Города-государства в древней греции. Что такое греческий полис и чем он отличен от обычного города? Полис относится к древней греции
Древняя Греция всегда поражала даже воображение соотечественников, не говоря уже об ученых-историках нашего времени. Их цивилизация, которая берет свое начало от простых рыбаков и скотоводов, вскоре стала одной из самых могущественных в Древнем Мире. Греков почитали как выдающихся (и чрезвычайно хитрых) политиков, прекрасных мореходов и воинов.
Немалых высот они достигли и в механике: некоторые их приборы по сложности не уступают механическим часам 19 века. Греки ведали об энергии пара, создали первые прообразы паровых машин в виде игрушек.
Однако все эти и многие другие достижения были бы невозможны без тщательно выверенного социального устройства государства, которое могло дать своим гражданам образование, защитить их от врагов. Так как основным «винтиком» древнегреческой цивилизации был полис, об этом явлении следует поговорить отдельно.
Что такое древнегреческий полис?
Вообще-то, полисом назывался отдельный город. Но здесь следует сделать важное уточнение: в те годы города зачастую были фактически отдельными государствами. Та же Финикийская империя была, в современном понимании этого слова, конфедерацией, образованной отдельными странами, которые могли выйти из ее состава в любое время. Кроме того, основная часть населения полиса была политически активной: любой свободный человек считал своим долгом участвовать в голосовании, в принятии важных государственных решений.
Все это зачастую выливалось в ожесточенные споры и даже драки прямо на улицах, отчего современники считали греков «взбалмошными и крикливыми людьми». Таким образом, полис следует считать отдельной, особой формой политического и социального устройства. Территория такого образования ограничивалась не только городскими стенами, но и теми землями, которую основная часть населения полиса (то есть люди, состоявшие на государственной службе) могла защищать и возделывать.
Как вообще возникли города-государства?
Полис уникален тем, что возник в переломный момент древней истории, при переходе от родового и общинного строя к первым «протогосударствам». В те далекие годы началось расслоение общества: предпочитали становиться ремесленниками и продавать результаты своего труда, а не отдавать даром создаваемые ими блага. Появились купцы, умеющие продавать ремесленные изделия другим племенам, жестко обособилась «каста» воинов, которые защищали тех самых купцов и общее благополучие всех членов этой «предтечи государства».
Вообще, практически все города-полисы Древней Греции имели неплохую армию, а потому в случае необходимости могли за себя постоять.
Разумеется, все эти люди предпочитали жить не в голом поле. Начали быстро возникать и развиваться крупные города. За счет того что в их стенах жили ремесленники и землевладельцы, купцы и воины, ученые и политики, они были полностью самодостаточными. Так и возникли полисы.
Но каким же было социальное устройство столь удивительных (по современным меркам) «городов»? Как ни странно, но основная часть населения полиса греческого образца была представлена свободными людьми, гражданами. Они участвовали как в производстве всего необходимого (скотоводы, аграрии, ремесленники), так и в защите своей земли. Воинское сословие защищало населенные пункты от не слишком опасных угроз, в то время как во времена вражеских набегов на защиту стен полиса выходили всего его жители.
Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).
Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.
Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.
Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.
Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.
С установлением рабовладельческого строя полис становится формой рабовладельческого государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно к кризису полиса. Кризис полиса в Греции (пережившей период наивысшего расцвета полиса в 5в. до н.э.) приходится на начало 4в. до н.э.
Законодательство Дракона
Оно представляло собой сборник законов. До нас дошли лишь их наименования. Законы были чрезвычайно жестоки, возможно поэтому в современном лексиконе появилось устойчивое выражение «Драконово законодательство». Дракон своим законодательством:
Дал гражданские и политические права всем способным носить оружие;
Ввел 9 архонтов (архонт Эпоним);
Ввел совет 401 (он избирался жребием из числа граждан Афин);
Сохранил патриархат;
Узаконил рабство (долговое);
Узаконил право кровной мести;
Ввел коллегию эфетов;
Узаконил высокий имущественный ценз.
Законодательство Солона, реформы Клисфена
Реформам Солона предшествовала напряженная ситуация в обществе. Все это приводит к открытому выступлению против родовой аристократии в VIIв. до н.э. Также против старой родовой аристократии выступил новый круг лиц, который представлял собой разбогатевшие торговые и промышленные круги общества. Они стремились оттеснить родовую аристократию и взять власть в свои руки. Эта борьба выдвинула на политическую арену Солона, который в 594г. до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Произведенные им реформы все таки носили компромиссный характер, они оставляли ряд привилегий для родовой аристократии.
