Всегда ли безопасен круиз-контроль?: Круиз под контролем. Как работает круиз-контроль с механической коробкой передач?  Описание схемы круиз-контроля
Длительные поездки за рулем бывают достаточно утомительными для водителей. Однообразное положение ног способно приводить к болям в мышцах, а иногда и судорогам. Снизить нагрузку на ноги и дать возможность отдыха от педалей можно с помощью популярной опции – круиз-контроль.
Автопроизводители в основном обеспечивают свои машины данной системой при комплектации автоматическими коробками передач. Однако, не редки случаи, когда можно обнаружить круиз контроль на механике, что это дает водителю, узнаете из статьи.
Система в автоматическом режиме участвует в обеспечения автомобилю постоянной скорости во время движения. Заданная скорость выдерживается до тех пор, пока водитель самостоятельно ее не отключит. Наиболее востребованным данный режим является за пределами города, так как на этом участке дороге возможно делать более длительные переезды с постоянной скоростью.
Перед тем, как пользоваться круиз контролем, нужно знать, что он имеет несколько уровней зависимости от бортового компьютера авто. При его работе остальные системы, типа ESP либо ABS должны находиться в исправном состоянии.
Активация режима осуществляется с помощью подрулевого лепестка либо кнопок на мультируле. Для запуска достаточно воспользоваться кнопкой «on/off». На отдельных участках дороги водитель, не выходя из режима круиз-контроля, имеет возможность добавлять газа без нажатия ногой на педаль акселератора. Эта функция осуществляется также с помощью рычажка или кнопок на руле.
Чтобы добавить скорость, водитель жмет кнопку или рычаг со знаком «+», снижение скорости делается в обратном направлении к знаку «-».
Нужно знать, что если водитель нажмет педаль тормоза или газа во время включенного режима круиза, то система автоматически перейдет на ручное управление, отключив круиз-контроль.
Информативность обеспечивается с помощью специального светового индикатора на панели автомобиля. Если лампочка с соответствующим изображением горит, то круиз-контроль включен.
С помощью рычагов системы удается настроить нужную скорость автомобиля. Она заносится в память автомобильного компьютера. Выходя из этого режима, а потом, зайдя снова, водитель активирует последнюю записанную скорость авто.
Мультируль с круиз-контролем
Как правило, движение рычажка в сторону «плюса» или «минуса» добавляет машине скорости 1-2 км/ч. Минимально возможная скорость для выставления режима на круизе составляет 30 км/ч.
Выйти при необходимости из режима удастся с помощью повторного нажатия кнопки «on/off». На панели после этого должен погаснуть соответствующий индикатор.
«Механика» и круиз
Чаще всего такой функцией оснащают машины с автоматической трансмиссией, хотя можно и самостоятельно поставить круиз контроль на механику, если данной опции не предусмотрено у автопроизводителя. При этом передачи придется переключать самому.
Провести тюнинг для установки круиза помогут также в специализированной компании. В некоторых организациях есть универсальные системы, подготовленные для монтажа. Также допускается самостоятельное приобретение электрооснастки. В этом случае автовладелец подбирает наиболее комфортный вариант для своего транспортного средства с учетом эргономических особенностей.
Объясним, как работает круиз контроль на механике, ведь здесь имеется некоторое отличие от работы на «автомате». При нажатии на педаль сцепления или тормоза происходит автоматическое отключение. Водитель должен переключить трансмиссию на нужную ступень, а затем при необходимости снова запустить круиз-контроль. Также отключение выполняется при выключении зажигания, как и сброс настроек скорости.
Самостоятельная установка круиз-контроля
Монтаж осуществляется на руле. Для этого устанавливаются трехпозиционная кнопка либо рычаг, обеспечивающие управление. Они дают возможность настраивать систему, при этом нужен свободный доступ для работы с ними. Также монтируются элемент включения/выключения.
Набор для установки круиз контроля
Все провода скрываются под обшивкой и проводятся к электронному блоку управления. Подача сигналов осуществляется для работы с дроссельной заслонкой. Это можно осуществить только на машинах, оснащенных электронным управлением заслонки. Процедура по монтажу занимает 1-1,5 часа.
