Тефнут как выглядела. Возвращение богини тефнут в египет
Для египтян это было благодатное время. Бог Шу при-гонял дождевые тучи, богиня Тефнут поливала пашни, щедрый Хапи удобрял поля, а бог Ра согревал зем-лю золотыми лучами. Люди благодарили богов за бога-тые урожаи, распевали гимны в храмах, украшали ста-туи цветами, поливали жертвенники пальмовым вином и благовонными маслами. И никто даже не мог поду-мать, что вскоре народ постигнет большая беда.
Причиной несчастья стала обида Тефнут на бога солнца Ра . Гордая богиня дождя как само собой разумеющееся принима-ла от людей жертвенные дары и слушала хвалебные песнопения в свою честь. Однако однажды на холме Бен-Бен зазвучала музыка. Это земледельцы славили солнечного бога Ра за свет и тепло, которые он дарит Черной Земле. И настроение у богини испортилось. Ей показалось, что египтяне слишком много почестей воздают солнечному богу. Ведь она была уверена, что если бы не ее живитель-ная влага, то не проросло бы ни одно зернышко. Мудрый Ра попытался было возразить богине, что и без его солнечных лучей невозможен богатый урожай. Но оскорбленную Тефнут уже нельзя было остановить:
— Что ж, — воскликнула она, — если мои дожди никому не нужны, я навсегда покидаю Та-Кемет!
И превратившись в львицу, Тефнут преодолела серебряную ограду и бросилась бе-жать, оглашая горы грозным рычанием. Она летела, едва касаясь земли, и вскоре исчезла вдали за горизонтом.
Опечаленный побегом богини, Ра погрузился в глубо-кое раздумье. «Что же теперь делать? — думал он, с тре-вогой взирая на берега Нила. — Ведь с ее уходом на землю обрушится засуха, которая погубит всех людей. Нет, во что бы то ни стало надо вернуть людям покой и надежду».
Тем временем на земле началась страшная засуха. Солнце палило нещадно, и жара становилась невыно-симой. К вечеру земля на побережье ссохлась, стала твердой как камень, пожухла трава на заливных лугах, обмелели оросительные каналы. Ночью из пустыни налетел огнедышащий ветер и пригнал тучи раскален-ного песка. Он покрывал сады, огороды, крыши, а пло-довые деревья, еще недавно зеленые и свежие, были похожи на мумии с высохшими ветками.
На главной площади города Иуну стали собираться взволнованные жители. Пронесся слух, что главный кормилец страны, некогда благодатный Нил ссыхает-ся, как раскаленная пустыня.
— О великая богиня Тефнут! Чем мы прогневали тебя?! —в отчаянии голосили люди.
Страдал в своем золотом чертоге, жилище богов, и солнечный бог Ра. После долгих раздумий он принял решение восстановить справедливость. Заняв свое ме-сто на золотом троне, он твердо сжал в руках символы власти и приказал слугам:
— Позовите лунного бога Тота, ибо у него воистину мудрое сердце.
Не прошло и получаса, как перед троном солнечного бога предстал мудрец бог Тот . Он считался покровителем знаний, мудрости, медицины. Все волшеб-ные слова и чудодейственные заклинания были ведомы богу. Ни один египетский писец не приступал к трудам, не помолившись Тоту. При обычном человеческом теле бог обладал птичьей головой ибиса с длинным изогну-тым клювом. Великим знанием светились его блестя-щие глаза, похожие на влажные виноградины.
— Приветствую тебя, Тот, — скорбно промолвил Ра. — Надо ли рассказывать тебе, что произошло?
— Мне все известно, как известно и твое желание, — отвечал Тот с почтительным поклоном. — Ты хочешь, чтобы я уговорил Тефнут вернуться из Нубийской пу-стыни.
— Точно так, — кивнул головой Ра, — но ты также знаешь, что богиня могущественна и своенравна. Она приняла облик львицы, что небезопасно и для смерт-ных, и для бессмертных. Силой ее назад не привести. Одолеть ее гнев можно только умом и хитростью. Поэ-тому я и обратился за помощью к тебе.
— Я исполню твой приказ, — поклонился Тот, — и постараюсь вернуть беглянку.
Сказав это, Тот принял облик маленького павиана и отправился в далекий путь. Он понял, что простыми уговорами делу не помочь. «Кто очень силен, — подумал он, — тот нередко бывает глуп. А если он глуп, то охотно верит в любые льстивые речи». Тот вкрадчи-во промолвил, — я знаю, что ты самая прекрасная и могуще-ственная богиня! Но объясни: почему ты, такая силь-ная, боишься меня — маленькую слабую обезьяну? Подумай сама. Если в дом человека заползет скорпион, человек сразу его убьет. А все потому, что человек, хоть он и сильней скорпиона, все-таки боится, что его ужа-лят. И только владыка зверей лев действительно могуч! Если к его логову приблизится шакал, он даже не глянет на него, потому что не ведает страха. Льву не нужно убивать, чтобы доказать свое могущество. Уби-вает лишь тот, кто не уверен в своей силе.