Солон произвел т.н. сисахвию - реформу долгового рабства. Все долги крестьян были аннулированы и были запрещены впредь долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы сама личность должника. Все лица находившиеся в кабале получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены и возвращены на родину.
Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов и членов ареопага могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание.
Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот, который ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных -гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.
Фактически, Солон сохранил, идущее от родового строя, деление афинского общества на 4 племени - филы. В течение 30 лет, установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем число архонтов было увеличено до 10(было 9) 5 из них выбирались от эвпатридов (благородных), 3 от геоморов (земледельцев), 2 от демиургов(ремесленников).
Реформа Клисфена
Клисфен возглавил движение знати против тирании пизистратидов. При содействии спартанского царя удалось изгнать пизистратида Гипия и положить конец тирании, власть была передана Клисфену.
В 509 г. до н.э. Клисфен проводит реформы по ликвидации остатков родового строя. Он ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на 4 филы. Клисфен разделил население на 10 территориальных фил. Каждая фила разделена на 3 тритии. Каждая фила представляла не сплошную территорию, а непременно была соединением трех отдельных территориальных единиц: в филу входила 1 трития от территории города Афин, 1 трития от приморской территории и 1 трития от внутренней части страны, т.о. в каждой филе 2/3 городское или тяготевшее к городу, население, а 1/3-сельское. Тритии делились на демы, в каждом деме был выборный староста - демарх, который ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний.
Совет 400 упразднен, вместо него создан совет 500, состоял из представителей 10 фил, избранных по 50 от каждой. Коллегия архонтов утратила свое значение и была образована коллегия 10 стратегов. Имущественный ценз для занимания высших должностей сохранился. Клисфен ввел т.н. остракизм или суд черепков. Посредством него народное собрание получило право изгонять из государства на 10 лет граждан, которые по мнению народа становились опасными для демократии.
Государственное устройство древних Афин
Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. Чтобы им стать необходимо было выиграть docimasia в своем деме. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год (позже - 40 раз в год). В Афинах существовало два вида календарей.
Эклессия собиралась по инициативе пританов, которые также назначали повестку дня. Объявлял ее городской глашатай, который оповещал всех жителей о предстоящем собрании. Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Уходить с собрания было нельзя (именно поэтому участвующие в собрании приносили с собой еду и вино, ведь собрание иногда длилось по 12 часов и больше).
Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре (площади у подножия горы), отмечались у глашатая, получали жетоны (2 вида голосования: хиротонея и балатирвока) и рассаживались. Ученые до сих пор спорят как сидели граждане, участвующие в эклессии - хаотично или нет? Большинство ученых сходятся в том, что афиняне рассаживались беспорядочно (по крайней мере доказательства обратного до сих пор не существует).
Пританы - президиум эклессии, который состоял из 9 человек. Она руководила эклессией и производила подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек.
Компетенция эклессии:
1.выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)
2.заслушивала отсчет чиновников
3.рассматривала внешнеполитические дела
4.подтверждала государственный бюджет (налогов в Афинах не существовало. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии.
5.судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация.
6.эклиссия законодательствовала лишь косвенно. Псифизим - постановление эклиссии. Порядок принятия законов
Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). К примеру, он мог сказать, что закон противоречит принципу Афинского государства. Тогда дело предавалось в гелию, где закон либо отменялся, либо считался действительным. Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов.
После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.
Ибо хорошо управляемый город есть величайший оплот; в нём всё заключается и, пока он сохраняется, всё цело, а погибает он, и всё гибнет.
Вообще, πόλις - это просто «город» с греческого. Однако города древней Греции значительно отличались от всех прочих городов все других времён. Наиболее они схожи разве что с городами Италии времён Возрождения.
Полисы появились после Тёмных веков Древнего мира. Когда-то в Греции существовала очень развитая крито-минойская цивилизация, но она развивалась скорее в азиатском направлении. Это было мирное общество с матриархатом, где доминировали искусства, торговля и мореходство. Оно пало под натиском вторгающихся ахейцев, которые были неграмотны, зато были воинственны и обладали крепким бронзовым оружием. Цивилизация разрушилась, практически вернулось первобытное состояние. Ахейцы верили, что эти огромные постройки явно соорудили боги.