В некоторых случаях возможными побочными сложностями являются проблемы с центральным замком. При этом отсутствует адаптация ключей. Для возобновления этой функции понадобится обратиться в официальный сервис, так как самостоятельно вопрос не удастся решить.
Система адаптивного круиз-контроля
Наиболее прогрессивным сервисом для круиз-контроля является его адаптивная версия. Она позволяет контролировать скоростной режим впередиидущего транспорта, а на основании полученных данных осуществляется корректировка параметров скорости собственного авто. Подобные сервисы принято называть активными, в отличие от классических пассивных.
Адаптивный круиз-контроль
Возможность выдерживать безопасный скоростной режим и достаточный интервал между передним авто обеспечивается за счет встроенных небольших радаров и дополнительного процессора дигитальных сигналов.
Современный сервис способен функционировать на скоростях 30-200 км/ч. Им уже оснащают отдельные модели среднего класса и премиальный сегмент. В некоторых случаях подобны системы осуществляют контроль не только по ближайшему автомобилю, но и с учетом дорожной разметки, обеспечивая движение в требуемой полосе.
Когда происходит начало сближения с передним авто, то осуществляется сигнал водителю об изменении дорожных условий. Такие действия помогают быстрее отреагировать на возможное препятствие. Более совершенные круиз-контроли самостоятельно выполняют маневры с торможением или иным действием на машине. Такие сервисы обеспечивают водителей и пассажиров повышенными условиями безопасности.
Заключение
При наличии круиз-контроля водителю облегчается управление автомобилем, как с автоматической коробкой передач, так и с «механикой». Установить самому данную систему можно при наличии электронного блока управления. Современный круиз-контроль повышает безопасность на дороге.
Чемпионат Евро 2012 оставил нам несколько хороших «автобанов», на которых теоретически должен быть востребован круиз-контроль. Но насколько удобен такой «девайс»? Ответ на этот вопрос мы искали на трассе Киев - Львов на тестовом Renault Megane.
Для проверки эффективности круиз-контроля трасса Киев - Львов была выбрана неслучайно. Дело в том, что на четырехполосном участке Киев - Житомир нет населенных пунктов с ограничением скорости 60 км/ч, между Житомиром и Ровно появляются села со скоростным ограничением и светофорами, а от Ровно до Львова много двухполосных участков с плотным трафиком и ограничениями скорости. Т. е. все условия, чтобы понять, где можно полностью доверять круиз-контролю и немного расслабиться, а где нужно быть начеку или, может, вообще не активировать этого помощника.
Свободная трасса
Итак, свободная трасса. Это самый оптимальный вариант для использования круиз-контроля. Единственный минус - очень быстро одолевает скука, которая может незаметно навеять сонное состояние, или возникает желание найти попутное занятие. Именно эти два фактора и являются причинами значительной части ДТП на автобанах Европы, что, собственно, и привело к появлению систем активного круиз-контроля. Такая система контролирует ситуацию перед автомобилем и при опасности предупреждает водителя или тормозит самостоятельно. Безусловно, автоматические системы у нас еще не распространены, поэтому необходимо настраивать себя на активное состояние. Если это не удается, выключите круиз-контроль и сами управляйте скоростным режимом. Работа ногами заставит лучше циркулировать кровь, что снизит вероятность возникновения сонливости. От подобной неприятности за рулем спасают также разговоры с пассажиром или еда - например, конфеты, сладкая соломка, чипсы, сушеные кальмары или анчоусы и т. д.
