенево подворья оптиной пустыни подворье ставропигиального мужского монастыря
Престолы храма: центральный - во имя св. апп. Петра и Павла; южный - в честь прп. Сергия Радонежского; северный - в честь святой вмц. Варвары. Приставной Престол - в честь иконы Божией Матери «Знамение».
Первые исторические сведения и документы с описанием церкви датируются началом XVII в., когда Ясенево по-прежнему оставалось дворцовым селом. Ныне существующий храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1751-53 гг. В результате реконструкции 1860-х гг. храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции "храм-притвор-колокольня", наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма.
После смерти С.И. Гагарина имение перешло к его дочери М.С. Бутурлиной (троюродной сестре А.С. Пушкина). Сыновья, наследовавшие в 1902г., владели Ясеневым вплоть до революции 1917 г. В 1924 г. главный дом имения выгорел, от него сохранилась только лестница в стиле барокко. В 1930-е гг. закрыли и храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась.
В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам.
В 1989 г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов. С февраля 1997 г. храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. В храме находятся частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмц. Варвары, св. вмц. Татианы, св. вмц. Екатерины, св. прав. Лазаря Четверодневного, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, бессер. Косьмы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап. Луки, св. вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Иоасафа Белгородского, мч. Трифона, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Александра Свирского, свт. Филарета Московского, свт. Иллариона (Троицкого), прп. Амвросия Оптинского, прп. Оптинских Старцев: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия "Старшего", Исаакия I, Иосифа, Варсонофия, Анатолия "Младшего", Нектария.
Ясенево - один из самых древних населенных пунктов Подмосковья. Н.М.Карамзин предполагал, что оно упоминается еще в 1206 г. в одной из летописей при описании распрей удельных князей: "сретоша и братья у Ясенева", но первым документально известным владельцем Ясенева является великий князья Московский Иван Данилович Калита. Оно упоминается около 1339 г. в одной из его духовных грамот, то есть завещании. Вплоть до конца XVI в. Ясенево принадлежало потомкам Калиты, в том числе Ивану Васильевичу Грозному.
Судя по тому, что Ясенево издавна значится селом, в нем периодически сооружали деревянные церкви, сменявшие одна другую, однако их посвящения неизвестны. При царе Михаиле Федоровиче в Ясеневе было сооружена деревянная церковь Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови - в 1628-1629 гг. в окладных книгах Патриаршего казенного приказа она значится "новоприбылой", то есть только что построенной. Позже царь подарил это село некоему Ананье - младшему сыну своего духовника, протопопа Благовещенского собора Максима. Этот Ананья был одним из приближенных его жены царицы Евдокии Лукьяновны, неоднократно получал от нее дорогие подарки, возможно, Ясенево было пожаловано ему по ходатайству царицы в связи с женитьбой в 1631 г. Как владелец этого села Ананья упоминается в документе 1635-1636 гг.
Ясенево ненадолго задержалось у Ананьи, вернулось в казну, но вскоре было подарено другому удачливому придворному - боярину и дворецкому князю Алексею Михайловичу Львову. При нем в переписной книге 1646 г. в селе документально упоминается "двор боярский", т.е. усадьба, конный и скотный дворы. Церковь, видимо та, что была построена при царе Михаиле Федоровиче, называется несколько по-другому, чем раньше: Знамения Богородицы с двумя приделами: Николая Чудотворца и Софии и её дочерей. А.М. Львов выстроил при ней "колокольницу на столбах, на пять колоколов". У А.М. Львова не оказалось наследников, Ясенево после его смерти в 1655 г., как выморочная вотчина, опять стало дворцовым, т.е. царским селом, принадлежавшем царю Алексею Михайловичу. В 1674 г. в Ясеневе была сооружено новое деревянное культовое здание, заменившее предыдущее. Оно, в свою очередь, состояло из двух церквей: верхней - Знамения Богородицы, завершенной шатром, и нижней - Софии с дочерями. Кроме того, еще один шатер имел придел Николая Чудотворца. В селе крестьянскими избами, "государева воловенника" двор, два двора садовников и "26 дворов крестьянских, людей в них тож, у них же детей и братей и племянников и внучат и зятьев и шурьев и пасынков и захребетников 62 человека", что говорит о том, что Ясенево было одним из самых больших сел Подмосковья.
Ныне существующий храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение Храма состоялось в 1751-53 гг. Старая деревянная Знаменская церковь была разобрана за ветхостью. Вслед за новой церковью стал возводиться новый усадебный дом в стиле барокко, с великолепно развёрнутой парадной лестницей, ведшей непосредственно на бельэтаж, и широким пандусом со стороны сада. Был разбит регулярный парк с аллеями, прудами, павильонами и беседками, так что всё в целом составило регулярно спланированный дворцово-парковый ансамбль имения. Смерть Ф.А. Лопухина в 1757 г. приостановила строительство. Работы продолжались главным образом в регулярном саду с прудами.
