Путешествие в белград на выходные. Как доехать из аэропорта николы теслы в белград Как добраться от аэропорта до города
Из Словении в Москву я летела через Белград (или, по-сербски, Београд). В столице Сербии у меня была долгая стыковка между рейсами, которой я воспользовалась, чтобы познакомиться с достопримечательностями Белграда.
От аэропорта Николы Тесла до центра города ходят два вида автобусов: экспресс А1 и городской автобус № 72. Остановка — напротив выхода из здания аэропорта. Расстояние от аэропорта до центра Белграда — 18 км.
Билеты можно купить у водителя. В аэропорту я поменяла 10 евро на сербские динары, ими и расплатилась. Билет на 72-й автобус стоил 90 динар, на шаттл — 300 (100 динар ~ 60 рублей).
В светлое время суток и экспресс, и 72-й — ходят практически каждые 20 минут. Туда я ехала на 72-м, обратно — на экспрессе. Писали в отзывах, что 72-й делает много остановок. По времени на 72-м вышло минут на 10 подольше.
А1 по пути делает 3 остановки: одну в Нови-Београде (Фонтана-Парижская коммуна) и две — в Старом городе (на ж/д вокзале и на Трг Славии). От Трг Славии, конечной остановки А1, близко до церкви Св Саввы, музея Николы Тесла, Парламента.
У 72-го автобуса конечная «Зелени Венац» (овощной рынок), от которого минут 5-10 до площади Теразие и до начала улицы Князя Михаила. Я бы посоветовала начать маршрут с улицы Князя Михаила и крепости Калемегдан, к которой эта улица как раз и выводит.
Официальный сайт белградского аэропорта — https://www.beg.aero/. Там можно посмотреть расписание, схему движения и уточнить текущие цены на билеты.
Карта Белграда с достопримечательностями
Первые впечатления от Белграда
Итак, в аэропорту я села на автобус и поехала в город.
Перед поездкой я читала отзывы о Белграде, какой он красивый и интересный, но городская застройка, проплывающая перед моими глазами за окнами автобуса, никак этого не подтверждала. Напротив, после уютной Любляны (столицы Словении), после задорного, молодцеватого (столицы Хорватии) Белград выглядел неухоженным и запущенным. Из благополучного евро-социума я переместилась в полу-азиатский — полу-цыганский город. А ведь не так давно все эти города принадлежали одной стране — Югославии.
Другой уровень жизни ощущался и по виду улиц, и по одежде жителей. Униформа молодых девушек – узкие джинсы, кеды и футболки. Многие мужчины были одеты в спортивные костюмы.
Сначала автобус ехал по Нови-Белграду, потом по Бранкову мосту пересек реку Саву – мы переместились в Старый город. Но за окнами мало что изменилось.
Рядом со мной сидел дедушка, хорошо говоривший по-русски. Он подсказал, на какой остановке выходить («Зелени Венац»).
Вышла. На остановке грязно, в подземном переходе страшновато.
Дошла до Теразие, широкой центральной улицы, главным украшением которой является отель «Москва» — здание в стиле «сецессион».
Рядом с отелем «Москва» стоит фонтан Теразийская Чесма, построенный итальянцами в 1860-м году.
Другие дома на Теразие выглядят мрачновато.
Улица Князя Михаила
От Теразие начиналась улица Кнеза Михаила – широкая пешеходная улица с солидными домами. Картина разительно изменилась. Я воодушевилась и приготовилась восхищаться.
Действительно, на улице Кнеза Михаила много замечательных в плане архитектуры зданий, построенных в 70-80-х годах 19 века (все тот же «сецессион», влияние Вены и Будапешта).
Посередине улицы установлены лавочки.
Провода сплелись в паутину
Улица, более строгая и официальная в начале, ближе к парку Калемегдан заполняется столиками летних кафе.
В итоге, улица Кнеза Михаила стала для меня самым примечательным и красивым местом Белграда.
Кстати, и сам город зародился на этом месте: здесь был центр римского поселения Сингидунум.
Белградская крепость Калемегдан
Улица Кнеза Михаила вывела меня к главной достопримечательности Белграда – парку Калемегдан и Белградской крепости. День был воскресный, в парке и по крепости гуляло много народа.
По-турецки Калемегдан обозначает поле между крепостью и городом (другое толкование – поле боя). Кале — крепость, мегдан (майдан) — поле.
Высоченный утес (125 м) в месте впадения реки Савы в Дунай и широкое плато наверху – идеальное место для устройства крепости, и первую крепость на этом месте возвели римляне в 1-м веке н.э. Потом крепость разрасталась, укреплялась, перестраивалась каждым новым хозяином. А хозяева менялись очень часто.
Вся история этих мест – бесконечная череда сражений, разрушений и возрождений. Римляне, гунны, Византия, авары, славяне, венгры, болгары. 1284 год – впервые городом управляют сербы (недолго и чередуясь с венграми). С 1521 – то турки, то австрийцы. 1867 – Белград наконец стал сербским. В первую Мировую войну был оккупирован Австро-Венгрией. 1918 — Белград объявлен столицей сербов, хорватов и словенцев.
1941 – бомбили немцы. 1944 – бомбили союзники. 1999 – бомбили американцы. Просто рок какой-то.
Сейчас Калемегданом называют и парк перед крепостью, и саму Белградскую крепость. Крепость состоит из двух частей: на плато расположена верхняя часть, затем идет резкий спуск к подошве холма, и там, возле Дуная, находится нижняя часть крепости. Выстроена крепость из кирпича. Хотя на схеме она изображена с белокаменными стенами.
Для сербов это место знаменательно тем, что именно здесь в 1867 году турки признали свое окончательное поражение и передали город сербам. Турецкий султан вручил ключи от крепости князю Михаилу Обреновичу, и сейчас на этом месте стоит памятник Сдачи ключей Белградской крепости. Князь Михаил является ключевой фигурой истории Сербии.
Есть еще перед крепостью вот такой экспрессивный памятник, поставленный в знак благодарности Франции за помощь в Первой Мировой войне.
Чтобы попасть в крепость со стороны парка, надо пройти трое ворот.
Сначала по мосту переходим на равелин — треугольное фортификационное сооружение перед главными воротами.
Во рву равелина сейчас расположены теннисные корты.
С равелина переходим к Стамбульским воротам. Но и это еще не все.
Пространство между второй и третьей стенами заполнено военной техникой. В крепости находится Военный музей, и часть техники выставлено во рву под крепостными стенами.
Внутри стены – касса. Гулять по крепости можно бесплатно, но на территории Калемегдана находится несколько объектов, на посещение которых надо купить билет. Это башни Сахат и Небойша, римский колодец и пороховой склад. Стоит единый билет 400 динар (~240 рублей).
Первый платный объект находится сразу у входа в крепость — это Сахат кула, или Часовая башня.
Надо подняться на крепостную стену, а потом залезть на башню. Впрочем, Сахат кула невысокая.
С нее хорошо видно участок стены возле главных ворот.
Вот так брутально выглядит Военный музей:
Вид на Военный музей
Внутри крепости парк продолжается. Гуляя по нему, все время натыкаешься на остатки фундаментов, фрагменты строений.
Верхняя часть крепости заканчивается парапетом вдоль кромки утеса, откуда хорошо видны нижняя часть крепости, реки Сава и Дунай и лежащий напротив крепости Большой Ратный остров.
Дунай в Белграде – тягучий, полноводный, вальяжный. Тем летом мои путешествия несколько раз приводили меня на берег Дуная – начиная от и кончая . Под Веной река молода и проворна, в Будапеште Дунай набирает солидность, в Белграде он могуч и величав.
Если идти вдоль края утеса направо, то попадаешь к Деспотовым воротам.
Деспотовы ворота
Ворота названы в честь деспота Стефана Лазаревича.
Для нас слово «деспот» сродни «тирану», но у древних греков оно означало «господин, хозяин». Сербское государство в 16-17 вв называлось — «Сербская деспотия». Стефан Лазаревич стал первым деспотом этого государства.
Пересечение наших языков позволяет понимать надписи и даже порой что-то выяснить. Но на наш слух сербский язык кажется простоватым и немного наивным. Вот, например, названия на карте города: «памятник Васе Чарапичу», «Капитан-Мишино здание», «пешачка зона».
За Деспотовыми воротами находится ров, через который переброшен длинный деревянный мост.
Мост выводит к самым могучим воротам Белградской крепости – воротам Зиндан 1450-го года постройки.
От них начинается мощеный булыжником проход, зажатый меж двух крепостных стен, выводящий к невысокой, угловой башне.
Пройдя этот укрепленный угол с тремя башнями, выходим к живописному участку парка.
Справо от стены находится Белградский Зоопарк.
Слева, чуть ниже крепостных стен, на небольшой площадке посреди склона, стоят церковь Ружица и часовня Св. Параскевы Пятницы (Svete Petke). Это целый комплекс, хотя и очень компактный, включающий в себя, помимо церкви и часовни, галерею и крытую колоннаду.
Пожалуй, это самое многолюдное место крепости. В церкви Ружица народ стоял вплотную друг к другу. Впрочем, и размером она небольшая.
Росписи и мозаики — в непривычной для нас манере. Напоминают иллюстрации в детских сказках.
Вот такой Иисус: курносый, простоватый, с огромными глазами.
От церковного комплекса дорожка спускается в нижнюю часть крепости.
Проходим мимо бывшего турецкого хамама,
мимо ворот Карла VI-го,
мимо караульного помещения – до башни Небойши, второго музейного объекта, входящего в билет.
Я очень вовремя подошла к этой башне, так как в одно мгновенье погода испортилась: небесные хляби разверзлись, и хлынул ливень.
В башне Небойша устроен музей, он имеет несколько уровней-этажей и посвящен турецкому периоду крепости.