Загруженная трасса
С включенным круиз-контролем на таких дорогах постоянно следует быть начеку, чтобы в случае опасности со стороны соседей по потоку вовремя поднять ногу с пола и нажать на педаль тормоза. Если в вашу полосу спереди достаточно далеко от вас перестраивается автомобиль с меньшей скоростью, свою можно снизить нажатием кнопки «-», не прибегая к педали тормоза. Но если перестраивающаяся машина недалеко от вас, замедляться нужно, используя тормозную систему, так как электроника реагирует медленно и торможение двигателем происходит с запаздыванием. Ну а если кто-то подпирает сзади, максимально быстро можно ускориться только с помощью педали газа. При многократном нажатии на кнопку «+» (одно нажатие - +2 км/ч) динамичный разгон начинается с запаздыванием и не так активно. Стоит обратить внимание и на то, что при всех этих манипулированиях кнопками водитель отвлекается от дороги, ведь обычно за замедление и ускорение отвечают ноги, а руки управляют рулем. Поэтому с круиз-контролем в условиях плотного и нестабильного трафика функционально перегружать руки опасно.
Модели Renault удобны тем, что, помимо круиз-контроля (фото слева), здесь есть система ограничения максимальной скорости движения (фото справа). В Megane III эти системы активируются одной клавишей на консоли между передними сиденьями. |
Населенные пункты без ограничений
В данных дорожных условиях независимо от плотности транспортного потока пользоваться круиз-контролем следует с осторожностью, так как скорость движения высокая, а вероятность появления на дороге пешеходов, конных экипажей или домашних животных намного больше, чем на трассе. Усугубляет ситуацию и то, что даже несмотря на наличие разделительных барьеров, заборов и шумовых экранов вдоль трасс, наши соотечественники умудряются преодолевать эти преграды.
Населенные пункты с ограничениями
Круиз-контроль в паре с ограничением в 60 км/ч работает отменно. Небольшая скорость, даже с зазором до +20 км/ч, исключает сюрпризы, способные нарушить баланс безопасности на дороге - в случае появления препятствия времени на остановку при такой скорости будет вполне достаточно даже с включенным круиз-контролем.
Вердикт
Итог нашей поездки впечатлил по нескольким позициям. Во-первых, за однодневный 1200-километровый марш-бросок во Львов и обратно с одним пассажиром средний расход топлива у Renault Megane dCi (105 л. с.) при скоростном режиме 120 км/ч (на большей части трасс) составил 5,3 литра дизтоплива на 100 км. И это при включенном кондиционере! Во-вторых, усталость оказалась гораздо меньше, чем при обычной езде, а это плюс безопасности, да и на работу на следующий день идти легче. В-третьих, агрегаты трансмиссии работают при более ровных нагрузках, что увеличивает их ресурс. Правда, на горных дорогах о круиз-контроле стоит забыть даже на свободной трассе (особенно с механической КП). Закрытые повороты и разные радиусы траектории движения делают невозможной езду на постоянной скорости. Опасен круиз-контроль на наших дорогах и зимой, так как внезапно появляющиеся скользкие участки требуют мгновенной реакции педали газа, а в кнопочном режиме управления контролировать передаваемый момент на колеса практически невозможно.
Если нет «круиза»
В случае отсутствия в вашем автомобиле круиз-контроля его можно установить в качестве допоборудования. Обойдется это в 1300-2500 грн. Цена зависит от типа автомобиля и круиз-контроля (заводской, «неродной», с электронной или механической педалями газа). Если для вашей иномарки предложены комплектации с этой системой, то установить ее очень просто.
Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Круиз-контроль на механике представляет собой систему, используемую для того, чтобы поддерживать заданную скорость. Система контролирует режим скорости в автомобиле, когда он вынужден часто передвигаться на трассе или если водитель проживает в загородном доме.
Знакомство с устройством
Круиз-контроль на механике основным своим предназначением имеет экономию бензина и других видов существующего горючего. Система рассчитана для использования на автомобилях премиум-класса. Ведь процесс движения происходит так, что водителю постоянно приходится изменять уровень скорости, увеличивая и замедляя ее. Тогда он ориентируется по спидометру. Такие колебания скорости обеспечивают неравномерный расход горючего и постоянное отвлечение водителя.
Преимущества системы
Статистика свидетельствует, что использование круиз-контроля на механике позволяет экономить топливо в среднем в пределах 12%.