Вдова Лопухина Вера Борисовна до конца не расставалась с Ясеневым. Село и поместье наследовал после нее ее сын, Василий Феодорович, женатый на А.П. Гагариной. После векового владения Лопухиных имение перешло к князьям Гагариным. Документы свидетельствуют, что в 1812 г. Ясеневским помещиком был Павел Гавриилович Гагарин, снарядивший на свои средства от Ясенева 23 крестьян-ополченцев, причем он наследовал во владении своему отцу Гавриилу Петровичу в 1808 г. 9 июля 1822 г. в церкви села Ясенева состоялось венчание Марии Николаевны Волконской и подполковника Николая Ильича Толстого - родителей писателя Льва Толстого и его сестры Марии Николаевны, монахини Шамординского монастыря (окончившей там дни своей земной жизни схимонахиней Марией и похороненной на монастырском кладбище)...
С именем князя С.И. Гагарина связано приобретение Ясеневским храмом своего настоящего вида. Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела. Он представлял собой бесстолпную кубическую церковь центрической композиции с 8-гранным барабаном, прорезанным 8-ю же окнами, и увенчанным куполом. Следующей ступенью в истории возведения храма стала двухэтапная его реконструкция, проведённая в период владения Ясеневым князя Сергея Ивановича Гагарина. В 1832 г. к храму были пристроены тёплый (сам храм был холодным) боковой, с отдельным входом, придел в честь св. вмц. Варвары - небесной покровительницы супруги князя, и колокольня, непосредственно примыкавшая к собственно храму.
В 1860-61 гг. была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. Так как придельный храм оказался непрочен и одна стена покосилась, колокольня внутри была сильно сужена и в постройке не пропорциональна с храмом, а также для открытия хода в холодную церковь и большего удобства вместимости прихожан, было подано прошение в Московскую духовную консисторию на имя Святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского от священнослужителей Петропавловской церкви, её прихожан и владельца усадьбы о разрешении перестроить, вернее, заново построить двухпрестольный тёплый придел, сообщающийся с холодной церковью, и новую колокольню. Престолы в приделе (трапезной) предполагалось освятить в честь св. вмц. Варвары и преп. Сергия Радонежского - небесного покровителя самого владельца князя Сергея Ивановича. Прошение было удовлетворено, утверждён разработанный художником Калугиным проект. Но строительство было завершено лишь в 1865 г.
В результате реконструкции 1860-х гг. храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до сегодняшних дней. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции "храм-притвор-колокольня", наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма. В окончательном виде храм имел 3 престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящен 26 февраля 1826 г.), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящен святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским 20 октября 1861 г., частица св. мощей которого ныне находится в храме), и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящен епископом Дмитровским Николаем в 1832 г.).
В 1930-е гг. закрыли храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась. В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам.
В 1989 г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. С февраля 1997 г. храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. Настоятель - игумен Мелхиседек (Артюхин).
По материалам: http://usadba-yasenevo.ru/istoriya/artpage19.html
Коробко М.Ю. Москва Усадебная. Путеводитель.
Петра и Павла, апостолов, в Ясеневе, на подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни церковь (Новоясеневский проспект, дом № 42).
Село Ясенево, известное с XIV в., вплоть до XVII в. находилось во владении московских государей. В 1688 г. село было пожаловано тестю Петра I Федору Авраамовичу Лопухину. Лопухины владели Ясеневым вплоть до 1790 г. Первую деревянную церковь в селе Ясенево построил в 1626 г. патриарх Филарат. Ее освятили во имя мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии. Сохранившееся до наших дней церковное здание выстроили в стиле барокко в 1737 г. и освятили во имя апостолов Петра и Павла, в память императора Петра II, родственника владельцев села. В 1832 г. был возведен придел мученицы Варвары, который тридцать лет спустя разобрали. В 1863 г. к храму пристроили колокольню и обширную трапезную, в которой освятили приделы преподобного Сергия Радонежского и мученицы Параскевы Пятницы.
Храм выстроен в стилистике барокко. На основном объеме четверике установлен восьмерик с луковичной главкой. Трехъярусная колокольня примыкает к трапезной, звон устроен в верхнем ярусе. Ее также венчает луковичная глава. Декоративное оформление храма (пилястры, наличники) весьма лаконично.
Церковь закрыли в 1930-е гг. В 1989 г. ее передали общине верующих. Вскоре в храме были возобновлены богослужения. Кроме главного престола в храме существует приставной престол во имя иконы Божией Матери «Знамение», а также приделы - святителя Николая Чудотворца (ранее - преподобного Сергия Раднежского, правый) и великомученицы Варварны (ранее - мученицы Параскевы Пятницы, левый). Среди святынь храма - мощи преподобных Оптинских старцев.
Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА
Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).
Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).
Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).
Литургия св. Иоанна Златоуста.
Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.
Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпýст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш...». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей...» и пением «Христос воскресе...» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.)
При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сýщим во гробе́х живо́т даровáв») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни – катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив...», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня...».
На литургии антифоны Пасхи; вхо́дный стих: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся...». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися...». Причастен «Тело Христово приимите...». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне...», «Видехом Свет Истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе...». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпýст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых...» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.
Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.
Ясенево - бывшее село, вошедшее в состав Москвы в 1960 г. Располагалось на территории современного района Ясенево, в Юго-Западном административном округе.
Впервые Ясенево встречается в документах в XIV веке как владение князя Ивана Калиты «село Ясиновьское».