Эти слова неожиданно возмутили Тефнут.
Не боюсь я тебя, мелкая обезьяна! - взревела львица. - Да и не трону тебя, потому что нет богини могущественнее меня!
- Дело не в этом, — грустно отвечал Тот, — твой супруг Шу сильно тоскует по тебе. А земля Та-Кемет находится в безмолвии. В твоих храмах больше не устраивают торжества, все жрецы облачились в траурные одежды, алтари пусты, музыканты касаются струн, но они не издают божественных волшебных звуков.
Тот не зря считался мастером красноречия: суровая Тефнут понемногу разжалобилась. Чем подробнее Тот описывал ей бедствия, терзающие Та-Ке-мет, тем печальней становилось ее лицо и сжималось сердце от сострадания к людям, с которыми она, осле-пленная гневом, несправедливо по-ступила. На глаза богини навернулись слезы. Она старалась этого не выдавать, но проницательный Тот заметил сразу.
Со скорбным видом он воскликнул:
— Если ты позабудешь свою обиду и вернешься в Та-Кемет, то Нил снова станет полноводным, зазеленеют поля, заколосятся ячмень и рожь! Тефнут, ты — самая прекрас-ная богиня. Люди и боги никогда не забудут, как ужасен твой гнев. Вернись в Та-Кемет! Ведь если ты не вернешься, люди умрут, — продолжал уговаривать павиан Тот.
— А если не останется людей, кто же будет услаждать твой слух музыкой и пением, украшать цветами твои статуи в храмах? Кто будет славить тебя, называя самой вели-кой, самой прекрасной, самой могущественной? Кто пре-вознесет твою несравненную мудрость? Между прочим, о восхитительная владычица воды, ты явила людям свое могущество, но ты пока ничем не доказала свою му-дрость. Так докажи ее и тебя будут славить еще больше!
— Как же мне вернуться? — смущенная речами Тота, спросила львица Тефнут.
— Нет ничего проще, — ответил павиан. — Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинять свои чувства велению рассудка…
Мудрый же, в отличие от глупца, — заключил павиан, — не раб своих чувств, но их господин. Если его осел заупрямится, мудрый хоть и почувствует гнев, однако не даст воли своим чувствам. Он не бу-дет бить осла, а даст ему отдых. Хоть и потеряет время, все равно доберется до города раньше, чем глупец.
Великая Тефнут! — возопил Тот. — Ослепленная праведным гневом, ты ушла из Та-Кемет, люди увидели твое могущество. Но если ты сумеешь победить свой гнев, люди поймут, насколько ты мудра. Помни: нет ничего дороже родины. Даже крокодил, когда он стареет, покидает чужбину и приплывает умирать в род-ной водоем. Лестные доводы умного павиана ока-зали благодатное воздействие на капризную Тефнут. Боги-ня дождя решила вернуться в Та-Кемет. Она уже собралась объявить свое ре-шение Тоту, как вдруг замерла, ее озарило мыслью.
Как! — закричала она, сверкнув глазами. — Я ведь поклялась никогда не возвращаться! Я думала, что нет такой силы, которая заставила бы меня изменить решение. — и вдруг какой-то ни-чтожный павиан чуть не сломил мою волю, разжалобил и едва не за-ставил расплакаться!.. Меня, могучую, непобедимую львицу!.. Да я сейчас растерзаю эту наглую обезьяну! Издавая рычание, от которого содрог-нулась пустыня, она выпустила острые когти и приго-товилась к прыжку. Маленький павиан сильно испугался.
— Богиня! — закричал он. — Вспомни о своей клятве! Ведь ты именем Ра поклялась не причинять мне зла! Тефнут в нерешительности застыла.
— Хорошо, павиан, — прорычала львица после раздумья. — жаль. При-дется сдержать свое обещание. Однако не смей вооб-ражать, что ты взял надо мною верх! Не ты заставил меня вернуться в долину Нила. Это будет моим решением!
— Конечно! — подтвердил Тот. — Я буду идти впереди твоего величества и буду развлекать песнями и плясками. И они отправились в Та-Кемет.
Когда Тефнут вернулась на родину, то совершила торже-ственное шествие по всем городам и селениям. Жители Та-Кемет ликовали: благодатный дождь моментально оживил сухую землю.