К тому же соблюдение постоянного уровня скорости позволяет уберечь детали и механизмы транспортного средства от быстрого изнашивания, сэкономить расходные жидкости. Специалисты провели необходимые подсчеты и установили, что можно достичь снижения финансовых затрат в пределах 2%. Благодаря использованию современных систем круиз-контроля на механике можно получить много дополнительных опций. В том числе и сканирования свободного пространства, которое открывается перед автомобилем. Так водитель сможет узнать, нет ли на его пути неожиданных препятствий.
Показатель нижнего предела скорости равен числу от 30 до 50 км/час. Уровень верхнего предела скорости будет зависеть от того, кто является изготовителем транспортного средства. Как правило, показатели работы такой системы варьируются в пределах от 200 до 220 км/час. При низком уровне скорости передвижения, например, если возник затор, водителю достаточно будет управлять с помощью рулевого колеса. А функцией системы в этом случае будет автоматическое увеличение и снижение скорости передвижения посредством регулировки тормозных педалей и ручки газа.
Описание схемы круиз-контроля
Для примера возьмем новую «Ладу», в которой не предусмотрено наличие механической системы круиз-контроля.
Контролировать скорость движения будут такие составляющие конструкции:
- Модуль контроля или управляющий блок - своеобразный компьютерный микропроцессор, месторасположение которого находится в отсеке мотора.
- Дроссельный привод электрического или пневматического типа. Это зависит от того, какой тип системы подачи горючего используется. Этот привод и узел дросселя соединяются воедино.
- Переключатель - устройство, которое имеет выход к рулю, центральной консоли или участку, где расположен контрольный щиток. Предназначение вышеуказанного переключателя - активировать и деактивировать систему.
- Виды контролеров. Разное количество датчиков в этой системе объясняется тем, что все зависит от производителя и бренда. Может быть обеспечено как скоростное вращение колеса, так и контроль скорости вращающихся колес и дроссельного элемента.
Если в новой «Ладе» установить систему круиз-контроля, то узел будет интегрироваться внутрь системы, отвечающей за управление определенным транспортным средством.
Особенности работы
Установка круиз-контроля на механику для многих автолюбителей считается нереальным делом. Но при детальном изучении вопроса можно узнать, что такую установку можно выполнить даже собственноручно. Главное - продумать целесообразность такого действия. Ведь, помимо перечисленных выше преимуществ, система круиз-контроля имеет и некоторые минусы. О них будет сказано далее.
Данная функция предусматривается для автоматики и используется в большинстве моделей премиум-класса. Это преимущество наличия АКПП. Установить систему можно, используя штатный режим. Установка не имеет никаких сложностей, так как заключается только в том, чтобы использовать место, предусмотренное изготовителем транспортного средства.
На «Ладе-Весте» круиз-контроль можно успешно установить, если воспользоваться для этой цели универсальным устройством.
Круиз-контроль на механике своими руками установить реально. В этом помогут советы, которые дают профессионалы. Как уже было сказано выше, для механики используется универсальное устройство. Желательно, чтобы оно было немецким, так как именно эти системы отличаются высоким качеством и, по отзывам потребителей, довольно надежны. Выбор качественной системы круиз-контроля - это гарантия защиты от неисправностей и поломок, причиной которых могут стать перегрузки. Причиной перегрузки является неполная совместимость транспортного средства и универсальной системы круиз-контроля.
Особенности установки
Для успешного подключения мультируля на «Ладе-Весте» понадобится дополнительно установить кронштейн и акселераторный трос. Это обеспечит возможность контролировать уровень скорости транспортного средства. Установка круиз-контроля требует также монтажа кнопки, которая будет управлять устройством. Она расположена под дефлектором. Знание таких особенностей важно для успешного выполнения установки.
Как подключить систему, если производитель ее не предусматривал
Прежде всего предварительно необходимо убедиться, насколько исправны узлы автомобиля. Должна быть установлена хорошая резина. Если эти условия не соблюдены, машине нельзя давать возможность управления автоматически. В случае исправности всех систем водитель обеспечит свою безопасность.
Важно обратить внимание на наличие датчика, который контролирует расположение акселераторной педали. Если он есть, понадобится приобрести дополнительный кронштейн. Его тоже можно будет установить собственноручно.