Когда-то башня Небойша имела таможенные функции и регулировала проход кораблей к городу – к башне был прикреплен конец цепи, перекрывавший проход через реку. Использовалась она и как тюрьма.
Ливень продолжался так долго, что я на некоторое время сама почувствовала себя пленницей Небойши.
Наконец, устав слоняться по башне, я вышла под дождь и отправилась на другой конец нижних укреплений. Начался подъем в гору, и вскоре я уже входила под своды Порохового склада – третьего объекта музейного билета. Пороховой склад напоминал катакомбы и был заполнен преимущественно саркофагами и могильными плитами.
От Порохового склада мощеная булыжником дорожка-лесенка поднималась к верхнему уровню крепости.
Я опять оказалась наверху, уже в южной части крепости. Здесь над местностью главенствовал памятник в виде обнаженного мужчины на высоком столбе-постаменте. Называлась эта композиция «Победник». Установлена в 1928 году в честь победы под Солунью в 1918 году.
От Победника открывался широкий обзор на Новый Белград и Саву.
Рядом со смотровой площадкой, почти вросший в землю, виднелся купол – и это оказался четвертый музейный объект: Римский колодец, который меня просто поразил своей мощью.
Некоторое время подбираешься к нему как бы по спирали.
Над колодцем – купол (подобный купол был над турецкой ).
В глубину холма уходит ствол колодца.
В общем, колодец впечатляющий. «Какие римляне!» — восхитилась я. А потом прочла, что колодец перестроен австрийцами в 1717 во время реконструкции крепости. Колодец глубиной 60 метров. Две спиральные лестницы вокруг него спускаются на глубину 35 метров.
Ж/д и автобусные билеты в Европе - и
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.
Планируете посетить Белград, столицу Сербии, город, расположенный на слиянии двух рек – Дуная и Савы? Раз так, то постараюсь вам рассказать об основных достопримечательностях города, где лучше остановиться, погулять, а куда зайти вкусно поесть и немного выпить. В общем – «Добро пожаловать в Белград» или, как говорят сербы, «Добродошли у Београд!»
Виза, страховка, местная валюта
Для посещения Сербии гражданам России требуется действующий заграничный паспорт, виза не нужна . Срок безвыездного нахождения в стране ограничен 30, при наличии обычного паспорта, и 90 днями, если вы счастливый обладатель дипломатического или служебного паспортов.
Медицинская страховка для туристических поездок в Сербию не нужна. Но не рекомендую отправляться за рубеж без ее оформления. Наличие страхового полиса поможет избежать значительных денежных трат при возникновении непредвиденных медицинских расходов во время путешествия. Сравнить предложения страховых компаний и быстро оформить полис через Интернет поможет лично проверенный сервис Cherehapa .
Валюта – сербский динар. 1₽ соответствует 1.71 динара. 1€ равен 118,5 динарам. Актуальный курс динара по отношению к другим валютам доступен на сайте Национального банка Сербии . В пункте «Datum (dd.mm)» укажите дату, а в «Vrsta» выберите «Srednji kurs».
Где и как выгодней купить динары? При наличии банковской карты Visa или Mastercard Сбербанка лучший способ обзавестись динарами - снять в банкомате в местном отделении Сбербанка. Точки расположения банкоматов на карте Белграда показаны здесь . Комиссия за операцию отсутствует.
Если вы владелец карты банка Интеза, то можете получить наличные без комиссии в банкоматах Banca Intesa .
При отсутствии платежных карт Сбербанка или банка Интеза можете обналичить деньги в любом банкомате, в центре Белграда их множество, но, скорее всего, придется заплатить комиссию за снятие.
В Белграде также присутствует отделение и банкомат «ВТБ», видел рядом с гостиницей «Москва», но здесь комиссию берут, даже при использовании своих банковских карт.
Как добраться до Белграда?
На самолете. Это самый очевидный и быстрый способ оказаться в Белграде. По маршруту Москва (SVO) – Белград (BEG) – Москва (SVO) осуществляют регулярные перевозки авиакомпании «Аэрофлот» и «Air Serbia». Продолжительность полета 2 часа 30 минут. Несмотря на то, что прямых рейсов достаточно много, стоимость авиабилетов Москва – Белград и обратно в среднем составляет более 15 тыс. рублей. Цена билета на рейс с пересадкой может быть на 2000–3000₽ ниже (часто встречается у турецкого лоукостера Pegasus с продолжительной стыковкой в Стамбуле), но, скорее всего, за время пересадки вы потратите больше, чем сэкономили на билетах.
Авиакомпания «Air Serbia» в 2018 году в свое летнее расписание вновь включила прямой рейс из Белграда в Санкт-Петербург и обратно. Перелеты осуществляются по вторникам, четвергам и субботам, а время в пути составляет 2 часа 40 минут.
Подобрать недорогие авиабилеты в Белград можно на надёжном сайте aviasales.ru , а также через форму, расположенную ниже.
Минимальная стоимость авиабилетов Москва ↔ Белград и Санкт-Петербург ↔ Белград
Москва - Белград - Москва С-Петербург - Белград - С-Петербург
На поезде. На данный момент железнодорожное сообщение между Москвой и Белградом отсутствует.
Аэропорт «Никола Тесла Белград». Как добраться до центра города?
Международный аэропорт «Никола Тесла Белград», расположенный в 18 км к западу от центра столицы Сербии, - крупнейшая воздушная гавань страны. С 2006 года носит имя известного физика и изобретателя Николы Тесла. Ранее именовался по своему расположению - «Аэропорт Белград» или «Аэродром Сурчин».
В аэропорту Белграда предполетный досмотр осуществляется на выходе перед посадкой.
Во внутренней зоне имеется курительная комната, расположенная в районе гейта А6.
Добраться из аэропорта в город как можно тремя способами:
- на специальном экспрессе,
- на городском автобусе,
- на такси.
Экспресс. Автобус А1 следует по маршруту аэропорт – железнодорожный вокзал Белграда (ул. Немањина) – площадь Славия. Остановка располагается слева от выхода из здания аэропорта. Стоимость проезда 300 динар, оплата водителю. Время в пути около 30 минут. На площади Славия остановка экспресса А1 возле одноименной гостиницы.
Расписание движения автобуса А1 по маршруту Аэропорт «Никола Тесла» — Площадь Славия
Городской автобус. Автобус 72 отправляется от остановки, расположенной возле входа в терминал 1: выходите из зоны прилета, слева по лестнице или эскалатору поднимаетесь на второй этаж (зал регистрации, терминал 2), выходите на улицу и идете влево метров 40. Городской автобус 72 следует по маршруту аэропорт «Никола Тесла Белград» – «Зелени Венац», прямо в центр Белграда. Стоимость билета у водителя 150 динар, при оплате картой «Бус Плюс» 89 динар. Время в пути 35–40 минут, но сильно зависит от загруженности дорог.
Расписание движения автобуса 72 по маршруту Аэропорт «Никола Тесла» - Зелени Венац
Такси. Здесь, как и в других аэропортах, много таксистов, которые хотят наживиться на прилетающих туристах. Нормальная цена от аэропорта до центра города – €15, до Земуна – €10. Примерно такую стоимость поездки и установило руководство аэропорта для официальных перевозчиков. Заказать машину можно на специальной стойке «Taxi info», расположенной в зале выдачи багажа. Точную стоимость поездки в зависимости от места назначения можно посмотреть по ссылке . Обратите внимание, что платить намного выгоднее в динарах, чем в евро.
Ещё один вариант – на автобусной остановке 72 маршрута самостоятельно договориться с таксистом, который только что привёз пассажиров из города, но разница в цене будет невелика.
При незнании сербского или английского языков, позднем прибытии или путешествии группой или с детьми (когда требуется детское кресло), воспользуйтесь услугами международной службы заказа трансферов – KiwiTaxi и закажите такси онлайн . Водитель встретит вас при выходе из зоны прилёта с именной табличкой и отвезёт в заранее указанное место без лишних вопросов.
Обратите внимание! В аэропорту Белграда предполётный досмотр осуществляется перед самими выходами на посадку. Поэтому, чтобы не переплачивать за напитки в кафе, расположенном за пределами пограничного контроля, можно приобрести их в киосках аэропорта перед ним и пронести в зону ожидания. К слову, перед ночным вылетом в Москву большинство магазинов в аэропорту уже закрыто, но в глубине терминале 1 (вход напротив автобусной остановки 72 маршрута), по пути к туалету, найдёте работающий.
Общественный транспорт: способы оплаты
В Белграде хорошо развита сеть общественного транспорта. На улицах города вы встретите автобусы, троллейбусы и трамваи.
Для оплаты проезда требуется приобрести бумажную (40 динар) или пластиковую (250 динар) смарт-карту «БусПлюс» в любом из уличных киосков и там же пополнить её. Бумажный вариант отлично подойдёт для туристов, т. к. карту можно пополнить на количество дней нахождения в Белграде — 1, 3 или 5, а число поездок в этот период не лимитировано. Обратите внимание, что время билета начинает «тикать» с момента покупки в киоске, а не первого прикладывания к валидатору. Стоимость:
- 1 день – 250 + 40 (карта) динар;
- 3 дня – 700 + 40 (карта) динар;
- 5 дней – 1000 + 40 (карта) динар.
Цены указаны для передвижения по 1 и 2 зонам, которые охватывают Белград и ближайшие населённые пункты. Например, аэропорт относится к 2 второй транспортной зоне. Графическая схема зон доступна здесь .
Пластиковая карта «БусПлюс» - электронный кошелёк, т. е. положили денежку, в транспорте приложили карту к валидатору, стоимость проезда 89 динар (1,2 зоны) списалась. По карте можно совершать групповые поездки. Для этого, перед тем как оплатить проезд, на валидаторе выберите иконку «Групна карта» и укажите количество человек от 2 до 5, затем приложить карту.
Групповая поездка по карте «БусПлюс»
Актуальная стоимость проезда на общественном транспорте доступна на официальном сайте БусПлюс .