Однако деградация Греции в итоге позволила зародиться такому уникальному явлению, катим являются полисы. Это были города-государства, но форма устройства у них была уникальной. Существовала крупная масса граждан, которые могли влиять на политическую жизнь общества. Кроме них в полисе жили свободные неграждане, которые обладали чуть меньшими правами - не голосовали, но и не несли военную службу, в остальном же всё у них было то же - они владели землёй, их защищали законы. Наконец, в полисах жили рабы, у которых прав не было.
Хотя сперва в полисах правили цари, их вскоре заменило олигархическое правление. Олигархи, видя, что граждане вот-вот начнут требовать власти для себя, возглавили их; олигархии кое-где стали властью царей и геронтов (Спарта), где-то стали полноценными демократиями (Афины).
Признаки, которые должны быть у города, чтобы он мог называться полисом:
Независимость, самоуправление (город-государство);
Агора - большое открытое пространство, расположенное в центре города, где люди встречаются для общения и торговли.
Акрополь - крепость, в которой вместо храма находится дворец или зал собраний.
город должен быть составлен по плану Гипподама Милетского: множество зданий для публичных встреч, храмов, а также домов, выстроенных, согласно канонам греческой архитектуры;
Храмы и алтари, священные места, посвящённые покровителю (или нескольким) города (например, Афине в Афинах); священники не должны формировать церковь или иметь особенные права, но быть просто рядовыми членами общества;
Гимнасии, школы, где учатся премудростям и занимаются гимнастикой;
Театры;
Стены, выстроенные вокруг города;
уникальные монеты, выковываемые самим городом;
колонии, основываемые городом;
активная политическая жизнь;
публичное освящение государственных дел: оглашение принятых законов, декретов, расходов;
поглощение городом прилегающих деревень и пригородов;
расслоение на классы: граждан, свободных неграждан, приезжих, рабов;
Рабство было очень важно в полисах. Оно, однако, тормозило развитие наук: зачем изобретать вентилятор, если раб может стоять и махать опахалом? Греки, однако, не могли стать рабами, по крайней мере, с какого-то момента; туда был открыт путь только варварам.
Государство и право античного мира
Кроме того, наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежу-точный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, неграждане Афинского полиса.
Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды . Управ-лялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристокра-тов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари-стократией и демосом, добивавшимся уравнивания в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.
Во времена классического периода происходит расцвет древне-греческого рабовладельческого общества и полисного строя. В V в. до н.э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид-ских войнах (500 - 449 гг. до н.э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский морской Союз. Была уч-реждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управ-ление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех горо-дов - - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фак-тически превратился в афинскую морскую державу - - архе, которую часто характеризуют как античную конфедерацию.
В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внут-риполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра-бовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала народному собранию (эклессии), исполнительная - Совету пятисот и магистра-там , основное судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе ), вы-бираемых из граждан старше 30-ти лет по жребию.
За исполнение государственных обя-занностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государ-ственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса , который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные полисы. Таким образом, благополучие афинских граждан бази-ровалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации насе-ления союзных городов.
Так называемый Каллиев мир был заключен в 449 г. до н.э. Он был победным для греков и прекра-тил греко-персидские войны.
Первый Афинский морской союз вы-полнил стоявшую перед ним военно-политическую задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н.э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пе-лопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки и господствовала арис-тократия.
Афины навсегда утратили свою ведущую роль в истории Древней Греции после поражения в Пелопонесской войне.
Новая обстановка после прихода дорийцев значительно оживила родовые отношения, повысились значение и авторитет общины. Одновременно начался процесс классообразования. Его своеобразие в том, что он проходил в рамках античного полиса, этого уникального феномена обществен-ной структуры древнего мира. Попытаемся выяснить, что же представлял собой как вид зарождающейся государственности дорийцев полис и каков был статус общин-ников?
Древнегреческий полис как ядро классической цивилизации, как часть гражданской общины имел свои признаки и свойства. Его хозяйственную основу составляло единство города и примыкающих к нему деревень. В период становления полис формировался из территориальных общин; центром были городище, храм, святилище, там, вероятно, стояла крепость. Близ нее располагался рынок, торжище, место торговли, там же жили ремесленники. Постепенно это городское поселение превратилось в административный центр. Жители полиса называли себя по имени этого центра. Верхняя часть города называлась акрополем.
По Аристотелю , полис - конечный результат развития семьи, селе-ния, их объединения. Полис - это политическое объединение, граждане которого участвуют в законодательной и судебной власти. Полноправный член такого полиса считал себя ответственным за все дела гражданской общины, был социально активным патриотом своего города-государства. Он был обязан служить в ополчении, защищать общее дело полиса. Богатые граждане несли еще и материальную повинность, устраивали за свой счет литургию. Гражданское единство демократиче-ского полиса основывалось на согласии и формальном равенстве его чле-нов. В это понятие входило равенство граждан перед законом (исономия) и свобода слова для каждого (исегория).