Этапы установки системы круиз-контроля
Для выполнения работ понадобится час времени. Потом также надо обязательно проверить работу системы, устранить имеющиеся неполадки. Последовательность выполнения работ такая:
- Выбрать место, где будет располагаться система. Как правило, это топливный фильтр, но допускается использовать и тормозной шланг.
- Выполняем соединение второго троса и акселератора. Перед тем как обрезать его, надо выполнять установку датчика, контролирующего, как расположена педаль газа. Вторым концом надо соединить трос с устройством круиз-контроля.
- Найти провод, который подключается к тахометру и обеспечить его соединение с новым устройством. Этот провод соединяют и с проводом зеленого цвета, отходящим от управляющего блока. Провод красного цвета подключают к системе стоп-сигнала.
- Устанавливается кнопка,отвечающая за активацию и деактивацию системы круиз-контроля. Здесь пользуются двойным проводом серого цвета. Протягивание массы от черного провода обязательно.
- Так как для установки рукоятки управления системой необходимо рулевое колесо, понадобится выполнить его разборку. При наличии подушек безопасности их надо будет временно демонтировать. После установки рукоятки выполняется сборка руля.
- Проверяется исправность системы. Чтобы круиз-контроль был активирован, достаточно нажатия кнопки устройства.
Подведем итоги
В статье рассматривался вопрос о том, можно ли установить круиз-контроль на механике. По своему принципу эта функция сводится к возможности автоматически поддерживать тот уровень скорости, который предварительно был задан водителем. Причем не понадобится пользоваться педалью газа.
Чтобы активировать систему круиз-контроля, водитель должен только выполнить нажатие кнопки устройства. Уже сразу можно ощутить возможности системы и пользоваться ею по полной.
После нажатия кнопки важно не трогать ногой педаль газа. При этом обеспечивается ровная скорость транспортного средства. Она не изменится даже по причине неровности дорожного рельефа.
При этом водитель может пользоваться педалью, если идет на обгон или хочет прекратить движение.
Современные системы имеют две кнопки: включения/выключения и SET. В случае парного нажатия последней можно развивать максимально допустимую скорость.
Но важно также отметить, что установка такой системы целесообразна только для езды по загородным дорогам, которые не перегружены другими автомобилями. Для езды по городу установка системы бессмысленна. Ведь водителю все равно необходимо постоянно пользоваться педалью, чтобы выполнять торможение.
Предложенные в статье советы по установке системы круиз-контроля на механику "Лады" помогут автолюбителю успешно справиться с этой задачей самостоятельно.
Форд Мондео — моя первая машина с круиз-контролем и автоматической коробкой передач. Причем, если автоматом машина безальтернативно комплектуется на заводе, то круиз доустанавливался по моему желанию. Очень хотелось попробовать что это такое и счет его едят.
Попробовал, понравилось. Настолько, что захотелось , что увы не получилось.
Круиз-контролем я пользуюсь очень часто — включаю при первой возможности: неважно в городе, на трассе, на короткий или длительный промежуток времени. Многие задают вопросы — где у нас можно круизом пользоваться, он только для трассы, как ты в городе им пользуешься и аналогичные. Чтобы прояснить практику регулярного использования круиз-контроля я и написал эту статью.
Небольшое лирическое отступление — только с круиз-контролем я ощутил всю прелесть автоматической коробки передач. Машина сама поддерживает скорость, набирает ее до заданного значения, скорость в поворотах ограничена лишь инстинктом самосохранения.
В то же время я понимаю, что использование круиз-контроля подходит не каждому водителю. У меня, например, не прижился ограничитель скорости, хотя усилий на его активацию было затрачено больше чем на установку круиз-контроля. Поэтому не нужно воспринимать материал, изложенный в статье как догму. Это просто мой опыт, которым я делюсь со своими читателями. Даже я бы сказал описание моей практики использования.