На территории современного района Ясенево исторически находились 4 населенных пункта: Узкое, Ясенево, Большое Голубино и Малое Голубино. Из находившихся в них дворянских усадеб частично сохранились две: Узкое и Ясенево. Главная улица села Ясенево располагалась приблизительно по трассе современной улицы Паустовского.
Издавна местечко Ясенево привлекало самых знатных особ и религиозных деятелей. И то, что в этом селе вырос прекрасный храм во имя Петра и Павла, возраст которого сегодня насчитывает порядка 7 столетий, явилось закономерностью.
Храм Петра и Павла в Ясеневе был освящен в честь святых апостолов в 1753 г. Но это не значит, что до этого здесь не было церкви. Село Ясиновьское было указано в завещании Ивана Калиты в 1331 г. как часть наследства сына его Андрея.
Как известно, в старину село отличалось от деревни наличием церкви (в деревнях храмов не было). Следовательно, церковь в Ясенево существовала еще в XIV в.
Владели местечком князь Василий II по прозвищу Темный, три его сына. Затем Ясенево перешло царям и находилось в собственности Ивана Грозного, Бориса Годунова, Алексея Михайловича и, наконец, Петра I.
Со временем село Ясенево разрастается и богатеет и неспроста становится завидным наследством (многочисленные документы доказывают, что на тот момент это было чуть ли не самое большое местечко для тогдашнего Подмосковья).
Когда Петр I женился на Евдокии Лопухиной, именно Ясенево он приподнес в подарок ее отцу. Хотя, по сути, владельцем села стал брат Евдокии Авраам, а затем его сын Феодор.
С 1733 г. Феодор Лопухин намеревался построить на месте деревянной обветшалой церкви новую, в камне, о чем неоднократно подавал прошение царице.
Лишь в 1751 г. Елизавета Петровна издала указ о постройке храма.
Новую церковь освятили во имя апостолов Петра и Павла. Выполнена она была в стиле елизаветинского (позднего) барокко.
Рядом возвели великолепный усадебный дом также в стиле барокко, разбили парк, сады, устроили пруды. Ясенево поражало своим великолепием.
Село повидало множество известных людей. С начала XIX в. владельцами были князья Гагарины, водившие знакомство с литераторами, художниками, философами - Денисом Давыдовым, В.Жуковским, Плетневым, Одоевским, Крыловым, Вяземским, А.С.Пушкиным, Тютчевым, Чадаевым, Тургеневым.
9 июля 1822, в церкви села Ясенева состоялось венчание Марии Николаевны Волконской и подполковника Николая Ильича Толстого — родителей писателя Льва Толстого.
Храм Петра и Павла в Ясеневе закрыли в 1930-е гг. Местный совхоз использовал его под склад.
В результате ужасного обращения со зданием полностью были утрачены настенные росписи, хотя внешне церковь реставрировали в 1970-е.
В 1997 г. Патриарх своим указом передал Ясеневский храм Петра и Павла Свято-Введенскому ставропигиальному монастырю Оптиной Пустыни в качестве подворья. Сейчас отсюда до Пустыни ходят автобусы для паломников.
В этом храме с 2001 по 2005 служил иерей Даниил Сысоев. Этого человека я считаю одним из своих земных Учителей. Отец Даниил был застрелен 19 ноября 2009 года мусульманским киллером прямо на алтаре в своём храме апостола Фомы на Кантемировской. А отпевали его здесь, в храме Петра и Павла в Ясеневе.
Петропавловский храм в Ясеневе расположен по адресу: Москва, Новоясеневский проспекта, 42 (станция метро «Новоясеневская»).
Этот храм входит в тройку моих самых любимых храмов Москвы.
Fais se que dois adviegne que peut.
Подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни
История:
Первые исторические сведения и документы с описанием церкви датируются началом XVII в., когда Ясенево по - прежнему оставалось дворцовым селом.
Новый (ныне существующий) храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение Храма состоялось в 1751-53 гг.
В результате реконструкции 1860-х годов храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции "храм-притвор-колокольня", наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма.
После смерти С.И. Гагарина имение перешло к его дочери М.С. Бутурлиной (троюродной сестре А.С. Пушкина). Сыновья, наследовавшие ей в 1902г., владели Ясеневым вплоть до революции 1917г.
В 1924г. главный дом имения выгорел, от него сохранилась только лестница в стиле барокко. В 30-е годы закрыли и храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась.
В 1973-1976гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам.
В 1989г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов. С февраля 1997г. храм стал Московским подворьем Свято - Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. Настоятель - игумен Мелхиседек (Артюхин).
Святыни:
В храме находятся частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмц. Варвары, св. вмц. Татианы, св. вмц. Екатерины, св. прав. Лазаря Четверодневного, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, бессер. Косьмы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап. Луки, св. вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Иоасафа Белгородского, мч. Трифона, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Александра Свирского, свт. Филарета Московского, свт. Иллариона (Троицкого), прп. Амвросия Оптинского, прп. Оптинских Старцев: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия "Старшего", Исаакия I, Иосифа, Варсонофия, Анатолия "Младшего", Нектария.