Встретилась Тефнут и с Ра. Увидев богиню, солнеч-ный бог несказанно обрадовался. В ее честь был устро-ен пир, который длился много дней. На том пиру был и мудрый Тот, совершивший благое дело не столько для богов, сколько для простых людей.
Этана из города Киш: полет на орле
Зевс громовержец
Орангпендек – лесной человек
Бог Энки
Решетка из сверхпрочной керамики создана на 3D-принтере
Дальнейшее развитие техники находится в прямой зависимости от доступных технологий в материаловедении. Если говорить точнее, многие смелые проекты, возникшие еще...
Остров Сингапур
Сингапур – это и остров и город, и государство. Обязательно стоит посетить "Город льва и храма" – известный центр развлечений в...
Производство водорода на Луне
Группа американских ученых из Национального космического общества и Фонда исследования космического пространства рассказала о способах снижения стоимости колонизации Луны на 90 ...
По древнему мифу, Шу вышел как дыхание из носа прабога Атума. Вместе со своей сестрой и женой Тефнут (сырость), Шу(воздух) олицетворяет необходимые для жизни силы. Сверх этого, Шу отождествляется с солнцем, а Тефнут - с луной.Шу
- египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отждествления Атума с Ра считался сыном Ра.
Шу - бог воздушного пространства разделяющего небо и землю, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем.
Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом и Хонсом.
Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в Дельте, из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода - своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.
Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей. Шу - в загробном царстве один из судей над умершими. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы.
Тефнут
, также Тефнет, хвалебное имя Нубийская кошка - в египетской мифологии богиня влаги. Входит в гелиопольскую эннеаду. Её земное воплощение - львица. Центр культа Тефнут - Гелиополь.
Согласно гелиопольскому мифу, Тефнут и её муж Шу - первая пара богов-близнецов, порождённых Атумом (Ра-Атумом). С их появлением первоначальное единство сменяет двойственность, в том числе и полов. Их дети - Геб и Нут. Иногда Тефнут называют женой Птаха. Тефнут - также дочь Ра, его любимое Око. Эти представления - следствие слияния Атума с Ра, при котором Шу и Тефнут становятся детьми бога Солнца - глазами хозяина неба. Тефнут отождествляется как с лунным, так и (через различные мифические связи) солнечным глазом. Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Тефнут отождествлялась с богиней Уто (Уреем).
Известен миф, согласно которому Тефнут - Око Ра удалилась в Нубию (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе своего отца, пославшего за ней Тота и Шу (в другом варианте - Онуриса), вернулась обратно. Приход Тефнут из Нубии и последовавшее за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы.
Ипостасью Тефнут являлась богиня пламени Упес, другой её ипостасью нередко выступала богиня письма Сешат. Известен миф, согласно которому Тефнут - Око Ра удалилась в Нубию (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе своего отца, пославшего за ней Тота и Шу (в древнем варианте - Онуриса). вернулась обратно. Приход Тефнут из Нубии и последовавшее, за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы. Тефнут отождествлялась с Мут, Баст, а также с Хатор, Сехмет и другими богинями-львицами (Менхит. Мент), почитавшиеся в Египте.
Шу, Тефнут, Геб и Нут
Шу и Тефнут - первая божественная пара на земле. Они обладают одной душой. Согласно гелиопольской космогонии, эти боги рождены Атумом в начале творения: Шу возник как бог ветра, а Тефнут-Маат - как богиня мирового порядка, и только благодаря ей Атум смог создать мир. В космогонии Мемфиса Тефнут иногда отождествляется с "сердцем и языком Птаха", то есть его изначальными Словом и Мыслью, которые воплотились в Атума и Тефнут-Маат. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась как богиня влаги.
После того, как мир был создан, Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.
Наступил Золотой век - время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра - бога Солнца, "Владыки Всего Сущего".
В начале Золотого века Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она покинула Египет и ушла на юг, в Нубию (егип. Куш), в пустыню.
Тефнут была богиней влаги, - поэтому, когда она ушла, на страну обрушилось бедствие - страшная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскалённые лучи Солнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твёрдой, как камень; перестали плодоносить финиковые пальмы; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.
Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему:
- Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно!
Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось её разыскать. Шу долго и красноречиво рассказывал ей, какое горе постигло её родину, и, наконец, разжалобил Тефнут, убе-дил её вернуться. Когда они вместе пришли в Египет, Великая Река сразу же разлилась и щедро напитала водой луга и пашни, а на земли Дельты хлынул (неба живительный "небесный Нил" - дождь Засуха кончилась, и голод прекратился.
После того, как Шу привёл свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней. От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб и Нут очень любили друг друга ещё во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.
Нут по вечерам рождала звёзды, а утром, перед восходом Солнца, проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался на Нут за то, что она поедает звёзды, и назвал её свиньей, поедающей своих поросят.