Если у вас нет карты «БусПлюс», то за проезд оплатите водителю. Стоимость билета составит 150 динар.
Для планирования маршрута из точки А в точку Б на общественном транспорте рекомендую использовать сайт planplus.rs . Кликните на стрелочки справа от поисковой формы, выберите автобус. Затем уже на самой карте при помощи правой кнопки можно отметить точку отправления и прибытия, а сервис проложит маршрут на общественном транспорте.
Метро. Оно как бы существует, а как бы и нет. Проект просто заглох. Сейчас метро в Белграде представляет из себя 2 подземные станции Вуков Споменик на улице Рузвельта и Карађорђев парк недалеко от Собора Св. Саввы, через которые проходят электрички. Поезда ходят по 1–2 в час, поэтому, если хотите прокатиться, предварительно посмотрите расписание на сайте Србиjа Воз .
Такси. В Белграде много официальных компаний, оказывающих услуги такси. Их отличие от нелегальных заключается в наличие таксометра, а также информации о тарифах на перевозку. Обычно таксисты ожидают клиентов на оживлённых улицах, центральных площадях и в районе торговых центров. Машину также можно попробовать остановить взмахом руки, и, если водитель свободен, то он остановится. Перед посадкой в автомобиль уточните примерную стоимость поездки.
Самый надёжный способ заказать такси в Белграде – это позвонить оператору, который пришлёт машину и заранее объявит стоимость поездки, или воспользоваться приложением для смартфона.
Проверенные такси в Белграде
Компания | Сайт | Телефон | Приложение | Дополнительная информация |
---|---|---|---|---|
Beogradski Taxi | http://www.beogradski-taxi.com | 19801 | Android | |
Pink Taxi | http://www.pinktaxi.info | 19803 | Android
| |
Naxis Taxi | http://naxis.rs/ | 19804 | Android / iOS | Оплата картой |
В Белграде для заказа машины доступно 2 специальных приложения, аналога Uber, Car:Go (Android /iOS ) или Taxify (Android /iOS ). Car:Go местный и представлен только в столице Сербии, а вот Taxify – международный сервис, позволяет также заказать такси в Риге, Вильнюсе, Варшаве и других городах.
Где остановиться в Белграде
Сегодня от Booking.com пришло письмо с индивидуальной реферальной ссылкой. При бронировании по ней и вам, и мне начислят бонус 1000₽. Сама акция действует только на 10 бронирований, так что спешите воспользоваться. Ну, и сама ссылка: https://www.booking.com/s/35_6/d5f6d311 . Если еще доступны бронирования, то вы увидите внизу экрана:
Каждый раз, когда планирую поездку в новый для себя город, вторым, после покупки билетов, встаёт вопрос – где лучше остановиться, чтобы и не очень дорого, и недалеко от достопримечательностей? Лучшим местом проживания в Белграде является центр города – район пешеходной улицы Княза Михаила, Теразии и Краля Милана до пересечения с улицей Князя Милоша. Данную область отметил на карте, опубликованной в конце статьи. Здесь жилье найдётся всем: есть апартаменты и отели разной ценовой категории, а также бюджетные хостелы.
Отели в Белграде
Для подбора отеля, рекомендую использовать сайт Booking.com . Чтобы отсечь варианты расположенные вне центра города, отметьте слева пункт «Стари град». Но не забывайте, после выбора отеля, обязательно сравнивать стоимость проживания в разных системах бронирования, так как цена может значительно отличаться. Для этого используйте специальный сервис RoomGuru .
Возьму на себя право посоветовать лучшие отели для проживания в центре Белграда из разных ценовых групп: выше 100 евро, 50–100 евро и менее 50 евро за сутки проживания в стандартном 2-местном номере.
Отели дороже 100 €/ночь
- Boutique Hotel Townhouse 27 – современный бутик-отель, расположенный на тихой улице в центре Белграда. Просторные номера, безупречное обслуживание, доброжелательный коллектив и отличный завтрак, как итог, наивысшая оценка постояльцев в системе Booking.com.
- Zepter Hotel – стильный отель, расположенный в самом центре, на Теразии, в районе начала пешеходной улицы Князя Михаила. Для проживания предлагаются просторные, уютные, хорошо оснащённые номера. В отеле имеется спортивный зал, включён завтрак. Стоимость стандартных номеров чуть ниже чем в Townhouse 27, плюс часто встречаются спецпредложения.
- Square Nine Hotel Belgrade – единственный пятизвёздочный отель, расположенный в центре Белграда, всего в 50 метрах от улицы Князя Михаила. Роскошный отель может похвастаться своим спа-комплексом, который включает бассейн с морской водой, сауну и хамам, вместительными номерами и хорошим завтраком.
Отели от 50 до 100 €/ночь
- Hotel City Savoy – новый четырёхзвёздочный отель в центре города. Чистые современные уютные номера, хороший завтрак, небольшой спа-комплекс и доброжелательный персонал. Лучший вариант по отзывам на Booking.com среди отелей данной ценовой категории.
- Hotel Bohemian Garni – находится на одной из самых популярных улиц Белграда – Скадарлии. Именно здесь расположены самые известные национальные рестораны сербской столицы. Отель предлагает остановиться в современных просторных номерах с интересным дизайном. Стоимость проживания менее 60 евро, месторасположение, а также хорошие отзывы постояльцев делают данный вариант очень заманчивым.
- Hotel Opera – хороший отель в самом центре города – между площадью Республики и Скадарлией. Чистые, уютные номера с прекрасной ванной. Доброжелательный персонал. Отличное соотношение цена - качество.
Отели до 50 €/ночь
- Hotel Garni Petrov – единственный отель, находящийся в рекомендуемой центральной части города и соответствующий данному ценовому диапазону. Расположен на улице Цетинска немного дальше от Площади Республики, чем Hotel City Savoy, на территории бывшего пивоваренного завода. Сейчас здесь множество клубов и дискотек. Если вы планируете много гулять и рано спать, то место явно вам не подходит, а вот, если «зажечь», тогда смело бронируйте. В отеле предлагают вместительные двух- или трехместные номера по очень хорошей цене.
- Hotel Tash Belgrade – располагается рядом с парком Ташмайдан в здании спортивного центра. Обратите внимание, в отеле доступны номера для курящих и нет. Какой требуется вам, нужно указать в комментариях при бронировании. Низкая цена и расположение – главные плюсы отеля Таш в Белграде.
Hotel Slavija – или «последний из могикан». Старый отель, часть номеров давно не ремонтировалась. Но стоимость – от 16 и 30 евро за одноместный и двухместный номера соответственно, расположение – площадь Славия, да и горячий завтрак делают его довольно неплохим и очень бюджетным местом, где можно провести пару ночей. Рядом с отелем находится остановка экспресса А1, который следует из/в аэропорт, поэтому добираться очень удобно. В 5 минутах ходьбы одна из главных достопримечательностей Белграда – Собор Cвятого Саввы.
Обратите внимание! В теплое время года в Белграде можно остановиться в интересном месте, прямо на реке – в отеле или хостеле, расположенном на знаменитых белградских плотах — понтонах в районе, где Сава сливается с Дунаем. Плюсы такого размещения – природа, свежий воздух и красивый вид из окна. И все это совсем недалеко от центра, до которого можно прогуляться даже пешком. Интересно? Обратите свое внимание на San Art Floating Hostel & Apartments , ArkaBarka 2- Floating Dream Apartments и их хостел .
Хочется сказать ещё про один отель – Royal Hotel. Он расположен в самом центре, рядом с улицей Князя Михаила и Калемегданом. Остановиться там можно было по цене Славии, особенно выгодно было брать двухместный номер. Но сейчас этот отель закрыт на ремонт, а когда откроется и что из себя будет представлять, не известно.
Апартаменты, квартиры
Арендовать апартаменты, снять квартиру в Белграде можно также через Booking.com , вариантов масса – слева в блоке «Популярное» выберите «Старый град», а «Тип размещения» – «Апартаменты». Здесь очень много хороших вариантов до €50 за ночь.
Второй вариант – воспользоваться сервисом Airbnb. К слову, если вы там ещё не зарегистрированы, то сделайте это по ссылке www.airbnb.ru/c/226361 и получите скидку 1500₽ на первое бронирование. Вот несколько интересных вариантов размещения:
- https://www.airbnb.ru/rooms/11818894
- https://www.airbnb.ru/rooms/11766351
- https://www.airbnb.ru/rooms/5353317
- https://www.airbnb.ru/rooms/1814331
Перед бронированием внимательно изучите отзывы и условия. Рекомендую бронировать жилье у хозяев со статусом – Superhost.
Ещё один вариант – местные сайты, предлагающие апартаменты в аренду. Дважды бронировал, когда посещали город компанией от трех человек. Заявку отправляли на русском. В обеих квартирах было чисто и уютно. Но столкнулся и с небольшими проблемами. Не встретили в аэропорту, хотя трансфер заказывал. Пришлось звонить, узнавать точный адрес куда ехать. Не работал wi-fi, скорее всего, был просто не оплачен. На СМС по данному вопросу не ответили, а при выезде просто извинились.
Смело бронируйте апартаменты, если вас не пугают – возможные небольшие накладки и ожидание хозяев, вы прибыли в Белград не на одни сутки в количестве 2 и более человек, а также хотите жить в центре города по доступной цене.
Что посмотреть в Белграде: основные достопримечательности исторической части города
В этом разделе статьи-путеводителя поделюсь туристическим маршрутом по центральной части города. Расскажу об интересных местах и памятниках, которые можно посетить, посмотреть в Белграде за 1–2 дня. А также порекомендую, куда еще сходить, съездить, если планируете задержаться в столице Сербии подольше.