Источник: сайт Андреевского благочиния
Ныне существующий храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение Храма состоялось в 1751-53 гг. Старая деревянная Знаменская церковь была разобрана за ветхостью. Вслед за новой церковью стал возводиться новый усадебный дом в стиле барокко, с великолепно развёрнутой парадной лестницей, ведшей непосредственно на бельэтаж, и широким пандусом со стороны сада. Был разбит регулярный парк с аллеями, прудами, павильонами и беседками, так что всё в целом составило регулярно спланированный дворцово-парковый ансамбль имения. Смерть Ф.А. Лопухина в 1757 году приостановила строительство. Работы продолжались главным образом в регулярном саду с прудами. Вдова Лопухина Вера Борисовна до конца не расставалась с Ясеневым. Село и поместье наследовал после нее ее сын, Василий Феодорович, женатый на А.П. Гагариной.
После векового владения Лопухиных имение перешло к князьям Гагариным. Документы свидетельствуют, что в 1812 г. Ясеневским помещиком был Павел Гавриилович Гагарин, снарядивший на свои средства от Ясенева 23 крестьян-ополченцев, причем он наследовал во владении своему отцу Гавриилу Петровичу в 1808 г.
9 июля 1822 г., в церкви села Ясенева состоялось венчание Марии Николаевны Волконской и подполковника Николая Ильича Толстого - родителей писателя Льва Толстого и его сестры Марии Николаевны, монахини Шамординского монастыря (окончившей там дни своей земной жизни схимонахиней Марией и похороненной на монастырском кладбище). Праздновать свадьбу молодые отправились в соседнюю усадьбу Знаменское-Садки, к матери невесты Екатерине Димитриевне, сестре владельца усадьбы Ивана Димитриевича Трубецкого. На свадьбу приехали из другой соседней с Ясеневым усадьбы Узкое её владельцы Толстые - родственники жениха.
С именем князя С.И. Гагарина связано приобретение Ясеневским храмом своего настоящего вида. Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела. Он представлял собой бесстолпную кубическую церковь центрической композиции с 8-гранным барабаном, прорезанным 8-ю же окнами, и увенчанным куполом. Следующей ступенью в истории возведения храма стала двухэтапная его реконструкция, проведённая в период владения Ясеневым князя Сергея Ивановича Гагарина.
В 1832 г. к храму были пристроены тёплый (сам храм был холодным) боковой, с отдельным входом, придел в честь св. вмц. Варвары - небесной покровительницы супруги князя, и колокольня, непосредственно примыкавшая к собственно храму.
В 1860-61 гг. была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. Так как придельный храм оказался непрочен, и одна стена покосилась, колокольня внутри была сильно сужена и в постройке не пропорциональна с храмом, а также для открытия хода в холодную церковь и большего удобства вместимости прихожан, было подано прошение в Московскую духовную консисторию на имя Святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского от священнослужителей Петропавловской церкви, её прихожан и владельца усадьбы о разрешении перестроить, вернее, заново построить двухпрестольный тёплый придел, сообщающийся с холодной церковью, и новую колокольню. Престолы в приделе (трапезной) предполагалось освятить в честь св. вмц. Варвары и преп. Сергия Радонежского - небесного покровителя самого владельца князя Сергея Ивановича. Прошение было удовлетворено, утверждён разработанный художником Калугиным проект. Но строительство растянулось во времени, и было завершено лишь в 1865 г., после кончины Сергея Ивановича (последовавшей в 1862 г.).
В результате реконструкции 1860-х годов храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до сегодняшних дней. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции "храм-притвор-колокольня", наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма.
В окончательном виде храм имел 3 престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящен 26 февраля 1826 г.), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящен святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским 20 октября 1861 г, частица св. мощей которого ныне находится в храме), и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящен епископом Дмитровским Николаем в 1832 г.).
После смерти С.И. Гагарина имение перешло к его дочери М.С. Бутурлиной (троюродной сестре А.С. Пушкина). Сыновья, наследовавшие ей в 1902 г., владели Ясеневым вплоть до революции 1917 г.
В 1924 году главный дом имения выгорел, от него сохранилась только лестница в стиле барокко. В 30-е годы закрыли и храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась.
В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам.
В 1989 г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов. С февраля 1997 г. храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. Настоятель - игумен Мелхиседек (Артюхин).
В храме находятся частицы мощей св. апостола Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмц. Варвары, св. вмц. Татианы, св. вмц. Екатерины, св. прав. Лазаря Четверодневного, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, бессер. Косьмы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап. Луки, св. вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Иоасафа Белгородского, мч. Трифона, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Александра Свирского, святителя Филарета Московского, свт. Иллариона (Троицкого), преп. Амвросия Оптинского (память его празднуется 10/ 23 октября), преподобных Оптинских Старцев: Льва (память 11/ 24 октября), Макария (память 7/ 20 сентября), Моисея (память 16/ 29 июня), Антония (память 7/ 20 августа), Илариона (память 18 сентября/ 1 октября), Анатолия "Старшего" (память 25 января/ 7 февраля), Исаакия I (память 22 августа/ 4 сентября), Иосифа (память 9/ 22 мая), Варсонофия (память 1/ 14 апреля), Анатолия "Младшего" (память 30 июля/ 12 августа), Нектария (память 29 апреля /12 мая).
Усадьба Ясенево XVII - XVIII вв.