Владыка Всего Сущего Ра был очень недоволен ссорой Нут и Геба. Он призвал к себе бога ветра Шу и велел ему разорвать объятия Геба и Нут, разделить небо и землю: если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь.
Шу исполнил приказ Ра: отделил небо от земли и привёл в движение сотворённый мир. Поэтому считается, что Шу - воплощение творческой энергии Ра-Атума. Имя его означает "Пустота" (т. е. воздух). Египтяне вкладывали в саркофаги умерших маленькие деревянные статуэтки Шу - чтобы покойный не задохнулся в Загробном Царстве, где воздуха нет.
Шу носит на голове страусиное перо: это - иероглифдетерминатив его имени.
Когда Шу разорвал объятия Нут и Геба, богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землёй. От высоты у неё закружилась голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днём, а ночью опускает её обратно на землю. Поэтому одна из эмблем Шу - четыре пера: символические колонны, которые поддерживают небо.
Тефнут иногда помогает супругу держать Нут над землёй, но очень быстро устаёт и от усталости начинает плакать. Её слезы - дождь - превращаются в растения.
По утрам Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы Мехет Урт и рождает солнечный диск. Хепри, бог восходящего Светила, катит Солнце перед собой подобно тому, как жук-скарабей катит свой шар, и, достигнув зенита, передаёт солнечный диск Ра. Ра берёт Солнце и в своей священной Ладье Вечности везёт его через небесную реку - по животу Нут.
Иногда на Ладью нападает извечный враг Солнца - гигантский змей Апоп. В такие дни небо затягивает тучами или налетает из пустыни песчаная буря. Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра не победит Апопа. Если змею удаётся проглотить Ладью, наступает солнечное затмение, - но даже и тогда Ра в конце концов всё равно одерживает победу над Апопом и плывёт дальше по небесной реке. Вечером, выполнив свою великую миссию, бог Солнца отдаёт диск Атуму, и Атум опускает его за горизонт.
В дополнению ко вчерашнему рассказу о Хатхор и сегодняшнему о Сехмет, хотелось бы поподробнее остановиться на их связи и рассказать о мифе, в котором древнеегипетская богиня любви Хатхор, вдруг превращается в безжалостную и воинственную Сехмет.
Хатор, как и большинству богов Египта, многолика. В далекой древности она была преимущественно богиней неба, изображая женщину с головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Таков был вариант мифа о небесной корове, рождающей Солнце. Но ее называли также дочерью Ра. А как свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора). В то же время она почиталась порой как Око Гора, или Око Ра. В качестве Ока Ра она отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра, приносящее росу?), с Сехмет - богиней войны и палящего Солнца (жаркое полуденное Око Ра?). В таком случае можно предположить, что Хатор была вечерним Оком Ра (подобное триединство божеств достаточно распространено в египетской мифологии).
Чаще всего Хатор (подобно двум другим ее образам) почиталась в виде женщины с львиной головой. Пожалуй, именно в таком виде она истребляла людей… Впрочем, об этом имеет смысл рассказать подробно.
В одном из древних мифов о состарившемся одряхлевшем Ра, против которого люди замыслили недоброе, боги посоветовали своему владыке: «Да пойдет Око твое и да поразит оно для тебя замышляющих злое… и да сойдет оно в образе Хатор».
И пошла богиня, и поразила она людей в пустыне. Сказало величество бога этого: «Иди в мире, Хатор, ибо ты сделала то [для чего я послал тебя]».
Сказала богиня эта: «Жив ты, победила я людей, и сладостно это для сердца моего».
Сказал его величество Ра: «Могуч я». И возникло имя Сехмет». Сделаем отступление. Вера в магическую силу слова в данном случае соединяется с игрой слов: «сехмет» означает «могучий». Так не только материализуется, но уже само звучание, невольный каламбур чудесным образом реализуется. И то, что сказал Ра о себе, становится качеством и именем богини: Хатор Сехмет.
Слово сказано, и богиня, почувствовав свою необычайную силу, принялась убивать людей. Однако Ра уже удовлетворился местью, и в душе его проснулась жалость к людям. Он приказал принести ему побольше красного камня «диди» (охры?), а также приготовить побольше пива. Растертый красный камень бросили в пиво, и оно стало подобным крови.
Было приготовлено 7000 сосудов с пивом. осмотрел на них его величество Ра и сказал: «О как прекрасны они. Я спасу ими людей».
Сказал Ра: «Отнесите их в место, где она хочет убить там людей».
Его величество царь Верхнего и Нижнего Египта Ра поднялся рано в красотах ночи, чтоб дать вылить жидкость этих сосудов.