Экскурсионный маршрут, прогулка по центру Белграда
Начните свою прогулку по Белграду с Площади Республики (Трг Републике ) – это центральное и одно из самых популярных мест у местных жителей. Здесь установлен памятник сербскому князю Михаилу Обреновичу , сразу на ним Национальный музей Сербии (Народни музеj ), а по правую руку, одно из красивейших зданий города, – Национальный театр (Народно позориште ).
Выйдите на центральную пешеходную улицу города – ул. Князя Михаила (ул. Кнез Михаилова ). Если хотите купить качественные белградские сувениры зайдите в Культурный центр Белграда (Културни центар Београда , ул. Кнез Михаилова, 6). Он расположен слева напротив небольшого фонтана. Ещё каких-то 10 лет назад, на этой главной туристической артерии Белграда нельзя было найти ни одного продавца сувениров, поэтому купить, даже самый простой магнитик, можно было только в Культурном центре. С другой стороны улицы, напротив входа в Культурный центр, находится Туристический информационный центр (Туристички информативни центар , ул. Кнез Михаилова, 5, открыт ежедневно с 9.00 до 19.00), где можно получить карту города, информационные буклеты и ответы на интересующие вопросы.
Улица Князя Михаила связывает центральную улицу Теразие (ул. Теразије ) с парком «Калемегдан», где находится Белградская крепость. Множество сувенирных лавок, книжных, магазинов модных брендов, кафе и рестораны – так выглядит местный «Арбат», излюбленное место белградцев и гостей города.
Двигаясь в сторону Калемегдана, вскоре увидите «Делийский фонтан» , из которого бьёт чистая, питьевая вода. Когда-то здесь отдыхала турецкая конницы, сейчас же гуляют сербы и туристы со всего мира.
Немного не доходя до парка, сверните налево на улицу Краля Петра (ул. Краља Петра ), по ней дойдёте до старейшей сербской кафаны «Знак вопроса» («Знак питања» ) (ищите по левой стороне), открытой в 1823 году под названием «У пастыря». Позже ее переименовали в «У Соборной церкви», но прихожане заставили хозяина отказаться от этого название. На что он над входом повесил табличку со знаком вопроса, другое название так и не придумали, а «Знак вопроса» прижилось. Зайти отметиться в этом историческом месте – чего-нибудь выпить можно, обедать, ужинать не стоит.
Сама же (Саборна црква Светог Архангела Михаила ) располагается напротив. Храм построен в период с 1837 по 1840 год на месте старой церкви. Здесь захоронены князья Милош и Михаил Обреновичи, а у входа - могилы сербских просветителей Вука Стефановича Караджича и Доситея Обрадовича.
Через дорогу от входа в церковь находится здание, где расположилась Сербская Патриархия (Српска Патриаршиjа), здесь же рядом музей Сербской православной церкви (Музеj Српске православне цркве). Слева через дорогу от здания Патриархии – дворец княгини Любицы (Конак кнегиње Љубице), построенный в 1831 году для жены сербского князя Милоша Обреновича Любицы и их детей.
Вернитесь на Князя Михаила и сверните налево или выйдите на Парижскую улицу (Париска ул ) и поднимитесь до главного входа в парк «Калемегдан» (парк «Калемегдан» ). Именно здесь расположена одна из главных достопримечательностей всей Сербии – Белградская крепость (Београдска тврђава ).
Первое, что вы увидите, пройдя по центральной аллее парка – это памятник Благодарности Франции (Споменик захвалности Францускоj ), установленный в честь 12 годовщины окончания Первой мировой войны в 1930 году. Дальше проходите через ворота уже на территорию самой крепости, а затем еще через одни ворота – Стамбульские. Вы окажетесь на мосту через ров, где установлено большое количество старой военной техники – это экспонаты Военного музея (Воjни музеj , открыт со вторника по воскресенье с 10.00–17.00, www.muzej.mod.gov.rs ), здание которого располагается здесь же на крепостном валу. В музее представлена постоянная экспозиция (можно увидеть, например, кусок крыла, сбитого 27.03.1999 американского самолета невидимки Стелс F-117), а также проходят различные тематические выставки.
Через Сахат-ворота с Сахат-башней (с часами) пройдите в Верхний город Белградской крепости. Здесь много исторических достопримечательностей, но смысла перечислять их все не вижу. Главная – это, конечно, – символ крепости и Белграда – памятник Победителю (Победник ). Его открыли в 1928 году в честь десятилетия прорыва Солунского фронта. Интересно, что изначально памятник должен был быть установлен на ул. Теразие, но белградские дамы сказали свое нет голому мужчине в самом центре города.
Еще одна достопримечательность парка «Калемегдан» - это вид, открывающийся со стен Белградской крепости, на слияние двух рек Савы и Дуная. Местные, особенно молодежь, очень любят проводить здесь свое свободное время.
Вид с Белградской крепости
Погуляйте по крепости, около Победника расположены ворота Короля (Краљ капиjа ), через которые можно выйти и посмотреть, что находится за стенами с этой стороны. Например, здесь около Большой лестницы часто проходят фотовыставки и в одну из моих поездок, можно было полюбоваться видами российских городов.
Поднимитесь обратно к памятнику Победителя и пройдите вдоль крепостной стены, любуясь видами. Выйдите через ворота, поверните налево и спуститесь по дорожке. Здесь расположены 2 очень интересные церкви. Первая – церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Црква Ружица ). Само здание было построено в XVIII веке для порохового склада, в конце XIX его перестроили под церковь. Во время Первой мировой войны была сильно повреждена, затем восстановлена и освящена 11 октября 1925 года. Перед входом установлены 2 статуи: царя Стефана Душана и пехотинца времен Балканских войн. Вторая – церковь Св. Параскевы Пятницы (Црква Свете Петке ). Построена в 1938 году на месте чудотворного источника. Снаружи церковь кажется очень простой, но внутри она украшена потрясающей мозаикой.
Поднимитесь назад и выйдите из крепости через Зиндан-ворота с двумя башнями. Далее маршрут проходит вдоль Белградского зоопарка , затем немного левее и направо по трамвайным путям. Вы на улице Царя Душана (ул Цара Душана ).
Если проголодались и не планируете тратиться на Скадарлии, то на этой улице разместились 2 ресторана из . Хотите подкрепиться по-быстрому, загляните в «LOKI» (пересечение улиц Краля Петра и господар Йованова) - небольшое невзрачное заведение. Ходит мнение, что именно здесь предлагают самую вкусную плескавицу в Белграде, вследствие чего, цена чуть выше чем в других подобных местах. Хотя, я в Сербии не пробовал невкусную плескавицу.
Пройдите по улице Царя Душана до Скадарлии. По дороге слева не пропустите храм св. Александра Невского (Црква светог Александра Невског ). Его строительство продолжалось с 12 мая 1912 по 23 ноября 1930 года. Такой длительный период связан разразившимися Балканской и Первой мировой войнами. 23 ноября 1930 патриарх Сербский Варнава освятил храм в присутствии короля Александра I Карагеоргиевича.
Улица Скадарска (ул. Скадарска ) – пешеходная улица Белграда с множеством национальных ресторанов и различных баров, расположенных как на ней, так и в прилегающих переулках. Район Скадарлии называют богемным, а некоторые даже сравнивают его с парижским Монмартром. Причина заключается в том, что в начале XX века здесь активно селились актёры, художники и поэты. Самый расцвет улицы пришёлся на 20-е годы прошлого века. Но после войны она превратилась в ничем не примечательную. В 1966 году улицу реконструировали и сделали пешеходной. Стоит ли заглянуть сюда вечером на ужин? Это зависит от того готовы ли вы переплатить за атмосферу, музыку, имя заведения и так далее, место-то туристическое. Порции большие, все вкусно, но стоимость выше, чем в большинстве ресторанов национальной кухни, расположенных в иных районах города. Чуть не забыл, ещё один плюс ресторанов на Скадарлии, приехав сюда за полночь, например, после вечернего рейса из Москвы, вы точно найдёте где поужинать.
Пройдите по Скадарской и сверните направо на Бульвар деспота Стефана, по которому выйдите на Площадь Республики. Далее, от Культурного центра Белграда отправимся в противоположную сторону. Вы окажетесь на главной городской улице Теразие (ул. Теразије ). Ее название родом из турецкого языка, так называли специальный механизм, который распределял воду по городскому водопроводу. Подобная установка находилась на месте современного Теразийского фонтана (Теразиjска чесма). За ним возвышается одна из самых красивых гостиниц города – гостиница «Москва» , открытая в 1908 году. Зайти в кафе на первом этаже отеля, чтобы полюбоваться архитектурным убранством, видом из окна и выпить чашечку кофе - стоит, бронировать стандартный номер и останавливаться нет – маленькие и не такие комфортные, как в указанных выше вариантах размещения за 100 + евро в сутки.
Дальше улица Теразие плавно переходит в ул. Краля Милана (ул. Краља Милана ), по левой стороне которой находятся Старый и Новый дворцы . Раньше Старый дворец был резиденцией сербских королевских династий, в настоящее время здесь располагается мэрия города. В Новом дворце была резиденция Караджорджевичей, а сейчас президента Сербии.
С правой же стороны, в Девичьем парке, установлен памятник Николаю II . Ранее здесь находилось посольство Российской империи.
Перейдите проезжую часть к дворцам. Здесь рядом с Новым дворцом по адресу Андричев венац 8 (Андрићев Венац, 8 ), располагается музей-квартира знаменитого югославского писателя, автора романа «Мост на Дрине», и дипломата Иво Андрича . Здесь он проживал со своей супругой с 1958 года до самой смерти в 1975. А музей открылся уже через год, в 1976. Подробная информация и время работы музея доступны на официальном сайте .
Через Пионерский парк пройдите к зданию Народной скупщины Сербии . Здесь часто проходят какие-то пикеты, можно увидеть различные обращения к членам парламента. Хотя сейчас депутаты заседают чаще всего не здесь, а в неприметном здании на ул. Краля Милана, 14.