Господский дом
Усадьба Ясенево XVII - XVIII вв
Западный флигель
Восточный флигель
Колокольный звон храма Петра и Павла возвещает всех посетителей о приближении к одному из самых древних населенных пунктов Подмосковья – Ясенево. Здесь, на границе столицы расположилась усадьба Ясенево.
Лопухины, Белосельские-Белозерские, Гагарины и Бутурлины – представители этих, известных княжеских родов владели в свое время усадьбой.
Храм Петра и Павла знаменит тем, что 9 июля 1822 года здесь венчались родители Льва Толстого граф Николай Ильич Толстой и княжна Мария Николаевна Волконская.
На всю Москву знаменит Битцевский парк, на территории которого и располагался каскад усадебных прудов, на данный период сохранилось всего лишь два. Освежающая зелень лесного массива сильно чувствуется в задыхающемся мегаполисе, именно поэтому Битцевский парк стал любимых местом отдыха москвичей.
В настоящее время, начиная с 1995 года, ведется реконструкция усадьбы, которая, к сожалению, включила только косметический ремонт. Территория усадьбы обнесена забором, никаких восстановительных работ не видно и в помине. Увы, в скором времени ситуация вряд ли изменится.
История названия усадьбы Ясенево
Название Ясенево возникло вовсе не потому, что здесь якобы была ясеневая роща. Как и названия многих других подмосковных усадеб, оно носит владельческий характер, поэтому в данном случае Ясень (Ясин) это мужское имя, по аналогии с такими именами, как Ива, Осина, Береза. Так звали одного из первых владельцев этой местности, который по легенде он был ключником князя Андрея Боголюбского и одним из его убийц (есть версия, что Ясин был выходцем с Кавказа и его имя является указанием на его национальность). В разное время бывшие владения Ясеня назывались Ясенье, Ясиновское, Ясеневское, Ясиново. Яснево и, наконец, трансформировались в привычное слуху Ясенево, ныне также название и всего района. Как и Черемушки Ясенево ассоциируется с современной застройкой, но более позднего времени - 1970-х гг.
История
Ясенево - один из самых древних населенных пунктов Подмосковья. Н.М.Карамзин предполагал, что оно упоминается еще в 1206 г. в одной из летописей при описании распрей удельных князей: "сретоша и братья у Ясенева", но первым документально известным владельцем Ясенева является великий князья Московский Иван Данилович Калита (ум. 1341). Оно упоминается около 1339 г. в одной из его духовных грамот, то есть завещании. Вплоть до конца XVI в. Ясенево принадлежало потомкам Калиты, в том числе Ивану Васильевичу Грозному (Ивану IV), в припадке гнева убившему своего старшего сына царевича Ивана Ивановича, которому и было завещано это село, в дальнейшем разделившее судьбу всех многочисленных царских владений.
Судя по тому, что Ясенево издавна значится селом, в нем периодически сооружали деревянные церкви, сменявшие одна другую, однако их посвящения неизвестны. При царе Михаиле Федоровиче в Ясеневе было сооружена деревянная церковь Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови - в 1628-1629 гг. в окладных книгах Патриаршего казенного приказа она значится "новоприбылой", то есть только что построенной. Позже царь подарил это село некоему Ананье - младшему сыну своего духовника, протопопа Благовещенского собора Максима. Этот Ананья был одним из приближенных его жены царицы Евдокии Лукьяновны, неоднократно получал от нее дорогие подарки, возможно, Ясенево было пожаловано ему по ходатайству царицы в связи с женитьбой в 1631 г. Как владелец этого села Ананья упоминается в документе 1635-1636 гг.
Ясенево ненадолго задержалось у Ананьи, вернулось в казну, но вскоре было подарено другому удачливому придворному - боярину и дворецкому князю Алексею Михайловичу Львову (ум. 1655). При нем в переписной книге 1646 г., в селе документально упоминается "двор боярский", т.е. усадьба, конный и скотный дворы. Церковь, видимо та, что была построена при царе Михаиле Федоровиче, называется несколько по-другому, чем раньше: Знамения Богородицы с двумя приделами: Николая Чудотворца и Софии и её дочерей. А.М.Львов выстроил при ней "колокольницу на столбах, на пять колоколов".
У А.М.Львова не оказалось наследников, Ясенево после его смерти в 1655 г., как выморочная вотчина, опять стало дворцовым, т.е. царским селом, принадлежавшем царю Алексею Михайловичу. В 1674 г. в Ясеневе была сооружено новое деревянное культовое здание, заменившее предыдущее. Оно, в свою очередь, состояло из двух церквей: верхней Знамения Богородицы, завершенной шатром и нижней Софии с дочерями. Кроме того, еще один шатер имел придел Николая Чудотворца. В селе крестьянскими избами, "государева воловенника" двор, два двора садовников и "26 дворов крестьянских, людей в них тож, у них же детей и братей и племянников и внучат и зятьев и шурьев и пасынков и захребетников 62 человека", что говорит о том, что Ясенево было одним из самых больших сел Подмосковья.