И были полны поля влагой до четырех мер (в высоту)…
Утром пришла эта богиня и нашла все залитым. И было лицо ее радостным там. И пила она, и сладостно было это сердцу ее. И пошла она пьяная и не узнала людей.
И сказал Ра богине этой:
«Иди в мире, о богиня могучая».
Таков миф. Он наводит на размышления. В бытовом плане мы узнаём, что богиня не просто любила пиво, но и упивалась допьяна, да так, что переставала узнавать людей. Ясно, что подобные случаи происходили не только с богинями или богами, но и с людьми.
Более того, пьянство, судя по всему, не считалось чем то постыдным. Ведь пьяные египтяне и египтянки, согласно свидетельству данного мифа (его связь с действительностью вряд ли можно отрицать), становились добрее и забывали даже о своих злых замыслах. Во всяком случае, хочется верить, что было именно так.
Есть у мифа и естественнонаучный аспект. В нем говорится - в аллегорической форме - о крупном наводнении в долине Нила. Мифы о потопах вообще очень характерны для самых разных племен и народов, обитающих в Евразии, Америке, Австралии. Наименее распространены они в Африке. В тех регионах, где наводнения были особенно сильны, например в Двуречье, возникали предания о всемирном потопе (одно из них вошло в Библию).
Основная область водного питания Нила лежит в экваториальной зоне, где распространены тропические леса, саванны и озера. Это обеспечивает реке относительную стабильность и сравнительно небольшие, верней некатастрофические, наводнения в период дождей. Как мы знаем, подобные регулярные разливы являются залогом плодородия полей. О каком же тогда потопе, особенно сильном, да еще с красной водой, может идти речь?
Об этом нетрудно догадаться. Дело в том, что южная половина Белого Нила - основного водного потока - расположена в зоне широкого распространения красноземов. Пять шесть тысячелетий назад на месте нынешних пустынь и полупустынь этого района находились саванны, а на месте нынешних саванн - леса. Охотники, а затем скотоводы кочевники и первые земледельцы стали активно выжигать и вырубать леса и примитивными способами обрабатывать почву. В результате началась эрозия земель. Во время сильных дождей красные почвы размывались и в огромном количестве поступали главным образом в Белый Нил от его левых притоков, большинство из которых позже превратились в сухие долины.
Это явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по такому случаю историю с окраской пива в красный цвет и мощном наводнении. Возможно даже, что легенда возникла не сразу, а в первое время люди передавали сведения о сильных наводнениях с необычной красноватой водой. Постепенно подобные явления случались все реже и, наконец, прекратились вовсе: пустыни и полупустыни взяли свое, притоки Нила стали маловодными. Расширение опустыненных земель в Сахаре привело к тому, что в этом регионе климат стал значительно суше. Теперь уже «красные разливы» Нила остались только в преданиях.
Изменилось к тому времени и отношение к богине Хатор. Если когда то катастрофические нильские «потопы» приносили бедствия жителям долины, то нормальные периодические наводнения оставались благом. Хатор превратилась в покровительницу деревьев (она принимала образ финиковой пальмы, сикоморы) и дарующую плодородие богиню любви, музыки и пляски, веселья (как видим, не только на Руси веселье было связано и с питием).
Важную роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и одаряя их животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент, изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий удачу.
В конце Нового царства Хатор стали отождествлять с Исидой, а древние греки - с Афродитой.
У солнечного бога Ра была любимая дочь - богиня Тефнут. В разных обличьях представала Тефнут в природе и перед людьми. Ее почитали как Сохмет - грозную богиню войны, а в другом случае ее звали Хатор или Хатхор, и она представала богиней пляски и веселья. Много разных легенд рассказывали об этой богине, и часто говорилось о том, как она побеждает чудовищ - врагов отца-Солнца, либо наказывает людей за неповиновение божественному царю. В облике божественного Ока - Уджат - она следит за проявлением в мире добра и зла, за тем, чтобы все шло, подчиняясь божественному предначертанию и закону.
Счастливо жили люди во время золотого века. Бог воздуха Шу собирал дождевые тучи, богиня влаги Тефнут поливала пашни, щедрый Хапи - бог Нила удобрял поля, а великий Ра согревал землю своими лучами. Всем казалось, что жизнь всегда будет такой радостной и сытой. Откуда было людям знать, что уже в недалеком будущем на них обрушатся величайшие бедствия - засуха и мор.
А причиной этому послужила ссора, неожиданно вспыхнувшая между Тефнут и Ра.
В то время солнечный бог Ра еще жил на земле и был царем Египта. Тефнут жила вместе с отцом. Была Тефнут своенравной и гордой богиней.