Если стоять лицом к зданию парламента, поверните направо и пройдите вперёд, так вы выйдите на бульвар краля Александра. Слева увидите парк Ташмайдан (парк Ташмајдан ), где расположена (Црква Светог Марка), построенная в 1931-1940 годы в сербско-византийском стиле. Здесь хранятся мощи сербского царя Душана. Сразу за ней Русская церковь святой Троицы , построенная в 1924 году белогвардейскими эмигрантами. Здесь покоится генерал Пётр Николаевич Врангель.
Русская церковь святой Троицы
Недалеко от Русской церкви установлен небольшой памятный знак «Зашто?» (рус. Почему? ), посвященный памяти 18 погибшим во время бомбардировки авиацией НАТО 23 апреля 1999 сотрудникам телерадиокомпании Сербии.
Сам парк «Ташмайдан» совсем недавно был отреставрирован, а крупную сумму на это выделило правительство Азербайджана. Поэтому теперь здесь можно увидеть не только памятник популярному сербскому писателю Милораду Павичу, но и первому президенту Азербайджана - Гейдару Алиеву.
В парке находится еще один памятный знак, посвященный агрессии НАТО, – памятник Милице Ракич , являющейся символом всех невинных жертв той войны. На нем, на сербском и английском языках, написано: «Мы были только детьми».
Вернитесь на бульвар краля Александра и сверните на Белградскую улицу (ул. Београдска ) в направлении к площади Славия. Поверните налево на улицу Крунска. Здесь в доме 51 находится музей Николы Теслы (Музеj Николе Тесле, открыт со вторника по воскресенье с 10.00 – 18.00, nikolateslamuseum.org ).
По Белградской улице дойдите до площади Славия, где обогните возвышающуюся одноименную гостиницу и по улице Св. Саввы (ул. Светог Саве ) выйдите к одному из крупнейших православных соборов в мире - храму Святого Саввы (храм Светог Саве ). Первые архитектурные проекты собора появились в начале XX в. Их даже отправляли в Петроград на рассмотрение в Императорскую академию искусств. Строительство начали в 1935 году, но прервали по причине Второй мировой войны. Вновь к возведению храма вернулись лишь в 1985 году. Купол был завершен 1989 году. Собор официально открыли в 2004 году, но работы по внутренней отделке продолжаются до сих пор.
Храм Святого Саввы
На осмотр описанных выше достопримечательностей центра Белграда как раз хватит 1-2 дня. Теперь же расскажу, что еще стоит посмотреть в городе и его окрестностях, если вы планируете задержаться здесь подольше.
Что еще посмотреть в Белграде и окрестностях
Новое кладбище (Ново гробље )
В его глубине расположен русский некрополь (участки № 80, 80а, 90, 90а), где похоронены белоэмигранты и их потомки. Ориентироваться следует на Иверскую часовню и справа от нее — мемориал «Русской славы», представляющий из себя фигуру Михаила Архангела, покровителя воинства, стоящего на постаменте в форме снаряда, на котором написано «Вечная память императору Николаю II и 2 000 000 русских воинов Великой войны». Под монументом расположен склеп, где покоятся останки русских солдат и офицеров, погибших во время Первой мировой войны. Сам памятный знак, автором которого является архитектор Роман Николаевич Верховской, установлен в 1935 году по инициативе полковника русской армии, георгиевского кавалера, Михаила Скородумова.
Мемориал «Русской славы» на Новом кладбище Белграда
На территории русского кладбища Белграда похоронен Николай Петрович Краснов – известный русский архитектор, автор знаменитого Ливадийского дворца в Крыму. К слову, во время своей жизни в Белграде, он успел приложить руку к постройке зданий Народной Скупщины и Правительства Сербии (пересечения улиц Кнеза Милаша и Немањина), реконструкции церкви Ружице.
Напротив главного входа находится мемориальный парк с захоронениями освободителей Белграда, увековечивающий память о югославских воинах–партизанах и советских солдатах, отдавших свою жизнь за освобождение Белграда от фашистов в 1944 году.
Земун — австро-венгерский кусочек Белграда
Земун - район Белграда расположенный на противоположной стороне Савы, на правом берегу Дуная. Добраться сюда можно на автобусах № 15, 704, 707 от остановки «Зелени Венац», а при хорошей погоде и пешком, благо 90% маршрута будет проходить вдоль Дуная. Земун долгое время находился под властью Габсбургов, что не могло не отразиться на его архитектурном облике. Позднее он стал самостоятельным городом, а в составе Белграда с 30-х гг. прошлого века с небольшим перерывом с 1941 по 1944 год, когда входил в состав фашистского Независимого государства Хорватия.
Главная достопримечательность Земуна – башня Гардош (другое название – Миллениум), построенная в 1896 году в самой южной точке Австро-Венгерской империи. Таким образом, венгры увековечили 1000-летие своего пребывания на Среднедунайской низменности. Здесь же расположен небольшой бар – Fat Cat Pub, где можно посидеть и полюбоваться видом на Дунай, черепичные крыши и саму башню, а кому этого мало, может подняться на неё за небольшую плату.
Башня Гардош
Ещё Земун известен своими церквями и соборами – как православными, так и католическими, а также зданием Ратуши, построенным в стиле классицизм в 1823–1832 годы, расположенным на площади Победы.
На набережной Дуная находится множество ресторанов как сербской, так и европейской кухни, так что при желании всегда можно подкрепиться. Единственное, цены здесь немного выше, но за вид надо платить.
Ада Циганлия или где скрыться от жары в столице Сербии
Ада Циганлия (Ада Циганлиjа ) - остров на реке Сава в 4 км от центра Белграда. В 1967 г. его соединили с берегом двумя платинами. В результате появилось Савское озеро длиной 4 км. Здесь местные жители спасаются от летней жары, купаются, загорают, гуляют и активно занимаются спортом. Пляж «Ада Циганлия» отмечен «голубым флагом», что свидетельствует о чистоте воды в озере и развитой пляжной инфраструктуре. На противоположном берегу Савы находится Новый Белград (Нови Београд), куда, при желании, можно перебраться на кораблике.
Гора Авала
Высота горы Авала составляет всего 511 метров, находится она в 16,5 км на юго-восток от Белграда. Отсюда можно любоваться красивой панорамой города, а еще более захватывающий вид открывается с Авальской телевизионной башни (Авалски телевизиjски торањ , 10.00–16.00). Изначально башня была построена в 1961–1965 гг., но 29 апреля 1999 года была разрушена в ходе бомбардировки силами НАТО. Восстановление телевизионной башни завершено в 2010 году.
На вершине горы установлен мемориал Неизвестному герою (Споменик незнаном јунаку ) в память об участниках Первой мировой войны. Его создателем является югославский скульптор Иван Мештрович.
На склоне Авалы, в память о погибшей на этом месте в авиакатастрофе 19 октября 1964 года советской делегации, сооружён памятник советским ветеранам войны (Споменик совjетским ратним ветеранима ). Тогда группа военных из СССР, включая маршала Советского Союза Сергея Бирюзова, летела на празднование 20-летия освобождения Белграда, но из-за сильного тумана самолёт врезался в гору.
Еда в Белграде: где вкусно поесть
В любой новой для себя стране, люблю пробовать что-то местное. Сербия в этом смысле меня покорила – здесь в любом ресторане предложат вкуснейшие мясные блюда и свежие овощные салаты. А что ещё надо?
Перечислю блюда с кратким описанием, которые 100% встретятся в любом меню национального ресторана в Белграде:
- Салаты:
- сербский салат – все просто: помидоры, огурцы, перец и лук;
- шопский салат — в сербский добавили брынзы;
- салат из капусты – капуста, заправленная маслом, уксусом и небольшим количеством острого перца.
- Суп или Чорба. Второе отличается от первого чуть большей наваристостью и густотой. Рекомендую попробовать телечу чорбу.
- Основные блюда из мяса:
- плескавица - очень вкусная и большая котлета из разных видов мяса. Может фаршироваться сыром, ветчиной или подаваться с каймаком – створоженными подсоленными сливками. Является основным блюдом сербского фастфуда, предлагается в булке с различными овощами. Для меня – номер один среди всех блюд сербской кухни;
- чевапчичи или чевапи – рубленные колбаски, местный аналог люля-кебаб;
- вешалица – свиная отбивная, которая может фаршироваться пршутом, сыром и т. д.;
- ражничи – мини-шашлычки;
- караджорджев шницель – телячья, свиная, а иногда куриная отбивная, в которую заворачивают сыр и ветчину, затем обваливают в сухарях и жарят в кипящем масле;
- мучкалица – приготовленное на углях, а потом долго томящееся мясо с перцем, луком и помидорами;
- сарма – сербские голубцы, в фарш добавляют копченую грудинку и заворачивают в листы квашеной капусты.
Список ресторанов
Для знакомства с сербской национальной кухней рекомендую следующие рестораны Белграда:
Мала Колубара (Иванковачка, 2, www.malakolubara.rs ). Вкусная еда, большие порции, недорого. Работают русскоговорящие официанты.
Мала гостионица (Добрачина, 6, www.facebook.com/malagostionica ), ресторан находится в центр города на тихой улице. Есть веранда и 2 зала для курящих и нет, что для Белграда редкость. Часть официантов говорит на русском. Цены средние.
Шта је ту je (Цара Душана, 18, www.stajetuje.com ) ресторан домашней кухни, расположенный недалеко от парка «Калимегдан». Чтобы в него попасть, нужно свернуть с ул. Царя Душина на ул. Риге од Фере. Вкусная еда, невысокие цены.
Ресторан «Сараjевски» (Цара Душана, 32, www.sarajevski.rs ) еще один ресторан на улица Царя Душана. В зале разрешено курить. Порции большие, вкусно. Цены средние.