Итак, первое, что необходимо для эффективного использования круиз-контроля это:
- умение читать поток: предвидеть и предугадывать действия впереди идущих машин
- умение выбирать скорость движения, чтобы не наседать на хвост впереди идущей машине, но и не отставать от нее слишком сильно
- умение выбирать дистанцию движения таким образом, чтобы она было достаточна для реагирования на изменяющиеся условия движения: вклинивающийся транспорт, торможение впереди идущего транспорта.
Как видите, необходимые условия построены по принципу матрешки, т.е. каждое следующее базируется на предыдущем: без умения выбирать комфортную скорость и предвидеть действия других водителей оптимальную дистанцию выбрать не удастся.
Лично для меня минимально приемлемой дистанцией является расстояние в 3-5 машин.
Примеры оптимальной дистанции для использования круиз-контроля
Использование такой дистанции позволяет двигаться в потоке и не прибегать к торможению всякий раз при изменении дорожных условий. Как правило, запаса дистанции хватает для того чтобы ситуация стабилизировалась.
Перестроение джипа никак не повлияло на скорость моего движения. При необходимости запас дистанции позволял снизить скорость, перестроиться в другой ряд.
Хотя расстояния в 3 машины на мой взгляд маловато. Тут уже выше вероятность, что нужно будет тормозить или перестраиваться. Т.е. основное достоинство круиз-контроля — монотонность и стабильность движения нивелируется.
Минимально комфортная дистанция при использовании круиз-контроля. Особенно на картинке справа.
Выше речь шла о движении по автомагистралям и просто многополосным дорогам. С движением по однополоскам с одной стороны проще, с другой сложнее. Проще — потому что если нащупать оптимальную скорость можно комфортно проехать весьма существенное расстояние. Сложнее — чтобы такую скорость нащупать нужно оценить перспективу (например, при плотном встречном движении и колонне попутчиков обгоны бесперспективны) и часто нужно скорость сбросить, например, на 5 км/ч относительно впереди идущего транспорта.
Круиз-контроль на однополоске. Дистанция большая из-за фуры и имеет тенденцию к сокращению. К легковушке держался бы ближе.
Для тех кто привык выжимать из машины — не вариант. Из моего опыта — при движении по Подмосковным однополоскам комфортная скорость передвижения — 75-80 км/ч — с одной стороны держишься в потоке, с другой — держишь достаточную дистанцию от впереди идущей фуры и не ловишь капотом все что у нее из под колес или из кузова летит/может вылететь.
Сразу оговорюсь — да я знаю, что максимально допустимая скорость в общем случае составляет формально 90 км/ч, практически 110 км/ч. Но прежде чем возмущаться необходимостью «тошнить» советую сравнить свою реальную среднюю скорость по бортовому компьютеру с максимально возможной. Вас ждет немало открытий — гарантирую.
В городе круиз-контроль тоже не проблема. Опять же если готовы обуздать свой нрав и не стремитесь реализовать свой потенциал Шумахера. Очень помогает когда ищешь что-то в незнакомом месте — поставил 40-50 км/ч и высматриваешь пункт назначения.
Круиз-контроль в городе — без проблем
Не могу не отметить, что на многих разумная дистанция между вами и автомобилем по ходу движения действует как красная тряпка на быка. Особенно это касается многополосок, с однополосками проще. Но недовольные всегда будут — как говорится: собака лает — караван идет.
В заключение еще раз повторю: для меня круиз-контроль отличная функция, позволяющая снизить напряжение за рулем, благотворно повлиявшая на мой стиль вождения. Хотел сделать замеры с помощью компьютера — какой процент времени я езжу на активированном круиз-контроле, но увы не нашел такой технической возможности. Скажу лишь, что в недавней поездке в Тулу я скорее вспомню те моменты, когда я круиз отключал, чем когда ехал на нем. Потому что ехал без преувеличения практически всю дорогу — и по трассе и по Москве — регулируя скорость на руле и используя тормоз перед светофорами.