Население полиса было малочисленным, редко превышало десять ты-сяч человек. В ту эпоху любое из государств Эллады было небольших размеров. Со стен городской крепости можно было окинуть взглядом почти все государство, а граждане полиса знали всех в лицо. Чрезмерная рождаемость властями не одобрялась. Полис мог выжить лишь при не-большом населении и ограниченной территории (сх. 7).
По внешним признакам полис казался почти идеальной общиной равных, но при внимательном анализе обнаруживалось, что полис - это не просто большая община. Это был весьма устойчивый политический и социальный организм - основа античного общества, иначе трудно понять причину его живучести на протяжении многих столетий. Многие свойства и традиции родового строя, военной демократии сохранялись на первой стадии классового общества до утверждения рабовладельческих порядков.
Все граждане полиса в лице глав семей имели право на участок земли, в принципе размер его был равен для всех. Частное владение землей в Греции было известно еще во времена Гомера . Земля делилась на две категории: полисную (общинную) и частную.
Античная форма земельной собственности выступает в двойствен-ной, противоречивой форме:
а) как собственность полиса, поэтому продать или подарить землю можно только гражданину данного полиса, и одновременно
б) как собственность частная.
Полис запрещал чужакам, иностранцам, доступ к земельной собственности; община следила за сделками по поводу зе-мельных наделов, утверждала земельный максимум, контролировала справедливость и обоснованность получения земли по наследству, а при отсутствии наследников забирала в свой фонд выморочные земли и т. д. Утрата участка земли подрывала социальный престиж общинника. Тем не менее обычаи и традиции полиса не мешали знати, аристократам закабалять общинников-крестьян, присваивать их участки земли. Однако самозаклад должника не стал в Аттике повсеместным явлением, а рефор-мы Солона его запретили (табл. 6).
Таблица 6.
Общественное сознание осуждало нищету, разорение своих сограж-дан так же, как и чрезмерное обогащение. В случае нужды общинник мог рассчитывать на поддержку соплеменников.
Формально полис был своего рода социально-политическим союзом всех граждан, независимо от их социального и материального положения. Фактически внутри его шла жестокая борьба между демосом и эвпатри-дами. К полноправным членам полиса относились домовладыки и те, кто призывался в ополчение. Важная функция полиса - - поддержание граж-данского мира внутри общины.
Стабильность полиса достигалась установ-лением максимума земельного надела, ограничениями купли-продажи земли, дополнительными обложениями богатых граждан (например, литургия). Эти меры имели своей целью не допустить ослабления спло-ченности гражданского коллектива; сохранить слой свободных про-изводителей как собственников средств производства и орудий труда. Мел-кие и средние крестьяне - - главная социальная опора полиса. С другой стороны, богатые граждане имели приоритет при занятии многих долж-ностей в полисе.
Итак, наличие земельного надела, а позднее - определенного дохода с земельного участка было главным условием обладания политическими и гражданскими правами. К ним относились: право участвовать в работе народного собрания; избирать должностных лиц и контролировать их дея-тельность; призываться к отправлению правосудия. Гражданин был обязан служить в ополчении, в вооруженных силах полиса. Главную силу опол-чения составляли те, кто заседал в народном собрании. Совпадение поли-тической и военной организации было своеобразной формой, в которой шел процесс формирования рабовладельческого государства, что созда-вало прочные предпосылки для демократического пути развития государ-ства-полиса.
Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла. Предполагают, что Эфиальт был представителем высших слоев общества, о чем говорит в частности его избрание на должность стратега. В этой роли ему удалось провести ряд законов направленных против ареопага - органа, в свое время заменившего совет старейшин и сохранявшегося как центр консервативного влияния. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над его коррумпированными членами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) в (462 г. до н.э.).
Принадлежавшее ареопагу ранее право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе. Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррумпирования, Эфиальт сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.
Процедура, возникшая в результате реформы, предусматривала, что магистраты должны предоставлять отчеты в течение 30 дней после завершения их полномочий 10 логистам, избранным из числа членов Совета 500. Логисты обязаны были проверить отчет и передать его в народный суд (гелиэю) для ратификации или выяснения возникающих споров. После поступления отчета в гелиэю любой гражданин полиса в течение 3-х дней мог обратиться к официальному лицу своей трибы с жалобой на уходящего в отставку магистрата.