Ресторан «Завичаj» (Гаврила Принципа 77, www.restoranzavicaj.rs ) сеть этно-ресторанов в Белграде. Один из них расположен в центре, недалеко от ж/д вокзала, что удобно. Цены средние.
Стара Херцеговина (Цариградска, 36) – ресторан и пивная под одной крышей. Основные посетители жители окрестных домов. Богатый ассортимент меню, высокое качество еды, доброжелательное обслуживание и невысокие цены.
Карта Белграда с достопримечательностями, лучшими отелями и ресторанами
Заключение
Белград один из моих самых любимых городов. Прочитав путеводитель, наверно, сложно понять причину этого? Достопримечательностей, если говорить честно, не так и много, а те что есть, искушённого туриста не удивят, да и разруха сильно бросается в глаза. Так почему? Ответ очень прост – люди, кухня и вид с крепости! Приезжайте в Сербию, в Белград, на 2-3 дня, этого вполне достаточно, чтобы познакомиться с городом и составить свое мнение о нем.
К слову, сейчас авиакомпания «Air Serbia» предлагает много недорогих авиабилетов со стыковкой в столице Сербии. Совет - берите с продолжительной. Так, вы «убьёте двух зайцев» - сэкономите на билетах до места назначения и побываете в Белград.
Прибывший в сербскую столицу Рус может растеряться и понапрасну отвалить таксистам кругленькую сумму. Я расскажу, как уменьшить урон, наносимый кошельку, немного разобравшись, как работает . А ещё о том, зачем нужно дружить с морскими котиками . Но обо всём по порядку.
Полноценное метро Белграду обещают аж с 1950-го года, однако до сих пор строительные амбиции воплотились всего-навсего в одной подземной станции. Так что городское семейство перевозочных по-прежнему представлено лишь автобусами, трамваями, троллейбусами и электричкой «Беовоз».
Кататься на них можно, оплачивая проезд:
— карточкой БусПлус (на 1, 3, 5 дней или пополняемой);
— у водителя (дороже в 2 раза);
— с помощью мобильного телефона с тарифом определённого оператора.
Сообразить, как добраться до нужного места, помогут прекрасные карты belgrademaps.com . На первый взгляд, схемы линий дневного и ночного транспорта кажутся устрашающими, словно сеть паука, объевшегося красителей . Однако стоит всмотреться и привыкнуть – и вы оцените замысел их создателя.
Страшноватый «паучок» линий транспорта. Стоит разобраться, становится удобным. Скриншот: belgrademaps.com
Я лично скачала «паутинку» в pdf-формате и теперь, когда приходится ехать куда-нибудь за тридевять остановок, просто высматриваю близлежащие линии. Некоторые предпочитают пользоваться умным сайтом planplus.rs , предлагающим уже готовенький маршрут, но мне кажется, иногда он плодит сущности без необходимости и сильно усложняет задачу. Короче, дело вкуса.
Ещё один вариант – приложение Moovit для телефона, на удивление хорошо «понимающее» общественный транспорт в Белграде. Просто внесите начальную и конечную точки поездки и следуйте указаниям искусственного логистического разума.
Зоны проезда
Чтобы упорядочить сбор денег с ездунов, Белград условно разделили на 4 зоны с соответствующими тарифами. Если не собираетесь далеко в пригород, достаточно оплатить проезд в первой и второй зоне (центр и спальные районы).
На сайте БусПлуса можно посмотреть, в какой зоне находится интересующее вас место, и прикинуть, сколько будет стоить добраться до него в общественном транспорте Белграда: https://www2.busplus.rs/lt/zone-tarifnog-sistema
Как оплачивать проезд в транспорте
1) У водителя
150 динаров (зоны 1+2), 300 динаров (зоны 1+2+3), 400 динаров (1+2+3+4).
Вариант, подходящий, если вы впервые стоите с открытым ртом на выходе из белградского аэропорта. Или если внезапно выбежали из дома в пижаме, запрыгнули в подошедший автобус, а в складках штанишек завалялось аккурат 150 динаров.
Только в этих случаях подобное расточительство оправдано. Во всех остальных существует проездная карточка БусПлус , по которой одна поездка может обойтись всего в 89 динаров (дальше подробнее).
Если у водителя билета внезапно не оказалось, с чистой совестью садимся и едем – контролёр не имеет права выписать штраф.
От аэропорта до города идут автобусы № 72 (последняя остановка – Зелени венац) и A1 (до площади Славия). И вот там-то как раз можно и нужно приобрести проездной.
2) Временный проездной на 1, 3 или 5 дней – «дневна картица»
Для всех типов проездного БусПлус действительно следующее: купить его можно в любом киоске, а пользоваться – на любом виде транспорте с 4 утра до 24 часов . Ровно в полночь он превратится в тыкву, а вас в трамвае обилетят по двойному тарифу (150 динаров за первые две зоны, 300 – за оставшиеся). Кроме того, отдельно придётся расплачиваться за покатушки в микроавтобусе с буквой «Е» на лобовом стекле – аналоге нашей маршрутки.
Энергичному туристу или бедолаге, которому предстоит побегать по разным бюрократическим инстанциям, рекомендуется приобрести безлимитный проездной , действительный 1, 3 или 5 дней (больше вариантов нет). Для этого нужно просунуть голову в окошко и попросить:
— Еднодневну/тродневну/петодневну Бусплус-картицу, молим вас.
Продавец будет покорён вашим знанием сербского и выдаст синий бумажный прямоугольничек, за который вы заплатите 40 динаров (сама карточка) плюс:
Как вы уже, вероятно, поняли, с этим прямоугольничком вы сможете кататься по городу, сколько душе угодно, без ограничений по пересадкам (не забываем – кроме как ночью и на маршрутках). Действие карточки в общественном транспорте Белграда начинается с момента покупки. Несмотря на то что за всё «уплочено», при входе её следует прикладывать к валидатору.
3) Пополняемый неименной проездной – «неперсонализована картица»
Пластиковый БусПлус, работающий по принципу электронного кошелька – сколько денег, столько и песен. Сама карточка стоит в киоске 250 динаров , живёт 3 года , а пополнять её можно на любую сумму (не более 2500 за раз и, максимум, 5000 динаров в общей сложности на карточке).
Заходите, прикладываете карту к валидатору, с неё списывается 89 динаров за 1 поездку. Причём, после писка валидатора у вас будет ровно 90 минут на всевозможные пересадки и покатушки. Правда, каждый раз надо снова «пропикивать» карточку, входя в транспорт.
ЛАЙФХАК : если пополнить карточку сразу не менее, чем на 1000 динаров, вы получите бонусом ещё 100 на проездной. Вообще, для такого бонуса должно быть достаточно и 900 динаров, но у меня последние 3 раза с ними ничего не выходило, а вот с тысячей осечек никогда не было.
89 динаров, скорее всего, хватит для ваших обычных поездок, а для вылазок в пригороды есть свои тарифы:
Зона | Цена (за 90 минут) |
1 и 2 | 89 динаров |
3 | 89 динаров |
4 | 89 динаров |
1, 2, 3 | 179 динаров |
1, 2, 3, 4 | 269 динаров |
3 и 4 | 179 динаров |
Кстати, этим проездным можно заплатить сразу за нескольких людей , ткнув в надпись на валидаторе «Grupna karta» и выбрав количество (максимум, 5).
4) Именной проездной – «персонализована картица»
Волшебный кусочек пластика с фотографией, который могут получить как сербы, так и иностранцы с временным или постоянным ВНЖ. На эту карточку нужно регулярно закидывать фиксированную сумму, оплачивая себе любимому дневную «безлимитку».
Маршировать с деньгами к киоску официально разрешено с 25 по 30/31 число месяца (для оплаты на целый следующий) или с 1 по 24 (для оплаты проезда в текущем месяце). Если вы решите – гулять так гулять – и заплатите за целый год вперёд, то получите ещё один бонус от БусПлуса – скидку в размере месячной стоимости проездного . То есть, в результате, заплатите не за 12, а за 11 месяцев.
Вот стоимость именных проездных для общественного транспорта Белграда в 2019 году:
ЗОНА | ||||||||
Категория | Период | 1 | 1 и 2 | 1,2,3 | 1,2,3,4 | 3 | 3 и 4 | 4 |
Работающие сербы; иностранцы с ВНЖ | месяц | 2.990 | 3.275 | 3.890 | 4.990 | 3.275 | 3.890 | 3.275 |
365 дней | 32.890 | 36.025 | 42.790 | 54.890 | 36.025 | 42.790 | 36.025 | |
Неработающие сербы, учащиеся и прочие льготники | месяц | 1.090 | 1.120 | 1.410 | 1.730 | 1.120 | 1.410 | 1.120 |
365 дней | 11.990 | 12.320 | 15.510 | 19.030 | 12.320 | 15.510 | 12.320 |
А лица старше 65 лет платят за безлимитный проезд во всех зонах 407 динаров в год . Видеть это любо, лепо, отрадно.
Чтобы иностранцу оформить именной проездной, нужно :
- прийти в офис организации ГСП с паспортом, его копией,
- сказать: «сы-ы-ыр» в фотокамеру тамошнего работника;
- заполнить стандартное заявление и подписать согласие на обработку персональных данных.
5) С помощью мобильного телефона
Если вы приобрели симку оператора МТС (не российского, а местного – Мобилна телефонија Србије ), ваш телефон работает на Андроиде не старше версии 4.4 и поддерживает технологию NFC, скачайте приложение mts centar . Когда понадобится оплатить проезд в автобусе в Белграде, выберите опцию Bus Plus и купите билет.
Причём сделать это можно ещё до прибытия автобуса. А вот на входе обязательно прислоните мобильник задней стороной к валидатору. Когда к вам подойдёт контролёр, отдайте покажите ему телефон, чтобы он удостоверился: вы – честный гражданин, билетик купили.