Любила гордая богиня дождя принимать от людей жертвенные дары и слушать хвалебные песнопения. Но вдруг однажды на холме Бен-Бен, в храме солнца, зазвучала громкая музыка. Это земледельцы благодарили лучезарного бога Ра за свет и тепло, которое он дарит Черной Земле.
Помрачнело лицо Тефнут. Ей показалось, что египтяне гораздо больше почестей воздают солнечному богу.
Как же так! - солнце иссушает почву, и, если б не мои дожди, ни одно зерно, брошенное под соху, не проросло бы.
Ты не права, - возразил ей бог солнца Ра, услышав ее слова. Посмотри на землю: по всей реке люди построили плотины и оросительные каналы. Они сами питают поля водой, даже если нет дождя. Но что бы они делали без моих лучей?
Так сказал Ра, и обиделась богиня:
Если мои дожди никому не нужны, я навсегда покину землю Та-Кемет!
И вот обратилась Тефнут в львицу и ушла от Ра в Нубию, в далекую страну Бугем.
В образе львицы бродила она по пустыне, в ярости убивала людей, и кровь ее жертв наполнила все ущелья. Из глаз ее извергалось пламя, дыхание ее пасти было как огонь, и сердце ее пылало от гнева. Никогда не покидала она пустыни и уже совсем забыла Египет, родину своего отца Ра.
Солнце между тем палило все сильней, и вскоре сухая жара сделалась совсем невыносимой. Густой слой пыли покрыл сады, огороды, крыши домов. Плодовые деревья ссохлись и стали теперь словно мумии со скрюченными руками-сучьями.
Пожелал Ра вернуть Тефнут из Нубии, чтобы снова иметь ее близ себя. Тосковал Ра без дивного Ока своего. Тефнут была любимой дочерью Ра, и при виде ее сердце его охватывала радость.
Долго думал Pa, кого послать за дочерью в Нубию и наконец выбор его пал на бога мудрости и письма Тота.
Тот славился своей хитростью и ловкостью, и мог он волшебными словами помочь привести Тефнут в Египет. А без колдовства и без помощи волшебных сил нельзя было укротить грозную богиню.
Принялся бог за дело. Обратился Тот в павиана и отправился в Нубию на поиски богини. Он пересек воды Кенем и нашел Тефнут, которая охотилась в пустыне на юге в дальней стране Бугем.
Недружелюбно встретила львица бога. Она подняла хвост и свирепо зарычала на павиана. Прекрасна и грозна была в своем гневе богиня. Шерсть ее блестела и переливалась на солнце.
Здравствуй, могучая львица! Ра и все боги пребывают в великой печали, ибо ты покинула Та-Кемет. Выслушай же мой совет: не держи в сердце гнева, забудь свою обиду и вернись домой…
Убирайся прочь, ничтожный павиан! - зарычала Тефнут. - Я не желаю тебя слушать. Уходи, или я растерзаю тебя в клочья!
Понял Тот, что против ярости богини все разумные доводы бесполезны. «Кто очень силен, часто бывает очень глуп, - подумал он про себя. - А глупый охотно принимает любую льстивую ложь!.. Есть у меня хитрость и ум против твоих острых клыков и когтей…»
Не трогай меня, о львица! - произнес он вкрадчиво. - Я знаю, что ты самая могущественная из богинь!.. Но объясни мне: почему ты, такая сильная, боишься меня - маленькую слабую обезьянку? Почему ты испугалась? Я не понимаю этого.
Я?!. Тебя?!. Боюсь?.. - удивилась львица.
Но, богиня, рассуди сама! Если попадает в дом человека скорпион, человек сразу спешит убить его. Потому что, хотя человек и сильней скорпиона, он все-таки боится его: боится, что скорпион его ужалит… Или змея: она боится, что ей причинят зло, и нападает на всех, кто подойдет близко, даже на безобидных коров и лошадей. И большая корова боится маленького слепня и убивает его хвостом, едва тот сядет ей на спину… И только владыка зверей лев, - вот кто воистину могуч! - если к его логову случайно приблизится шакал или обезьяна, он даже не взглянет на них; если он дремлет, то даже не подумает проснуться, услышав шум. Потому что он не знает страха. Ему не нужно убивать, чтобы доказать свое могущество. Убивает только тот, кто не уверен в своей силе и потому боится.
И стыдно стало Тефнут, когда услышала она слова павиана.
Знай же: я не боюсь тебя, слабая обезьяна! Клянусь, я не трону тебя, потому что я - самая могущественная из богинь, и ты нисколько мне не страшен!
Поднял Тот кверху лапы и начал уговаривать ее отправиться с ним в Египет. Он говорил о красоте страны ее отцов, о прекрасном Ниле, дающем радость, обо всех чудесах «та мери» - «возлюбленной земли» (так называли египтяне свою страну).