В 1690 г. Петр I пожаловал богатое Ясенево своему тестю боярину Федору (Иллариону) Авраамовичу (Абрамовичу) Лопухину (ум. 1713 г.). Поскольку тогда еще был жив его брат Иван Алексеевич (Иван V) то и им также была подписана жалованная грамота на Ясенево, полученная Ф.А.Лопухиным: "...та вотчина ему, боярину нашему Федору Авраамовичу, и его детям, и внучатам, и правнучатам, и в роды их неподвижно; и в той вотчине он, боярин наш Федор Авраамович, и дети его, и внучата, и правнучата по сей нашей царской жалованной грамоте вольны продать и заложити и в приданные дать; а в монастыри тое вотчины не отдавать".
Башня, находящаяся на церковном участке севернее церкви, сооружена в 1970-х гг. реставраторами. Документальных оснований для её строительства не имеется. Напротив входа в церковь стоит мало выразительный двухэтажный кирпичное здание, вероятнее всего, относящееся к середине XIX века. В краеведческой литературе и на государственной охране оно значится как дом причта. Однако согласно описи Ясенева, составленной в 1901 году при страховании имения в московском отделении первого Российского страхового общества, в этом здании находились "людские комнаты конного двора", а само оно как часть конного двора соединялось заборами с его другими постройками, стоявшими по периметру, и образовывавшими замкнутое пространство.
В справке Московской духовной консистории 1861 г. отмечено, что "…зданий, принадлежавших к сей церкви […] нет"). Кроме того, документально известно, что местные священнослужители имели в селе собственные дома. Бывший дом дьякона, оставшийся свободным после упразднения дьяконской вакансии в начале 1870-х гг. был куплен членом Московского общества любителей художеств коллежским асессором В.С.Раичем - владельцем "фотографического заведения" в Денежном переулке. Известно, что с 1871 года В.С.Раич работал как фотограф в деревне Мазилово, недалеко от Кунцева, которое тогда было популярной дачной местностью, что обеспечивало поток клиентов. Несмотря на это, фотоработы Раича встречаются не часто. "Людские комнаты" до передачи патриархии занимала музыкальная школа. Ныне они и церковь являются подворьем калужской Оптиной пустыни.
Ограда, окружающая большую территорию, выделенную подворью, возведена только в 1990-х гг. Её строительство в нарушение законодательства об охране памятников уничтожило северную часть подъездной дороги в усадьбу со стороны Новоясеневского проспекта, которая проходила между церковью и домом причта. Поэтому теперь перспектива усадьбы со стороны проспекта перекрыта. Дорога, ведущая к основным усадебным постройкам, делает большой поворот, огибая границы подворья, и только затем начинается её историческая часть. У этого поворота сохранилось одноэтажное здание конюшни, не имеющее точной датировки, однако его материал, белый камень, свидетельствует о древности здания. Конюшня значится на всех планах Ясенева, начиная с самого раннего -1766 г., и, следовательно, является постройкой середины XVIII в. В настоящее время конюшня используется по своему назначению, что встречается крайне редко. Небольшой участок рядом с ней огорожен для верховой езды.
Основные постройки усадьбы, замыкающие перспективу подъездной дороги, выглядят более чем непрезентабельно, по причине продолжающейся много лет и так и не завершенной реставрации. Барочные господский дом и соединенные оградой перпендикулярно поставленные флигеля, составляющие единый ансамбль с домом, но оформленные более сдержано, были сооружены в Ясеневе почти одновременно с церковью в середине XVIII в.
В первой трети XIX в. при Гагариных усадьба была перестроена: флигеля дополнили мезонинами и классицистическими портиками с колоннами, на господском доме появилась вышка бельведера и т.п. Составить подробное представление об основной усадебной постройке можно по той же страховой описи 1901 года. Согласно ей "дом каменный крытый железом в два этажа с мезанином снаружи внутри оштукатурен, нижний этаж со сводами, в нем кладовые и кухня с русской печью и очагом, во втором этаже и мезонине [бельведере - М.К.] печи голландские изразчатые, стены клеены обоями, полы паркетные дубовые и сосоновые и сосновые крашенные оконные рамы, двери и лестница в мезонин сосновые и крашеные, приборы [дверные и оконные - М.К.] медные и железные. К дому примыкает каменное крыльцо с каменной лестницей для входа во второй этаж и при втором этаже два балкона: один деревянный, другой каменный с шестью каменными оштукатуренными колоннами и при нем каменный пандус для схода в сад. Занят [дом] бывает самой хозяйкой [М.С.Бутурлиной - М.К.] в летнее время".
В таком виде без существенных изменений Ясенево просуществовало до пожара 1924 г. "Усадьбы этой больше нет, она ушла за несколько лет до смерти Владимира Васильевича [Згуры]. Здесь помнится старый дом с чертами елисаветинского барокко в кустах цветущей сирени, регулярный французский парк с деревьями-старожилами. Так и не пришлось туда съездить вновь, чтобы снять эту удивительно красивую усадьбу", - вспоминал А.Н.Греч о поездке в Ясенево вместе с первым председателем Общества изучения русской усадьбы В.В.Згурой, погибшим в Феодосии во время Крымского землетрясения 1927 г.
Руины основного здания начали разбирать в начале 1930-х гг. - т.к. тогда на этом месте предполагалось строительство здания дома отдыха. Возможно, здесь сыграло определенную роль наличие по соседству известного санатория, расположенного в Узком. Вскоре эта идея умерла, как впоследствии строительство зоопарка в окрестностях Ясенева, но от бывшего господского дома частично уцелел лишь цокольный этаж и подвал, использовавшийся как овощехранилище. Флигеля вплоть до сноса деревни Ясенево были жилыми. Ограда между ними восстановили только во 2-й половине 1970-х гг.