Как узнать, когда придёт автобус
Дожидаясь автобус (трамвай, троллейбус), осмотритесь – где-то рядом на столбе притулилась небольшая красно-бело-синяя табличка, покрытая таинственными сербскими письменами . Догадливому путнику они раскроют название остановки и номера линий общественного транспорта Белграда, проходящих мимо.
Цифровой код, отправленный с мобильного телефона, подскажет, как скоро этот самый транспорт подъедет (со счёта снимут примерно 3 динара, кошмар). Начало и конец кода всегда одинаковы, а меняющаяся часть – порядковый номер остановки:
*011*523# номер остановки – 523
На запрос придёт смска, в которой будет указано, сколько какому транспорту осталось до вас. Например, 23 – 2;12 означает, что приближаются два автобуса № 23, один в двух остановках отсюда, а второй – в двенадцати.
Ложка дёгтя: иногда автобусы в Белграде начинают жить своей жизнью и обманывать электронную оповещалку.
Пробиваем билет
Покормленный электронным образом валидатор зелен и миролюбив
Чтобы проезд считался оплаченным, нужно приложить Бусплус-карточку к валидатору на входе в транспорт и убедиться, что он радостно мигнул зелёным светом. Некоторые устройства выглядят чуть иначе, и проездной прикладывается не на экран, а на чёрное поле под ним.
Если вдруг вы забыли кинуть деньги на карту, искусственный интеллект, живущий в валидаторе, злобно засверкает красным , громко и презрительно оповестит о вашем нищебродстве весь автобус (немате довольно кредита — срб), а из-под сидений высунутся пулемёты и расстреляют на месте вам останется выйти и пополнить БусПлус в киоске или гадать, не застукает ли контролёр.
Ладно, эта рожа на экране не появляется. Но волны электромагнитного презрения от валидатора так и прут
У валидатора имеется и светлая, заботливая сторона: в правом верхнем углу экрана висит крохотная схемка. При касании открывается список всех остановок по маршруту в правильном порядке, а та, где автобус находится сейчас, будет подсвечена. Полезно.
Крадущийся контролёр, затаившийся заяц
В России контролёр – обычно монументальная тётенька , оранжевой жилеткой, габаритами, суровым выражением лица, – всем своим видом царящая в салоне. Его она не покидает до конца смены, а входящих пассажиров обилечивает величественным взмахом руки, не вставая с трона. Не заметить её невозможно, избегнуть её нереально, ей надо лишь покориться и со вздохом отдать дань.
Совсем другое – контролёры сербские , свою стратегию позаимствовавшие, вероятно, у «морских котиков» . Действуют они группами по 2-3 человека, в автобусе постоянно не находятся, а выборочно устраивают рейды на популярных линиях.
Рядовой белградский контролёр неотличим от обычного горожанина: если раньше они для форсу помахивали ручными аппаратами-проверяльцами билетов, то теперь стали коварней и машинки эти прячут за пазуху. Пассажиры утрамбовываются в салон, последними под прикрытием заходят контролёры – в голову, хвост и середину автобуса.
Двери закрываются, контролёры едва заметно кивают друг другу, на ехидном валидаторе загорается надпись «КОНТРОЛА» – всё, ловушка захлопнулась, ни один проездной больше не пробить, и народ бросается кто в окна, кто в трубу врассыпную. Особо удачливые тянут время до следующей остановки, где срочно выбегают, типа, так и надо было.
Остальным выписывают штраф (от 2000 динаров) или пытаются отвести в коммунальную полицию для установления личности. Многие сербы считают цену проезда несправедливо завышенной (89 динаров = 3 буханки хлеба), поэтому в интернете есть целые сайты, посвящённые борьбе с контролёрами и бойкотированию БусПлуса. На эту тему можно порассуждать, но забывать не стоит:
Общественный транспорт в Белграде бесплатно не работает. Оплаченный проезд = бензин, зарплата водителей, ремонт и обслуживание автобусов.
Дополнительные скидки и бонусы по БусПлус-карточке
Владельцы именных проездных могут получить скидки от 5 до 10% у партнёров БусПлус – например, в супермаркетах, мебельных и спортивных магазинах, клиниках, и т.д.
Список партнёров и бонусов можете посмотреть на сайте БусПлуса в разделе «Partneri i popusti».
Резюме – общественный транспорт в Белграде
Итак, подытожим. Если вы в первый раз прилетели в аэропорт «Никола Тесла», купите билет до города у водителя за 150 динаров .
Если вы турист и рассчитываете хорошенько осмотреть Белград, возьмите в киоске проездной на 1, 3 или 5 дней .
Если вы собираетесь часто понаезжать в сербскую столицу или даже жить в ней, купите пополняемую неименную карточку и тратьте, сколько положили.
Ну, а коль скоро вы уже крепко тут обосновались и планируете много и часто кататься по городу, оформите именной безлимитный проездной с фиксированной месячной стоимостью.
Не злите морских котиков и дисциплинированно оплачивайте свои покатушки. Хорошей поездки!
Совсем недавно довелось побывать в Черногории, в красивейшем Которско-Рисанском заливе. Причем здесь Сербия, спросите вы (а Белград если вдруг кто не в курсе, столица Сербии)? Так получилось, что я купила авиабилеты с пересадкой как раз в Белграде. Летела я вдвоем с ребенком, пересадка и туда, и обратно была коротенькая, я решила что ничего страшного в этом нет и стоимость перелета с лихвой компенсирует мне некоторые неудобства. Однако не тут-то было: через какое-то время авиакомпания сообщила об отмене второго рейса и его замене на другой, с разницей во времени аж в семь часов против полутора. Сперва я приуныла, но затем подумала что это прекрасная возможность увидеть нечто новое и заняться чем-нибудь интересным. Итак, аэропорт Белграда — что делать при длительной стыковке между рейсами?
Скажу сразу — ничего. Аэропорт Белграда совершенно скучен в плане активностей, там нечем заняться: сам аэропорт крошечный, хотя и очень милый. Неспешным шагом его вполне можно обойти полностью за 10-15 минут. Я ни разу до этого не была в Белграде. Вспоминая наш положительный опыт ночной, правда, пересадки в Будапеште (мы поехали танцевать в город на ночную милонгу вместо отсиживания попы на аэропортовых креслах) я решила что семь свободных часов — хороший повод съездить посмотреть город.
Да, кстати, в аэропорту для детей есть хорошая игровая комната со всякими игрушками, туалетом и даже небольшой кухней, находится почти в крайнем левом углу внутреннего зала (где дьюти фри), если встать спиной к самолетам. Немного потусив там, покормив малыша и приведя себя в порядок после утомительной ночи в Москве (вылет был в 4, прибытие в Белград около 6 утра), мы двинулись на выход. Россиянам, кстати, для посещения Сербии на срок до 30 дней виза не нужна. Разумеется, я заранее начиталась интернетиков и уже представляла себе как и на чем можно добраться до центра сербской столицы. Вариантов на самом деле не очень много: такси (говорят, якобы недорого, 15-20 евро в одну сторону), шаттл, автобус номер 72.
Валюта Сербии — о, ужас! — динары. 1 рубль приблизительно равен 2 динарам. Билет на шаттл стоит 300 динар в одну сторону (май 2017-го). Про 72-й автобус написано, что у водителя билет стоит 150 динар, а при покупке в киоске 89 динар. Что это за киоск такой, я так и не поняла. В аэропорту ничего такого нет, а в городе все опрошенные встречные «киоски» ушли в глубокий отказ, мол, никаких автобусных билетов отродясь не продавали. Если кто раскроет тайну сих киосков, буду признательна.
Поскольку в Сербии не в ходу евро, вам желательно поменять небольшую сумму на карманные расходы (проезд туда-обратно, купить еду/другие мелочи). В аэропорту есть так называемая «менячница», и не одна. Курс там не самый прекрасный, однако для мелкой суммы совершенно некритичный. Первого мая 2017 за 10 евро давали 1200 динар. Меняйте не более 10-20 евро, поскольку в городе практически везде принимают к оплате банковские карты. Думаю, оставшиеся лишние динары на руках вам ни к чему. В принципе, в автобусе вполне можно заплатить в евро (нужны мелкие монеты), а в кафе или ресторане платить картой. Так что решайте сами. Хотя на мой взгляд, иметь на руках немного местных денег полезно.
Аэропорт Белграда, как добраться до города?
Итак, вы разжились либо нет сербской валютой — смело выходите за двери терминала и идите налево буквально пару десятков метров. Только смотрите, чтобы выйти на нужном «этаже» — над вами должно быть синее небо, а не эстакада. Мы сначала выскочили не туда, было непонятно куда тут двигать. Пришлось подняться на уровень выше. Хотя если вы выходите из Терминала 1, то даже не надо никуда идти, вы уже на месте. Вот она остановка и автобуса, и шаттла. Шаттл вроде как идет чуть быстрее, около получаса, и останавливается возле железнодорожного вокзала, кому актуально. 72-й едет около 40 минут (я засекала время) до конечной остановки Зелени Венац, это прям центр-центр. Автотранспорт ходит по строгому расписанию, оно тут обычно висит на остановке. Рекомендую в ожидании автобуса сфотографировать его себе на память, особенно в обратную сторону. Вы ведь не хотите опоздать на свой самолет? На всякий случай, вот расписание 72-го автобуса из аэропорта в город:
А это его же расписание от остановки Зелени Венац в аэропорт Белграда:
Нашла я его далеко не сразу. Автобус в аэропорт Белграда останавливается чуть дальше по той же стороне, где и высадка, там уже начинаются дома и магазины. В общем, садитесь, допустим, на 72 автобус и едете до конечной, наслаждаясь видами: как переехали мост, практически сразу вот она и конечная. Выходите (будете спиной к дороге), поворачиваетесь направо и идете до подземного перехода, вам прямо-прямо до конца, а там без разницы, можно выйти налево, дойти до ближайшего перекрестка, повернуть направо и буквально через пару десятков метров вы на центральной пешеходной улице Белграда — улица Кнеза Михаила. Либо выходите из перехода направо, и через считанные метры сворачиваете налево, поднимаетесь вверх по ступенькам, проходите еще чуть чуть вместе с основной толпой народа и оказываетесь в самом начале той же Кнеза Михаила.