Вместо бесплодной пустыни, где ты обитаешь, - говорил Тот, - ты попадешь в страну, которая благодаря тебе будет цветущей: с великой многоводной рекой, с зелеными лугами, с многолюдными городами и селениями. Для тебя построят храм, - продолжал он, - и люди будут чтить тебя. Тебе не нужно будет совершать разбойничьи набеги на зверей и людей, чтобы добыть себе еду. Ежедневно будут приносить тебе в жертву газелей и антилоп, горных козлов и дичь пустыни. Каждый день тебе будут доставлять вино, и от глотка его печаль будет уходить из твоего сердца. Никогда не прекратятся музыка, пение и пляска в твою честь.
Тефнут, поначалу не желавшая слушать Тота, была растрогана его красноречием. И вот тогда хитрый Тот предложил богине-львице чашу вина и великолепное благоухающее кушанье - убитую газель, приготовленную особым образом, так, как умели готовить только в землях Египта. Нараспев воздавал он ей похвалу.
Ради твоего прекрасного лика, ради красоты твоего тела, ради взгляда, который светится радостью, возьми кушанье, о котором я говорил… Во всем мире нет пищи лучше…
Тот, хоть и выступал в скромном облике павиана, был настоящим льстецом и знал, как обуздать своенравную богиню.
Тефнут подошла к еде и испытала то, что испытывают, вкушая прекрасную пищу. Лицо ее посветлело, взгляд стал радостным. Она обернулась к Тоту, сияя.
И стал утихать гнев богини.
«Ты победила собственное сердце.
Поистине, из всего, что существует на свете,
Ничего не любят больше родной стороны,
То есть места, где ты родился.
Когда стареет крокодил,
Где б ни случилось это,
Приходит умирать он в водоем свой,
Ведь город то его родной».
Такие стихи читал Тот богине. Он рассказал о печали Египта, оставленного своей покровительницей:
Какой мрак кругом. Твои музыканты касаются струн, но не звучат они под их пальцами, твои певцы печальны, твои возлюбленные в трауре. Стар и млад ждут твоего совета, владыки и вельможи всего мира надели траур по тебе. Хаос царит с тех пор, как ты бежала из Египта; твои праздники не отмечаются более. В твоих храмах не устраивают торжеств, мужчины печалятся, красивые женщины уже не смеются…
Возвращайся, богиня, в землю, где ждет тебя отец, а я обещаю служить тебе и защищать от всех врагов!
Как ты - маленький, беспомощный павиан, сможешь защитить меня сильную богиню? - вскричала удивленная Тефнут.
Выслушай меня, могущественная богиня. Тебе странными кажутся мои слова, но послушай, я расскажу тебе притчу о льве и мыши.
Случилось так, что однажды попалась под лапу льва мышь, с виду хилая и совсем маленькая. Лев хотел уже ее раздавить, но мышь взмолилась:
Не дави меня, господин мой! Если ты меня съешь, мною ты все равно не насытишься. Если же отпустишь, голод твой не станет сильнее. Но зато, если ты подаришь мне спасение, я тоже когда-нибудь подарю тебе жизнь. Не причиняй мне зла, я когда-нибудь спасу тебя от беды.
Лев посмеялся над мышью и сказал:
Что ты можешь сделать? Ведь нет никого на земле сильней меня, никто не может причинить мне зла!
Но мышь поклялась ему:
Клянусь, что избавлю тебя от гибели, когда придет для тебя черный день!
Лев принял это за шутку, однако подумал: «Если я съем эту мышь, сытым я и вправду не стану…» И он отпустил ее.
Прошло время, и случилось так, что один охотник, который ловил зверей в западни, выкопал яму как раз на пути льва. Лев провалился в яму и попал в руки охотника. Опутал его охотник сетью и крепко связал сухими ремнями, а сверху опутал ремнями сыромятными.
И вот связанный лев лежал и горевал. Но судьба пожелала, чтобы шутка мыши стала правдой. Захотела судьба посмеяться над надменными словами льва, сказанными когда-то, и ночью привела к нему маленькую мышку.
Сказала тут мышь льву:
Разве ты не узнаешь меня? Я та самая маленькая мышка, которой ты подарил жизнь. Я пришла, чтобы сегодня отплатить тебе тем же. Попал ты в руки человека, но я избавлю тебя от гибели. Нужно быть благодарным к тем, кто оказал тебе благодеяние.
И вот принялась мышь грызть путы льва. Она перегрызла все сухие ремни и все ремни сыромятные, которыми он был связан, и освободила его от пут. Потом мышь спряталась в гриве льва, и он в тот же час отправился с ней в горы, подальше от опасных охотников.