Одновременно по проекту архитекторов Г.К.Игнатьева и Л.А.Шитовой на месте господского дома был выстроен новодел, имитирующий его внешний вид на момент строительства, то есть на середину XVIII в. (оштукатурен только в 1995 г.). Поскольку барочные усадьбы достаточно редки, реставраторам посчитали заманчивым получить, т.е. фактически построить заново еще одну. В соответствии с этим замыслом были снесены подлинные мезонины и портики флигелей.
Поскольку материалов для достоверного воссоздания второго этажа дома оказалось недостаточно, использовались аналоги: господские дома в Глинках, Лопасне и других местах. Белокаменный декор заменил специальный бетон. Подобные "натяжки" были допущены и при воссоздании других частей здания: вместо сводов в боковых крыльях были устроены плоские железобетонные перекрытия, формы слуховых окон, парапета над центральным ризалитом и печных труб заимствованы с петербургских зданий, зачастую сохранивших аналогичные детали уже в редакции XIX столетия и т.п… Тем не менее, этот характерный для нашего времени пример псевдореставрационной "клюквы" имеет статус памятника архитектуры и находится на государственной охране.
Существовал и второй проект, более достоверный: восстановить здание таким, каким оно было в XIX - начале XX вв., но его отвергли. В итоге безвозвратно оказалась утрачена и историко-культурная среда Ясенева того времени. К сожалению, при принятии решения не было учтено и современное градостроительное положение усадьбы. Ее окрестности застроены с севера, юга и запада новыми панельными домами, а непомерно вверх разросшийся парк почти полностью закрывает вид новодела, тогда как бельведер, поднявшийся над деревьями, хотя бы указывал его место - недаром Ясенево до пожара было видно с достаточного расстояния.
Целью воссоздания господского дома усадьбы Ясенева оказалось всего лишь его использование под склад стройматериалов,ныне принадлежавший государственному реставрационному объединению "РЕСМА".
К сожаланию, реставрационные работы в Ясеневе так и не доведены до конца, поэтому усадьба окружена строительными заборами и временными сооружениями, что сделало этот редкий образец довольно раннего периода усадебного строительства малопривлекательным.С запада, юга и востока основные усадебные постройки Ясенева окружает старый парк, переходящий в лес. Еще в 1920-х гг. он являлся прекрасным примером французских регулярных насаждений, но к настоящему времени сильно зарос и запущен. В парке частично сохранились аллеи, группы и отдельные экземпляры старых деревьев, в т.ч. дуб, про который ходит легенда, что под ним любил сидеть Петр I. Очевидно, этот дуб упоминается в дневнике М.П.Погодина, описавшего прогулку в Ясенево из Знаменского-Садков, устроенную 7 августа 1822 г. Трубецкими и их гостями, где все "знаменское общество" "…отдыхало на "печальной лужайке" между тремя аллеями перед Ясеневским прудом под старым ветвистым дубом".
Еще несколько крупных экземпляров дуба черешчатого растут вдоль забора, окружающего так называемую деревянную "дачу Коллонтай", расположенную юго-восточнее основных построек усадьбы. Длинная липовая аллея ведет от них на восток в сторону леса. Некогда она завершалась беседкой. Аллеи также идут по периметру парка. Из цепи прудов, ограничивающих территорию Ясенева с запада, со стороны бывшей деревни лишь один находится в более-менее приличном виде. К югу от господского дома частично сохранился открытый партер. От него в сторону Знаменского-Садков ведет аллея, современным продолжением которой является улица Инессы Арманд (до 1987 г. часть Соловьиного проезда). Остатки аллеи сохранились на "зеленом островке" по середине её проезжей части. На плане 1766 г. именно она названа дорогой из села Ясенева на мельницу, находившуюся примерно в районе Московской кольцевой автодороги, прокладка которой отрезала от Ясенева его южную часть.
Еще в 1-й половине ХХ в. ныне заросший парк Ясенева оставлял совсем другое впечатление. "Быть может, каждая русская усадьба связывается в памяти с теми или иными цветами. В Ершове это незабудки, в Остафьеве и Белкине - водосборы, в Ясеневе - сирень, - вспоминал А.Н.Греч. - Здесь заросли сирени непроходимой чащей окружают пруды, спадающие террасами, пруды, несущие на зеркальной поверхности своей благоухающие лепестки обсыпающихся цветов. Верно, бесконечное количество лет вырастали побег от побега эти сиреневые заросли, быть может, в основе своей современные древним липам парка. Старые, дуплистые деревья, точно готовые распасться на части под тяжестью своих ветвей и крон, образуют правильные, расходящиеся геометрическим узором аллеи типично французского в своей планировке парка. Но именно в вольном росте этих регулярных насаждений заключатся своеобразная прелесть старинных русских парков, тот непредвиденный их украшателями вид, который столь пленяет по миновании более чем вековой их жизни".