Круиз-контроль является специальным устройством, обеспечивающим удобство дальних поездок, да и ближних тоже. Благодаря ему на машине поддерживается одна и та же скорость вне зависимости от качества дороги, причем водителю даже не нужно особо следить за этим. В городах, из-за не отличающейся постоянством скорости машин, круиз-контроль, в общем-то, ни к чему. Вот при поездке за город или между городами может очень даже пригодиться. А для того, чтобы круиз-контроль был востребован, и можно было оценить его важность, нужно ездить на большое расстояние. Само собой, такая система важнее всего в странах вроде Америки – там дороги длинные и качественные.
При покупке подержанного автомобиля, пускай весьма роскошного, можно не иметь информации обо всех его функциях. Это потому, что при управлении машиной хватит сведений об основных его показателях, или же из-за неполноты/утери документов на нее.
Ну а на клавишное устройство в автомобильном руле, сделав некоторое количество неудачных попыток включения, многие просто перестают обращать внимание.
Из чего состоит круиз-контроль, каковы принципы его работы?
Сейчас есть пассивные, а также адаптивные системы круиз-контроля. Пассивные состоят из следующего: клавиши управления, автоконтроллера, сервопривода, а также электромагнитные клапаны, чтобы им можно было управлять, ну и привод для дроссельной заслонки.
Коллектором управляются клапаны сервопривода, реагируя на различия реальной и заданной скоростей. Сервопривод использует создающееся в итоге разряжение, подавая со своей мембраны сигнал, который управляет дроссельной заслонкой, благодаря чему происходит коррекция подачи топлива. Вот так заданная скорость машины сохраняется вне зависимости от изменений трассы – спуска или подъема.
Ради безопасности, система неактивна, если ездить медленнее сорока км/ч, и не может быть включена при ней принудительно, а когда вы жмете на тормоз, она отключается.
Использование круиз-контроля, управление им
Местом для пульта управления круиз-контролем является либо многофункциональный рычаг, либо середина руля, либо передняя панель. В большинстве случаев он помечен надписью «CRUISE».
Управлять можно при помощи кнопок, находящихся на руле: это On, а также Off (вкл и выкл), Coast (понизить), Resume (восстановить), Set\Accel (установить/увеличить). Кроме них есть еще и педаль тормоза – стоит на нее нажать, и система выключается.
Поясним:
- Кнопка Off выключает систему;
- On – включает ее. Когда вы нажимаете сюда, круиз-контроль становится активен, но чтобы задать необходимую скорость, надо ее сначала набрать на акселераторе, а затем нажать Set, и тогда машина станет идти с заданной скоростью, а на пульте управления загорится «CRUISE ENGAGED»;
- Первым нажатием на Set\Accel вы "запомните" текущую скорость, следующим нажатием вы ее увеличите на два км/ч;
- Притормозив, можно быстро восстановить скорость до "запомненной", просто нажав на Resume;
- Для ее снижения надо держать нажатой Coast.
Есть два способа выключения системы:
- Нажатие на тормоз, и после повторного включения придется заново набирать нужную скорость;
- Нажать на Off, тогда запрограммированная скорость остается в памяти круиз-контроля;
Если система включена – вовсе не обязательно держать ногу на педали газа.
Активный круиз-контроль – что это такое?
Сейчас компании по производству автотранспорта разрабатывают адаптивный круиз-контроль, следящий еще и за скоростью автомашин впереди, поэтому они могут изменять скорость вашего автомобиля ради сохранения безопасного расстояния. А ныне существующий называют пассивным.
Вот, например, как это работает на машине марки Mercedes. Вы пристроились в хвост другой машины, а у вас включен круиз-контроль. Система при помощи видеокамеры считывает номер машины впереди, и ваша станет сама по себе следовать за ней, пока та не сменит полосу или трасса не похожа на горный серпантин.
А когда машины разделят расстояние, которое система признает безопасным, ваша машина вернется к заданной вами скорости.
Этот тип можно использовать на тридцати-двухстах км/ч. Во время его работы не следует отпускать руль, чтобы устройство работало. Есть еще и другой тип адаптивного круиз-контроля: машина следит за разметкой дороги, идя по полосе, вместо того, чтобы искать попутный автомобиль.