Белградский Арбат достаточно короткий, примерно минут 25 в одну сторону крайне неспешным шагом до самого конца, крепости Калемегдан. Саму крепость можно также совершенно неспешно осмотреть минут за сорок. Для любителей живности рядышком находится местный зоопарк (не ходила). Кстати, с удивлением узнала, что Белград на самом деле пишется как Београд. В городе есть несколько интересных по слухам музеев и церквей. Лично у меня была цель просто погулять как следует и перекусить, желательно знаменитой местной плескавицей — крупной плоской котлетой.
Утомленный, накормленный детеныш наконец-то уснул после ночного бдения и спал в коляске практически до самого вылета, пока его мать, то бишь я, рассекала по белградским улицам, впитывая местный колорит. Небольшая ремарка для коллег-мамаш: это вам не классическая Европа, а братья-славяне. Город не слишком дружественен к передвигающимся на маленьких колесах гражданам, готовьтесь периодически таскать свое сокровище вместе с коляской на руках по довольно крутым ступенькам ввиду почти полного отсутствия пандусов. Качайтесь заранее либо берите с собой крепкого сопровождающего.
Где поесть в Белграде?
Как я уже сказала, прилетели мы в аэропорт Белграда рано утром. Гулять в городе самое то, людей почти нет, солнце не печет, очень приятно. Однако в плане еды возникла неожиданная проблема: почти во всех приглянувшихся мне по внешнему виду открытых кафе так рано не работала кухня: мол, пожалуйста, приходите после 11-12:00, а пока только завтрак. Вообще, неплохо перекусить можно здешней выпечкой. Пекарни, в том числе и передвижные ларьки с разнообразнейшими пирогами встречаются чуть ли не на каждом шагу. А как аппетитно все это пахнет! Слюни сами собой наворачиваются. Но я решительно настроилась именно на плескавицу и стойко держала себя в руках. На очередной улочке, идущей параллельно Кнеза Михаила, мое терпение было вознаграждено в невзрачном с улицы, при этом весьма колоритном внутри кафе. Правда чтобы узнать, работает ли кухня, пришлось сначала поискать хоть кого-то живого из персонала.
Чтобы утолить разыгравшийся голод и заодно освоить наменяные деньги, я заказала все самое дорогое, что нашла в меню. А конкретно — шопский салат:
Очень вкусный! Сыр прямо тает во рту, а помидоры пахнут летом и солнцем. Говяжий суп:
Очень странный. Целая тарелка обычного бульона, в котором плавало несколько здоровенных кусков моркови. Все. Местное пиво Lav:
И конечно же, плескавицу, ради которой все и затевалось. Вот она, красавица:
Очень большая, на фото размер не совсем адекватно передается. Еле осилила. Соус (оранжевый) просто шикарный! Кажется, это был айвар. Объелась как колобок. Сколько же вся эта красота стоила? А вот и счет:
1 110 динар, чуть меньше 10 евро или примерно 620 рублей. На мой взгляд, весьма бюджетно. Напоминаю, это были одни из самых дорогих блюд. Можете сами заценить меню:
Для разнообразия сняла меню в другом большом кафе, расположенном практически на улице Кнеза Михаила:
Считаю что в плане еды в Сербии все должно быть очень хорошо, вкусно, много и бюджетно - раз Белград столица, цены тут скорее всего одни из самых высоких. Еще немного про сам город. Мне показалось, что Београд не слишком большой по размеру, подозреваю, его можно легко осмотреть полностью за два-три дня особо не напрягаясь. То есть, ехать сюда на неделю скорее всего перебор. И мне здесь понравилось по атмосфере, тут есть нечто неуловимо общее с моим любимым Будапештом, хотя по красоте архитектуры сербская столица без сомнения во всем уступает венгерской.
Про местных жителей ничего толкового сказать не могу, поскольку за несколько часов прогулок по безлюдным улицам сложно составить какое-то адекватное мнение на этот счет. Думаю, это классические братья-славяне со всеми вытекающими плюсами и минусами. В меру хмуры, в меру улыбчивы, в меру общительны. Читала, что кого-то из туристов «ленивые и хитрые» сербы пытались обмануть или обокрасть. Не знаю, насколько это распространенное явление. Считаю, что как и везде — не стоит полностью расслабляться и терять бдительность в незнакомой обстановке. Какого-то особого криминала я не успела увидеть. Все мирно, изредка встречаются полицейские.
Из наблюдений: сербский язык местами очень смешной на русский слух. Хотя замечаю, что русским кажутся смешными почти все другие славянские языки. Интересно, с их стороны то же самое или нет? Смеются ли братья-славяне над русской речью? Было бы любопытно узнать. Помимо веселых моментов (добро долезли, улаз, излаз, книжара, стоматолошка и тому подобное) сербский язык оказался удивительно понятен. Удобно. :о)
Итого: общие впечатления от города крайне положительные. Единственное, чтобы не испортить себе впечатления от посещения столицы Сербии, заранее рассчитывайте время комфортного возвращения в аэропорт Белграда и приходите на остановку автобуса вовремя. С удовольствием приехала бы сюда еще раз точно, на пару-тройку дней хотя бы. Даже (слегка) жалела, что на обратной дороге была короткая пересадка и при всем желании не получилось бы заглянуть в город еще разок.
Желаю вам прекрасного отдыха!
______________________
Также вас могут заинтересовать статьи о том, как самостоятельно съездить в , или в .
В статье расскажу, как добраться до города из аэропорта Белграда. Поделюсь всеми способами, коих немного. Всего их три: общественный транспорт, такси или автомобиль (своей/арендованной). Поведаю про нюансы с автобусами, стоимость такси и парковки в аэропорту, а также расскажу, как доехать из аэропорта до отеля менее чем за 1 евро. Собираетесь в Международный аэропорт «Никола Тесла Белград» или, наоборот, из него? Тогда вы по адресу.
Если решите добраться из аэропорта Николы Теслы в центр Белграда общественным транспортом, то у вас есть два варианта.
- Экспресс А1.
- Автобус №72.
Проезд на автобусе А1 стоит 300 динар с человека в одну сторону (карта БусПлюс в нем не действует). Билет приобретается у водителя. Время в пути составляет 30 минут. Автобус следует по направлению Аэропорт Белграда — площадь Славия (серб. Трг Славија) почти без остановок. Точно знаю, что останавливается у Железнодорожного вокзала (там же расположен автовокзал). Возможно, водитель может остановить где-то по вашей просьбе, но не уверен.
С 08:00 до 18:00 из аэропорта автобус отправляется каждые 20 минут, в другие часы – один или два раза в час. Ходит с раннего утра и до поздней ночи (перерыв в движении составляет два часа – с 03:00 до 05:00).
В аэропорту остановку автобуса А1 найти очень просто. Она расположена практически у выхода из зоны прилетов.
Автобус №72 – обычный городской рейс, отправляющийся из Белграда от рынка Зелени Венац (Zeleni Venac) недалеко от и идущий до аэропорта Николы Теслы. Время в пути – 40-50 минут. Стоимость проезда – 89 динар по карте БусПлюс (зона 2), 150 динар, если покупать билет у водителя. Осенью 2018 года в общественном транспорте Белграда появилась возможность оплаты непосредственной банковской картой (не нужно брать Бус Плюс). Но у меня оплатить с помощью карты (Альфа-Банк, Россия) не вышло.
Едет автобус дольше, но его плюс в том, что, имея карту БусПлюс, вы можете пересесть на другой вид общественного транспорта в течение 90 минут после валидирования. Например, я жил за . Прилетел на самолете, сел в автобус №72, доехал до Зелени венац. Вышел из автобуса, поднялся к площади Теразии, сел на автобус №26 и доехал до дома. И заплатил за все про все 89 динар.
Подробно про общественный транспорт Белграда, про БусПлюс и оплату проезда я .
В аэропорту Белград автобус №72 останавливается на верхнем ярусе.
Из аэропорта Белграда на такси
На сайте аэропорта Николы Теслы приводятся официальные расценки на такси. Цена фиксированная, поделена на зоны. Например, в Нови Београд и такси из аэропорта обойдется в 1 400 динар (14 евро), а в центр Белграда – 1 800 динар (18 евро). Если будут называть цены выше, не соглашайтесь. А лучше закажите трансфер заранее в Интернете. Стоит он чуть выше, зато водитель встретит вас в аэропорту с табличкой, гарантия встречи – 100%.
Из аэропорта Белграда на автомобиле
Расстояние Аэропорт Белграда – центр города составляет 18 километров. Две точки связывает широкая современная трасса, есть все необходимые указатели, заблудиться сложно даже без навигатора.
В аэропорту Белграда работают стойки международных прокатных контор, но рекомендую не искать предложение на их сайтах, а сравнить цены в одном месте. Только учтите, что в Сербии машин с АКПП очень немного, и их аренда обычно чуть ли не в два раза выше.
В аэропорту работает большой паркинг. Стоянка непосредственно у терминала стоит 100 динар в час. Оплачивается в специальном киоске, которые работает на территории паркинга.
Если вы летите в Белград из Москвы и едете в аэропорт на собственном авто, то и про паркинг в столичных аэропортах информация тоже будет актуальной. Например, по ссылке можете забронировать парковку в Домодедово . На этом же ресурсе возможно бронирование парковочного места в других аэропортах Москвы.
Если вы улетаете из Белграда на несколько дней и есть необходимость оставить авто на парковке в аэропорту, то для этого предназначен другой паркинг. Он находится в 300 метрах от терминала. 1 сутки на стоянке стоят 800 динар.