Подумай о маленькой мышке, самой слабой из всех жителей гор, и о льве, самом сильном из всех зверей, живущих в горах!
Даже самый сильный может быть повержен, а самый слабый придет к нему на помощь и спасет…
Такими словами окончил свой рассказ маленький павиан.
Засмеялась нубийская львица, возрадовалось сердце ее словам Тота. Лесть маленького павиана и его разумные речи подействовали на своенравную Тефнут, и обратила она лик свой к Египту.
Она уже собиралась торжественно объявить свое решение Тоту, уже открыла рот, как вдруг замерла, пораженная внезапной мыслью.
Как! - закричала она, бледнея от злости. - Я ведь поклялась не возвращаться! Я не послушалась бы даже самого Ра, если б он пришел за мной, - и вдруг какой-то маленький ничтожный павиан сломил мою непреклонную волю! Да я сейчас растерзаю эту наглую обезьяну!
Вздыбила она гриву, издала рычание, от которого содрогнулась пустыня и приготовилась к прыжку.
Маленького павиана охватил страх, ужасный страх, при виде ее силы… Съежился он и стал похожим на лягушку.
Богиня! - закричал он. - Вспомни о своей клятве! Ведь ты поклялась не причинять мне зла!
Тефнут в нерешительности застыла.
Хорошо, павиан, - прорычала она после некоторого раздумья. - Очень жаль, но мне придется сдержать свое обещание. Однако не смей думать, что ты взял надо мною верх! Это не ты заставил вернуться меня в долину Нила. Я сама решила так!
О да, великая богиня! - подтвердил Тот. - Разве может быть иначе? Разве кто имеет власть над такой могучей богиней как ты? Ты решила вернуться на родину, и я восхищаюсь твоей мудростью! Я пойду впереди и буду развлекать тебя песнями и плясками.
Он взял в руки лютню и шел перед ней, танцуя, чтобы она с весельем явилась перед Ра.
Так достигли они границы Египта.
Не как дикая львица, а как кроткая газель пришла из пустыни богиня Тефнут и увидела красоту страны, о которой ей рассказывал Тот.
Быстро распространилась по всему Египту весть о приходе Тефнут.
Красивые девушки с цветами в распущенных волосах, с тамбуринами и систрами в руках вышли встречать радостное шествие. Жрецы играли на арфах и флейтах, они несли на плечах богатые жертвы; вино и гирлянды цветов подносили они богине; ее умастили благоухающим маслом и надели ей венок на голову.
Она омыла свое тело в озере Священного острова. И тогда превратилась львица в прекрасную юную деву Хатхор-Тефнут с сияющими глазами, с веселым лицом, с черными волосами, в деву с гордой осанкой, блистающую красотой.
Ра, узнав о возвращении дочери, пустился в пляс, и сердце его возрадовалось необычайно. Он почувствовал себя словно заново родившимся.
Увидел ее отец Ра, радостно заключил дочь в объятия и воскликнул: «Наконец-то ты пришла, и я обнимаю тебя, царица женщин, дочь моя любимая!»
В городе Филе, в первом месте, где остановилась богиня, был построен храм около святилища Исиды.
Отсюда процессия на судах поплыла вниз по Нилу. Девять дней длилось путешествие. И в каждом городе повторялась торжественная и радостная встреча богини - дочери Ра. Женщины пели и плясали, и вся страна ликовала и праздновала.
С приходом Тефнут кончилась засуха в Та-Кемет. Пошли дожди, и Нил разлился, напоив и удобрив иссохшую землю полей.
С тех времен египтяне связывали окончание сухого периода года и разливы Нила с возвращением Тефнут на родину и отмечали особо эти дни. В храмах богини разыгрывали целые священные представления-мистерии, в которых каждый раз снова изображался уход и возвращение Тефнут.
Тефнут была богиней добра и зла. Она могла смеяться от души, и сердце ее было сладостным. В это время она выступала в облике Хатхор - юной и прекрасной девы, богини музыки и танцев. Но могла она стать и гневной, как разъяренная львица, глаза ее могли наливаться кровью от гнева, извергая пламя на виновных, тогда ее называли Сохмет, отождествляя с грозной богиней мести. Тефнут-Сохмет - царица женщин и владычица злых духов, она украшала себя гирляндами цветов и красилась кровью своих жертв. Когда Тефнут-Хатхор утомляли пляски и музыка, влекло ее вновь в пустыню, и грозно рычала она в горах, и все дрожало от страха перед нею.
Художники изображали Тефнут-Сохмет в образе стройной женщины с головой львицы. На голове у нее диадема - круг со змеей. Это символ божественного Ока - Уджат.