При замедлении автомобиля впереди, круиз-контроль сигнализирует вашему, чтобы он тоже замедлился. А при пустой трассе система сигнализирует, чтобы скорость восстанавливалась.
Активный круиз-контроль нужен для помощи водителю при облегчении предупреждения аварий, которые происходят от того, что он столкнулся с транспортом впереди. В случаях, когда у него слишком мало времени на замедление, он сигнализирует водителю, чтобы тот нажал тормоз либо повернул в сторону. Ну а системы более сложные могут сами остановить машину.
Системы, оснащенные лазерами, менее затратны, чем радарные, но имеют отрицательную сторону. При плохой погоде они не замечают препятствий. К тому же, вообще не видят грязных машин. Ну а радарными оборудуются машины представительские и очень дорогие спортивные.
Но даже активный круиз-контроль может ошибаться, так что он тоже не избавляет от необходимости проявлять внимание на дороге.
Если система активна – двигатель работает в наиболее экономном режиме.
Как правильно пользоваться круиз-контролем?
При обилии подъемов, а также спусков на дороге – по ней может оказаться довольно сложно ездить на машине, если на ней работает круиз-контроль. На это может повлиять вот что: крутизна трассы, а также спусков и подъемов на ней, запрограммированная скорость.
Если вы поднимаетесь, машина может замедляться. Если вы идете по крутому спуску – может не хватить двигательного торможения, тут иногда приходится зажимать педаль тормоза, что обязательно разочарует в круиз-контроле.
ВНИМАНИЕ:Никогда не применяйте круиз-контроль, если дорога мокрая, скользкая или обледеневшая! В противном случае вы можете создать аварию. Также никогда не следует его включать в трудных дорожных условиях, в таких, как, например: морось, осадки, ночь, туман.
Что еще нужно знать тем, кто применяет круиз-контроль
Как проверить неактивную систему
В случае, когда включенный круиз-контроль на вашей машине не функционирует или работает плохо, вы прежде всего должны проверить, нет ли в ней тех или иных неполадок. При этом необходимо действовать так:
- Включить зажигание;
- Нажать кнопку ON, которая располагается на пульте управления круиз-контролем. Тогда загорится лампочка индикатора «CRUISE ENGAGED». Если же она по какой-либо причине перегорела – вместо нее необходимо вставить новую, рабочую;
- Зажать на Resume, отпустив через три секунды;
- Тогда лампочка сначала вспыхнет на три секунды и погаснет на две. Затем, при наличии неполадок, лампочка вам высветит коды обнаруженных ошибок. А при отсутствии этих самых неполадок, надо сбросить режим самодиагностики. Делается это таким образом:
- Набрать скорость шестнадцать км/ч;
- Отключить круиз-контроль, нажав на клавишу OFF;
- Убедиться в том, что индикаторная лампочка больше не вспыхивает.
- Каким образом можно прочитать коды ошибок, высвечиваемые индикатором?
Считывая коды ошибок, вы обязательно должны помнить следующее:
- Коды разделяет длинная пауза;
- Цифры в кодах из двух чисел разделяет короткая пауза.
Например: код 12 обозначается длинной вспышкой, после которой идет сначала короткая пауза, а затем пара коротких вспышек.
Как реагировать на сигналы индикатора, которые означают те или иные коды ошибок:
Код 01
Тут следует осмотреть проводку, которая соединяет пульт управления системой, проверить работу выключателя стоп-сигналов, а также – насколько качественно функционирует датчик нажатия тормоза системы.
Код 05
В этом случае следует проверить предохранитель, а также проводку, которая соединяет круиз-контроль с предохранителем.
Код 07
Необходимо сделать проверку выключателя стоп-сигнала, а также датчик, по которому определяется, нажат ли тормоз системы.
Код 11
Как вы поняли, круиз-контроль крайне полезная вещь, помогающая водителю сильно не уставать на дороге и больше внимания уделять самой дорожной ситуации. Особенно она помогает на трассе. Пользуйте данной системой, если она у вас есть, она существенно облегчит вам жизнь, тем более сложного в использовании нет ничего.
Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.
Видео