Последний рассмотрев жалобу, передавал ее в соответствующую судебную инстанцию - в гелиэю. Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления. Однако, знатные и богатые люди не хотели расставаться с определенными привилегиями и льготами, что вызвало их ожесточенное сопротивление новациями. Проявлением этой борьбы явилось в частности покушение на Эфиальта, организованное, как предполагают историки, сторонниками олигархических традиций.
После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл - выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых - требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444-429 гг. до н.э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия. Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц.
Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н.э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов: как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними.
Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных. В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа - гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были афинянами.
Гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос. Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.
В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.
Попытки знати, аристократии изменить направление полисной организации в сторону деспотии были обречены на неудачу.
Общественный строй Древних Афин
Полноправными афинскими гражданамиявлялись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. Это изображено на схеме 8.
Гражданская правоспособность наступала у мужчин с 18 лет и предполагала наличие у гражданина оп-ределенных прав и обязанностей.
Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За пре-ступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.
Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литур-гию, отчасти ограничивавшую безраздельность их частной собственности.
К метэкам (не гражданам) относились чужеземцы, постоянно проживавшие в Афинах.
У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо-бая подать, они привлекались к военной службе, несли и другие повин-ности.
Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метэкам (сх. 9).
В Афинах очень широко использовался рабский труд - в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников античного рабства служила долговая зависимость, посколь-ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой, а также свободой членов своей семьи.
Характерно, что рабы в Афинах разделялись на частных и государственных. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось ограниченное право при-обретать собственность и распоряжаться ею.
Государственное устройство Афин можно охарактеризовать как политическую организацию свободных граждан, обеспечивавшую защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок-ратическую республику, в которой афинские граждане-мужчины пользовались рав-ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.
Афинская демократия в V - IV вв. до н.э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме-щение государственных должностей строилось на принципах вы-борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, первоначальной безвозмезднос-ти.
Основными органами власти и управления Афинского государства являлись:
· народное собрание;
· Совет пятисот;
· гелиэя;
· коллегия стратегов;
· коллегия архонтов.
Вообще-то, полисом назывался отдельный город. Но здесь следует сделать важное уточнение: в те годы города зачастую были фактически отдельными государствами. Та же Финикийская империя была, в современном понимании этого слова, конфедерацией, образованной отдельными странами, которые могли выйти из ее состава в любое время. Кроме того, основная часть населения полиса была политически активной: любой свободный человек считал своим долгом участвовать в голосовании, в принятии важных государственных решений.
Все это зачастую выливалось в ожесточенные споры и даже драки прямо на улицах, отчего современники считали греков «взбалмошными и крикливыми людьми». Таким образом, полис следует считать отдельной, особой формой политического и социального устройства. Территория такого образования ограничивалась не только городскими стенами, но и теми землями, которую основная часть населения полиса (то есть люди, состоявшие на государственной службе) могла защищать и возделывать.
Афины
Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, – это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.
Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам – государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).
Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.
Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.
Земли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.
Как вообще возникли города-государства?
Полис уникален тем, что возник в переломный момент древней истории, при переходе от родового и общинного строя к первым «протогосударствам». В те далекие годы началось расслоение общества: умелые люди предпочитали становиться ремесленниками и продавать результаты своего труда, а не отдавать даром создаваемые ими блага. Появились купцы, умеющие продавать ремесленные изделия другим племенам, жестко обособилась «каста» воинов, которые защищали тех самых купцов и общее благополучие всех членов этой «предтечи государства».
Вообще, практически все города-полисы Древней Греции имели неплохую армию, а потому в случае необходимости могли за себя постоять.
Разумеется, все эти люди предпочитали жить не в голом поле. Начали быстро возникать и развиваться крупные города. За счет того что в их стенах жили ремесленники и землевладельцы, купцы и воины, ученые и политики, они были полностью самодостаточными. Так и возникли полисы.
Но каким же было социальное устройство столь удивительных (по современным меркам) «городов»? Как ни странно, но основная часть населения полиса греческого образца была представлена свободными людьми, гражданами. Они участвовали как в производстве всего необходимого (скотоводы, аграрии, ремесленники), так и в защите своей земли. Воинское сословие защищало населенные пункты от не слишком опасных угроз, в то время как во времена вражеских набегов на защиту стен полиса выходили всего его жители.
Законы Солона
В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса – купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне – разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.
В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции – это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!