Как характерную черту некогда свойственную Ясеневу, отметим и наличие большого оранжерейного хозяйства, существовавшего еще на рубеже XIX-XX веков и, скорее всего, бывшего убыточным. Рядом с западным флигелем находится фундамент здания оранжереи, которое значится на госохране вместе с домом и флигелями, как якобы существующая постройка.
С сокращениями
Усадьба «Ясенево» - одна из старейших усадеб города Москва. Одним из строений усадьбы является храм первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые исторические сведения и документы с описанием храма датируются началом XVII века. При царе Михаиле Федоровиче в Ясеневе была сооружена деревянная церковь мученицы Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови - в 1628-1629 гг. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа она значится "новоприбылой" (только что построенной).
В 1674 г. Алексей Михайлович приказывает построить в Ясеневе рядом со старой церковью новую большую и "дивно изукрашенную" церковь. Она состояла из двух церквей: верхней - Знамения Пресвятой Богородицы, завершенной шатром, и нижней - мученицы Софии и ее дочерей. Еще один шатер имел придел святителя Николая Чудотворца. Назвали ее церковью Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и мученицы Софии и её дочерей. Вот ее описание: "...село Ясинево на пруде, а в нем церковь Знамения Пресвятой Богородицы деревянная, верх шатровый, с папертью, да у той церкви церковь другая во имя святыя великомученицы Софьи, да по правую сторону церкви внизу придел Николая Чудотворца, на паперти лестница всходная, а под нижним рундуком верх шатровый; настоящая церковь и нижние церкви, алтарь и придел и паперть крыты тесом, а кресты обиты белым железом, строение великого государя, а строена 182 году (1674); у церкви той двери деревянные створчатые". Боярин, князь А.М. Львов на свои деньги выстроил при ней "колокольницу на столбах, на пять колоколов" и оплатил украшения к иконостасу, а также рукописную книгу "Апостол". Старая церковь Знамения в Ясеневе последний раз упоминается в 1751 году.
В 1751 году Ф.А. Лопухин получил право строительства ныне существующей церкви - очень монументальной барочной постройки. Дата завершения работ неизвестна, строительство продолжалось несколько лет. Поэтому самая старая постройка Ясенева - церковь относится примерно к первой половине 1750-х гг.
Церковь сохранилась и в Отечественную войну 1812 года. Тогда в Ясеневе побывали французские части, выступившие из Москвы по старой Калужской дороге.
В Ясеневе в церкви Петра и Павла 9 июля 1822 состоялось одно из самых примечательных событий. Тогда в присутствии семьи владельца С.И. Гагарина, а также соседних помещиков графов Толстых и князей Трубецких, венчались граф Николай Ильич Толстой (1795-1837) и княжна Мария Николаевна Волконская (1790-1830) (родители Л.Н.Толстого), о чем свидетельствует запись в метрической книге, хранящейся в Центральном историческом архиве г. Москвы.
С именем князя С.И. Гагарина связано приобретение церковью Петра и Павла своего настоящего вида. Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела. Он представлял собой бесстолпную кубическую церковь центрической композиции с восьмигранным барабаном, прорезанным восемью же окнами, и увенчанным куполом.
В 1832 г. к храму были пристроены тёплый (сам храм был холодным) боковой, с отдельным входом, придел в честь св. вмц. Варвары - небесной покровительницы супруги князя, и колокольня, непосредственно примыкавшая к храму.
В 1860-61 гг. была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. Выяснилось, что "придельный храм сей, не имея сводов, не прочен, и по заметному уклонению одной стены угрожает опасностью; колокольня входом на оную внутри сильно сужена, и в постройке не пропорциональна с храмом…". Было подано прошение в Московскую духовную консисторию о разрешении заново построить двухпрестольный тёплый придел, сообщающийся с холодной церковью, и новую колокольню. Прошение было удовлетворено, утверждён разработанный художником Калугиным проект. Строительство было завершено в 1865 г.
В результате реконструкции 1860-х годов храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до сегодняшних дней. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции "храм-притвор-колокольня", наиболее распространённому среди храмов, построенных в это время в России.
В окончательном виде храм имел три престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящен 26 февраля 1826 г.), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящен святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским 20 октября 1861 г, частица св. мощей которого ныне находится в храме), и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящен епископом Дмитровским Николаем в 1832 г.).
В 30-х годах храм закрыли и использовали под склад, затем он никак не использовался. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX века, не сохранилась.
В 1973-76 годах храм был внешне отреставрирован, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Башня, находящаяся на церковном участке севернее храма, сооружена в 1970-х гг. реставраторами. Напротив входа в храм стоит маловыразительное двухэтажное кирпичное здание, относящееся примерно к середине XIX века. Согласно описи Ясенева, составленной в 1901 году при страховании имения в московском отделении первого Российского страхового общества, в этом здании находились "людские комнаты конного двора", а само оно как часть конного двора соединялось заборами с его другими постройками, стоявшими по периметру, и образовывавшими замкнутое пространство. "Людские комнаты" до передачи патриархии занимала музыкальная школа. А в 1989 году храм с «людскими комнатами» возвращен Православной Церкви и передан приходу, все внутреннее убранство современное. В 1990-х гг. облик храма изменило привнесение элементов декора: дверные порталы, кресты над окнами и т.п. С 1997 года храм стал Московским подворьем Свято-Введенской Оптиной Пустыни.